Сегодня у меня появилась новая ученица – и задержала первое занятие почти на 10 минут. Я ждала её звонка, и уже позже выяснилось из разговора с мамой, что Варя все никак не могла собраться с силами и позвонить, потому что боялась: а вдруг я злая?
Репетитора, который готовит к ЕГЭ, можно сравнить с тренером в спорте высоких достижений – вот ни больше ни меньше. Подготовка тяжелая даже к базовому русскому (особенно если надо 90+), не говоря уже о профильных ЕГЭ, от результата экзамена часто зависит очень и очень многое – и каким в итоге быть репетитору, чтобы его воспитанник добился успеха, «злым» или «добрым»?
Вся штука в том, что невозможно быть одинаковым для всех, к ученикам разных темпераментов профессиональному репетитору приходится подлаживаться – если, конечно, важно, какую в итоге высоту ученик возьмёт.
Куда спешить? Не торопись. Идёт, как надо, наша жизнь
ЕГЭ как будто создан для того, чтобы его сдавали флегматики )) Это спокойные дети, уравновешенные, тихие, выдержанные. Работать с флегматиком и готовить его к ЕГЭ лично для меня удовольствие. Такие ученики довольно «толстокожи» и спокойно воспринимают и критику, и собственные ошибки. Если флегматик с ленцой, к нему можно и строгость проявить и даже поругать – и он спокойно вздохнёт и пообещает, что будет стараться. На флегматика угнетающе действует бурный темперамент учителя, под его тихий нрав приходится подстраиваться, особенно всяким возбудимым и излишне эмоциональным натурам типа меня. Кроме того, флегматика нельзя нервировать темпом или ругать, почему он делает что-то медленно – самый устойчивый к стрессу ученик, от скорости он начинает психовать и ошибаться. Для детей этого темперамента требуется чуть больше времени на выполнение стандартного задания, чем другим, для него это нормально, даже если он семи пядей во лбу.
Я стала замечать, что способный флегматик может иметь по русскому намертво вколоченную в дневник тройку, хотя это вообще не его оценка. Не знаю, когда именно враги подменили нам базовые методические требования к школьным заданиям (по русскому в частности), но последние годы учителя от учеников требуют всё делать б ы с т р о. У меня, старого солдата, от этого просто косы дыбом. Быстро написали диктант, не успели точку поставить – сдавайте работы. Быстро написали тест – ни разу не проверили, всё, время вышло. Сочинение вообще надо писать быстрее быстрого, пулей-дурой, на коленке – какой черновик, вы что, смеётесь, привыкайте писать как можно быстрее (и это уже не только принцип школы, а даже, например, курсов по подготовке школьников к поступлению на журфак. Что из этого «принципа» получается, отдельная страшная сказка). Да, на экзамене время ограничено, но помилуйте, ученику сначала надо н а у ч и т ь с я что-то делать, а потом наращивать скорость, не наоборот же. Кто-нибудь представляет себе мастера, скажем, резьбы по дереву, который вручил новому ученику паяльник и давай его гнать: быстрее, быстрее, тут глаза, тут уши, всё, похоже на зайца, сдавай? В средней школе ученик должен наработать навык орфографической зоркости и самопроверки, а как он этому научится, если у некоторых учителей проверять работу после выполнения вообще з а п р е щ е н о? В итоге быстрый темп выдерживают лишь очень сильные сангвиники, общая же обученность последние 15 лет только падает.
Просто крик души.
Стратегия работы с флегматиком – необходимая строгость, в некоторых случаях и жёсткость, выдерживание необходимого такому ученику темпа работы. Хотя при этом нельзя флегматику давать «вязнуть» в задании и киснуть над ним, но это касается большей частью детей средней школы, у выпускников обычно такой проблемы уже нет. Также необходимо добиваться от флегматика, чтобы он делал домашку не перед занятием - в таком случае ему нп будет хватать нужного времени, и качество будет сильно страдать.
А он, мятежный, просит бури
Холерик – довольно сложный ученик. Страстная натура, он с одной стороны не любит излишней строгости (которую он считывает как «злость») и воспринимает её как покушение на личную свободу. С холериком, как правило, сила действия равна силе противодействия. «Чистого» холерика вообще невозможно заставить что-то сделать или задавить авторитетом, с ним можно только договориться. С другой стороны, ему, как никому другому, нужны рамки, иногда довольно жёсткие – для его пылкого темперамента необходимы ограничения. Холерик может написать эссе на 10 листов, потому что у него мысли толпятся в голове и им всем нужно срочно на выход, а может вообще заявиться без сочинения, потому что «текст тупой, сказать по нему нечего». Как возбудимый тип, холерик плохо переживает стрессовые ситуации, поэтому может сильно напортачить в контрольной или на экзамене. Кроме того, он еще любит «загадывать наперёд» и представлять или свой триумф, или своё вероятное поражение и провал – и то, и другое на экзамене для всех только во вред, а уж для холерика и подавно.
Холерик с большим трудом переживает критику, у него часто обострённое до болезненности самолюбие, и, если его задеть, он разобидится в смерть – а для холерика, как ни для кого другого, важен контакт с учителем, и если его не будет, то не будет и результата. Холерики часто очень амбициозны, и им не нужно лишний раз напоминать об ошибке – стремясь выбиться в лидеры, холерик будет сам изо всех сил ошибки искоренять и при желании горы свернёт, ему надо только показать, где те горы ))
Стратегия работы с холериком – мягко стелить, но чтобы было жёстко спать, твердая рука в шёлковой перчатке. Держать ученика в рамках формата, «тушить» эмоции, проводить много контрольных работ для рутинизации стрессовой ситуации.