Иногда кажется, что вот он, сильный выпускник, ОГЭ сдал на пятёрку, базовые знания отличные, делать ничего не нужно, 85+ практически в кармане. Но вот прошли полгода, пишем диагностическую работу – и трубка 15, прицел 120, бац-бац, и мимо. 8-9 ошибок, и это без сочинения. Конечно, подготовка тестовой части – это прежде всего отработка непосредственно теории, но только «русским» вытягивание тестовой части на максимальный балл ограничиться, к сожалению, не может. Тест требует особого подхода )
Слишком хорошо тоже нехорошо
Современный ученик выполняет письменные работы, как правило, тяп-ляп. На этапе же подготовки к ЕГЭ он знает, что должен стараться, и начинает это делать изо всех не подготовленных к этому силёнок. Гипермотивация при подготовке к экзамену так же непродуктивна, как недостаток мотивации, и очень мешает. Избыточное усилие над тестом приводит к неправильной обработке информации, к «перекручиванию» правил, к поиску в заданиях «ловушек», которых нет и быть не может, и игнорированию тех, которые есть. Одним словом, если попросить слишком старающегося ученика пойти во двор и выкопать ямку для посадки семечка подсолнуха, он пригонит экскаватор и выроет котлован в три кубометра. Такое усилие, с одной стороны, очень изматывает, с другой совершенно бессмысленно: семечко всё равно в котлован не посадишь. В итоге деть всё знает, всё умеет – делает тест и заваливается ошибками так же, как тот, кто не знает и не умеет. Причём, если такого ученика ещё клевать упрёками, что он не старается, то он вообще сходит с резьбы: с каждой работой количество ошибок увеличивается.
Один мой ученик так старался, что постоянно выдавал перлы в духе «слово "обАгреть" пишется с А, потому что это значит "стать багровым"» )) При этом орфографических ошибок в сочинении у него не было, но в тесте он крутил такие пируэты, что только дым шёл коромыслом. Пашка боролся со своей гипермотивацией (да, и это даже в каком-то смысле забавно) весь год. Сотню он так и не взял, пришёл с одной ошибкой за задание на определение типа речи – что меня не удивило. В этом задании можно расстараться на славу и выкопать тот ещё котлован )
Гипермотивация также приводит к постоянной перепроверке задания на фоне грызущего мозг чувства «я что-то упустил». Конечно, выпускник должен себя проверять, но если он это делает в тридцать восьмой раз, то можно быть уверенным, что он начнёт исправлять правильное на неправильное.
Задача выпускника - стараться, но в меру, и год подготовки иногда как раз в каком-то смысле поиск этой меры.
Зафиксируйся и лети
Тестовая часть ЕГЭ по русскому состоит из заданий, проверяющих сформированность основных умений в области прежде всего орфографии и пунктуации. Плюс задания на знание норм языка, плюс задания по тексту – даже у сильных учеников голова сворачивается в трубочку. Корни, приставки, суффиксы, энки, нешки – такое переключение между правилами без ошибок, в том числе «технических», вытянуть сложно даже взрослым.
Когда я получала сертификат эксперта ЕГЭ от ФИПИ, должна была написать контрольную работу. Я не перфекционистка ни разу, но тут я словила пунктик – просто делом чести было написать тест без ошибок. Времени было достаточно, и я, зная своё постоянное торопыжство, убила 4 часа своей жизни, постоянно останавливаясь после каждого раздела в работе и давая голове отдых. Потом я ещё почти час всё проверяла – и увидела, что всё-таки несколько раз прочитала задание неправильно [фейспалм]. Если даже взрослая голова «вязнет» после пары десятка вопросов, что говорить о головах детских?
Даже если ученик сильный, перед каждым заданием ему нужно «откалиброваться»: так, приставки… з/с… угу…пре/при…мена и на ы…взимать… иноязычные… вспомнил, поехали… На это уйдёт 10 секунд, но они своё дело сделают: нельзя «бросать» голову на следующую тему без передышки, у неё всё сваливается в кучу: корни, суффиксы, знаки препинания при обращении, сложноподчиненное предложение. И обязательно будет ошибка – у сильного ученика. Про слабого мы и не говорим.
Постой, паровоз, не стучите, колёса
Моя любимая песня о главном – тест надо делать медленно. Если выпускник торопится, он не успевает «переключиться» на задание, не успевает проанализировать проверяемый материал – да ничего не успевает, кроме сеяния ошибок. У меня на занятиях всегда одна и та же история: первая самостоятельная работа, никого не тороплю, главное – сделать правильно, работа рассчитана минут на 15. Через пять минут всё готово – и ни одного правильного ответа. Спрашиваю: куда ж ты несёшься, как ошпаренная лошадь торопился?! Ответ практически всегда один и тот же: в школе заставляют делать быстро, потому что на экзамене придётся делать быстро. Меня от этой логики, или лучше сказать, от её отсутствия, просто волосы выпадают на всех местах: ну как можно чему-то научиться на скорости? Одно дело - тренировочный процесс, другое – итоговый контроль, перемешивать одно с другим просто дико. Мы любые самостоятельные работы считаем формой тренировки, мы не на оценку работаем и даже диагностические пишем не столько для промежуточного контроля, сколько для систематизации знаний, «притёрки» к темпу работы, к умению «калиброваться» на задании. Если выпускник при тренировке всё делает быстро и при этом ошибается, он ничего не тренирует, просто толчет воду в ступе: тренировка предполагает ликвидацию ошибок, а не их повторение в разных вариациях. Именно поэтому при тренировке, вплоть до самого экзамена, мы смотрим в правила: чем глубже заякорится теория в течение года, тем легче выпускнику будет на экзамене.
Самую малость, но всё же )