Ровно год назад, 1 апреля, в Санкт-Петербурге начался переход на "новую модель транспортного обслуживания". Я с самого начала очень хотел написать свои впечатления об этом событии, но уговаривал себя подождать, потому что и первые проблемы наверняка должны были решиться быстро, и первая эйфория должна пройти - теперь можно уже пытаться давать оценку произошедшему.
Одной из основных задач реформы был отказ от "маршруток" - маленьких коммерческих автобусных маршрутов, которые во всех российских городах появились в девяностые годы прошлого века. Некоторые города (во главе с Москвой) это наследие трудных девяностых у себя уже убрали. Другие же погрязли в бесконечной веренице ПАЗиков и "Газелей". Мой родной город поставил, в целом, верную задачу - но полностью её не выполнил, потому что остались коммерческие маршруты, заказанные Ленинградской областью и соединяющие городские и областные территории.
Вместо большого количества микроавтобусов в Питере сейчас рябит в глазах от лазурных автобусов большой, средней и малой вместимости - последние отличаются от маршруток тем, что проезд в них стоит тех же денег, что и в другом наземном транспорте, и оплачивается теми же средствами, что и в других автобусах.
Главным плюсом новой модели стал, на мой взгляд, пересадочный тариф - раньше маршрут с пересадками подходил только владельцам проездного билета на длительный срок (в основном - школьникам и пенсионерам, хотя недавно появилась возможность купить безлимитный билет на сутки и трое суток, которой пользовались как туристы, так и горожане, которым требовалось провести день в разъездах по городу), а теперь можно спланировать поездку с несколькими пересадками по фиксированной цене и добраться из одного конца города в другой, не спускаясь в метро.
Появилось много новых длинных маршрутов, связывающих районы, между которыми раньше ходили только маршрутки (большей частью, трассы этих маршрутов дублируют закрытые коммерческие). Усилились некоторые трамвайные и троллейбусные маршруты, ранее дублировавшиеся маршрутками. Некоторые автобусные маршруты переведены в режим экспресса (не останавливаются на большинстве остановок, чтобы быстрее добираться до пункта назначения).
Недостатков у реформы полно. На столь огромные количества автобусов не рассчитаны ни улицы, по которым они ездят, ни конечные остановки, на которых они отстаиваются. В результате возникают пробки из автобусов и примкнувших к ним троллейбусов (например, на проспекте Ветеранов). По некоторым маршрутам ходят полупустые автобусы большой вместимости с малыми интервалами, а на других - переполненные автобусы малой вместимости. Многим бывшим пользователям маршруток стало гораздо менее удобно добираться к метро, потому что отменённый коммерческий маршрут проходил (а то и начинался) прямо под окнами, а до остановки нового автобуса надо ещё дойти. Интервалы на некоторых маршрутах не соответствуют плановому, а порой и плановые интервалы не отражают реальной необходимости.
Тем не менее, моё личное мнение заключается в том, что реформа удалась - насколько вообще при петербургском хаосе в управлении городом может что-то удаться. На многие проблемы власти старались реагировать оперативно, многое удалось поправить. А пробки на проспекте Ветеранов пусть уж лучше из больших автобусов будут, чем из маршруток.