Найти тему
alexunited

Транспортная реформа

Ровно год назад, 1 апреля, в Санкт-Петербурге начался переход на "новую модель транспортного обслуживания". Я с самого начала очень хотел написать свои впечатления об этом событии, но уговаривал себя подождать, потому что и первые проблемы наверняка должны были решиться быстро, и первая эйфория должна пройти - теперь можно уже пытаться давать оценку произошедшему.

Остановка "Станция метро "Автово" 22 июля (фото автора).
Остановка "Станция метро "Автово" 22 июля (фото автора).

Одной из основных задач реформы был отказ от "маршруток" - маленьких коммерческих автобусных маршрутов, которые во всех российских городах появились в девяностые годы прошлого века. Некоторые города (во главе с Москвой) это наследие трудных девяностых у себя уже убрали. Другие же погрязли в бесконечной веренице ПАЗиков и "Газелей". Мой родной город поставил, в целом, верную задачу - но полностью её не выполнил, потому что остались коммерческие маршруты, заказанные Ленинградской областью и соединяющие городские и областные территории.

Вместо большого количества микроавтобусов в Питере сейчас рябит в глазах от лазурных автобусов большой, средней и малой вместимости - последние отличаются от маршруток тем, что проезд в них стоит тех же денег, что и в другом наземном транспорте, и оплачивается теми же средствами, что и в других автобусах.

Автостанция "Счастливая улица", фото - фонтанка.ру
Автостанция "Счастливая улица", фото - фонтанка.ру

Главным плюсом новой модели стал, на мой взгляд, пересадочный тариф - раньше маршрут с пересадками подходил только владельцам проездного билета на длительный срок (в основном - школьникам и пенсионерам, хотя недавно появилась возможность купить безлимитный билет на сутки и трое суток, которой пользовались как туристы, так и горожане, которым требовалось провести день в разъездах по городу), а теперь можно спланировать поездку с несколькими пересадками по фиксированной цене и добраться из одного конца города в другой, не спускаясь в метро.

Появилось много новых длинных маршрутов, связывающих районы, между которыми раньше ходили только маршрутки (большей частью, трассы этих маршрутов дублируют закрытые коммерческие). Усилились некоторые трамвайные и троллейбусные маршруты, ранее дублировавшиеся маршрутками. Некоторые автобусные маршруты переведены в режим экспресса (не останавливаются на большинстве остановок, чтобы быстрее добираться до пункта назначения).

Автостанция "Звёздная улица", фото - фонтанка.ру
Автостанция "Звёздная улица", фото - фонтанка.ру

Недостатков у реформы полно. На столь огромные количества автобусов не рассчитаны ни улицы, по которым они ездят, ни конечные остановки, на которых они отстаиваются. В результате возникают пробки из автобусов и примкнувших к ним троллейбусов (например, на проспекте Ветеранов). По некоторым маршрутам ходят полупустые автобусы большой вместимости с малыми интервалами, а на других - переполненные автобусы малой вместимости. Многим бывшим пользователям маршруток стало гораздо менее удобно добираться к метро, потому что отменённый коммерческий маршрут проходил (а то и начинался) прямо под окнами, а до остановки нового автобуса надо ещё дойти. Интервалы на некоторых маршрутах не соответствуют плановому, а порой и плановые интервалы не отражают реальной необходимости.

Тем не менее, моё личное мнение заключается в том, что реформа удалась - насколько вообще при петербургском хаосе в управлении городом может что-то удаться. На многие проблемы власти старались реагировать оперативно, многое удалось поправить. А пробки на проспекте Ветеранов пусть уж лучше из больших автобусов будут, чем из маршруток.