Найти тему

Как помочь выпускнику получить максимум за тест ЕГЭ. Немного психологии

Оглавление

Иногда кажется, что вот он, сильный выпускник, ОГЭ сдал на пятёрку, базовые знания отличные, делать ничего не нужно, 85+ практически в кармане. Но вот прошли полгода, пишем диагностическую работу – и трубка 15, прицел 120, бац-бац, и мимо. 8-9 ошибок, и это без сочинения. Конечно, подготовка тестовой части – это прежде всего отработка непосредственно теории, но только «русским» вытягивание тестовой части на максимальный балл ограничиться, к сожалению, не может. Тест требует особого подхода )

Слишком хорошо тоже нехорошо

Современный ученик выполняет письменные работы, как правило, тяп-ляп. На этапе же подготовки к ЕГЭ он знает, что должен стараться, и начинает это делать изо всех не подготовленных к этому силёнок. Гипермотивация при подготовке к экзамену так же непродуктивна, как недостаток мотивации, и очень мешает. Избыточное усилие над тестом приводит к неправильной обработке информации, к «перекручиванию» правил, к поиску в заданиях «ловушек», которых нет и быть не может, и игнорированию тех, которые есть. Одним словом, если попросить слишком старающегося ученика пойти во двор и выкопать ямку для посадки семечка подсолнуха, он пригонит экскаватор и выроет котлован в три кубометра. Такое усилие, с одной стороны, очень изматывает, с другой совершенно бессмысленно: семечко всё равно в котлован не посадишь. В итоге деть всё знает, всё умеет – делает тест и заваливается ошибками так же, как тот, кто не знает и не умеет. Причём, если такого ученика ещё клевать упрёками, что он не старается, то он вообще сходит с резьбы: с каждой работой количество ошибок увеличивается. 

Один мой ученик так старался, что постоянно выдавал перлы в духе «слово "обАгреть" пишется с А, потому что это значит "стать багровым"» )) При этом орфографических ошибок в сочинении у него не было, но в тесте он крутил такие пируэты, что только дым шёл коромыслом. Пашка боролся со своей гипермотивацией (да, и это даже в каком-то смысле забавно) весь год. Сотню он так и не взял, пришёл с одной ошибкой за задание на определение типа речи – что меня не удивило. В этом задании можно расстараться на славу и выкопать тот ещё котлован )

Гипермотивация также приводит к постоянной перепроверке задания на фоне грызущего мозг чувства «я что-то упустил». Конечно, выпускник должен себя проверять, но если он это делает в тридцать восьмой раз, то можно быть уверенным, что он начнёт исправлять правильное на неправильное. 

Задача выпускника - стараться, но в меру, и год подготовки иногда как раз в каком-то смысле поиск этой меры.

Зафиксируйся и лети

Тестовая часть ЕГЭ по русскому состоит из заданий, проверяющих сформированность основных умений в области прежде всего орфографии и пунктуации. Плюс задания на знание норм языка, плюс задания по тексту – даже у сильных учеников голова сворачивается в трубочку. Корни, приставки, суффиксы, энки, нешки – такое переключение между правилами без ошибок, в том числе «технических», вытянуть сложно даже взрослым.

Когда я получала сертификат эксперта ЕГЭ от ФИПИ, должна была написать контрольную работу. Я не перфекционистка ни разу, но тут я словила пунктик – просто делом чести было написать тест без ошибок. Времени было достаточно, и я, зная своё постоянное торопыжство, убила 4 часа своей жизни, постоянно останавливаясь после каждого раздела в работе и давая голове отдых. Потом я ещё почти час всё проверяла – и увидела, что всё-таки несколько раз прочитала задание неправильно [фейспалм]. Если даже взрослая голова «вязнет» после пары десятка вопросов, что говорить о головах детских? 

Даже если ученик сильный, перед каждым заданием ему нужно «откалиброваться»: так, приставки… з/с… угу…пре/при…мена и на ы…взимать… иноязычные… вспомнил, поехали… На это уйдёт 10 секунд, но они своё дело сделают: нельзя «бросать» голову на следующую тему без передышки, у неё всё сваливается в кучу: корни, суффиксы, знаки препинания при обращении, сложноподчиненное предложение. И обязательно будет ошибка – у сильного ученика. Про слабого мы и не говорим.

Надо подумать!
Надо подумать!

Постой, паровоз, не стучите, колёса

Моя любимая песня о главном – тест надо делать медленно. Если выпускник торопится, он не успевает «переключиться» на задание, не успевает проанализировать проверяемый материал – да ничего не успевает, кроме сеяния ошибок. У меня на занятиях всегда одна и та же история: первая самостоятельная работа, никого не тороплю, главное – сделать правильно, работа рассчитана минут на 15. Через пять минут всё готово – и ни одного правильного ответа. Спрашиваю: куда ж ты несёшься, как ошпаренная лошадь торопился?! Ответ практически всегда один и тот же: в школе заставляют делать быстро, потому что на экзамене придётся делать быстро. Меня от этой логики, или лучше сказать, от её отсутствия, просто волосы выпадают на всех местах: ну как можно чему-то научиться на скорости? Одно дело - тренировочный процесс, другое – итоговый контроль, перемешивать одно с другим просто дико. Мы любые самостоятельные работы считаем формой тренировки, мы не на оценку работаем и даже диагностические пишем не столько для промежуточного контроля, сколько для систематизации знаний, «притёрки» к темпу работы, к умению «калиброваться» на задании. Если выпускник при тренировке всё делает быстро и при этом ошибается, он ничего не тренирует, просто толчет воду в ступе: тренировка предполагает ликвидацию ошибок, а не их повторение в разных вариациях. Именно поэтому при тренировке, вплоть до самого экзамена, мы смотрим в правила: чем глубже заякорится теория в течение года, тем легче выпускнику будет на экзамене.

Самую малость, но всё же )