Христиане верят, что Иисус Христос родился от Марии и Святого духа. Это называется непорочным зачатием, потому что Бог не может быть порочен, а человеческая природа Иисуса не унаследовала первородного греха. В самой Библии нет такой формулировки, как "непорочное зачатие". Догмат основан на повествовании двух евангелий, где есть сюжет о вхождении Святого духа в Деву Марию. При этом в Библии есть евангелие, которое противоречит этому догмату. Что же там сказано?
Догмат о непорочности зачатия Иисуса основывается на двух евангелиях - от Матфея и от Луки. У Матфея сказано, что ангел явился Иосифу, мужу Марии, и сообщил ему, что Мария носит ребенка от Святого духа. Он также ссылается на пророка Исаию, где якобы есть пророчество, будто дева родит будущего Иисуса.
Мать Иисуса, Мария, была обручена с Иосифом, но прежде чем они поженились, оказалось, что она беременна. Младенец, которого ей предстояло родить, был от Святого Духа. (Матфей 1:18)
Я не буду здесь объяснять, почему в Книге пророка Исаии говорится совершенно о другом человеке, а не об Иисусе. У меня по этому вопросу написана отдельная статья. Здесь я хочу обратить внимание на противоречивость евангельских повествований, одно из которых подрывает догмат о непорочности.
В Евангелии от Луки ангел обращается не к Иосифу, а к Марии. Имя ангела - Гавриил:
Не бойся, Мария, потому что Бог проявил к тебе милость! Ты забеременеешь и родишь Сына, и назовешь Его Иисусом... Святой Дух сойдет на тебя, и тебя осенит сила Всевышнего. (Лука 1:30-31, 35)
Однако в самом раннем из всех евангелий, как канонических, так и неканонических, в Евангелии от Марка - ничего не сказано о зачатии Иисуса посредством Святого духа. Данный факт еще не говорит о том, что автор евангелия не верил в непорочное зачатие. Однако это серьезное упущение, ведь непорочность зачатия Иисуса служит основанием для догматики католиков, православных и многих других христианских конфессий.
Но самое важное находится в 3 главе евангелия:
Однажды, когда Иисус вошел в дом, опять собралась толпа, так что Ему и Его ученикам даже поесть было некогда. Услышав об этом, родственники Иисуса пришли забрать Его, потому что они говорили: - Он не в Своем уме. (Марк 3:20-21)
Семья Иисуса считала его сумасшедшим, потому что Иисус совершал чудеса, привлекая огромные толпы и вызывая споры среди еврейских лидеров.
Автор евангелия показывает нам, что против Иисуса шли многие люди, в том числе родственники. Книжники и фарисеи возмущались, что Иисус нарушает субботу и дружит с Сатаной. Родственники и вовсе называют Иисуса сумасшедшим.
Кто же входил в число родственников? Исходя из дальнейшего повествования, это были его мать, Дева Мария, и братья:
Пришли Его мать и братья и, стоя снаружи, попросили позвать Его. Вокруг Иисуса было много людей, и Ему передали: - Твоя мать, Твои братья и сестры стоят снаружи и спрашивают Тебя. (Марк 3:31-32)
Иисус, вместо того чтобы выйти к близким, назвал матерью и братьями тех, кто находился с ним рядом. Можно понять родственников Иисуса, почему они считали его сумасшедшим. Но как так получается, что Дева Мария, которая видела ангела Гавриила и его послание, позволила себе думать такое об Иисусе?
Таким образом, мы имеем следующие аргументы, свидетельствующие против непорочного зачатия в Евангелии от Марка:
1) Марк не рассказывает о рождении Иисуса, что является странным, потому что обстоятельства рождества важны для понимания миссии и природы Иисуса.
2) Марк не говорит, что Мария была девой.
3) Марк не говорит о необычном рождении Иисуса.
4) У Марка мать Иисуса, по всей видимости, не знает о божественной природе своего сына. Это согласуется с сюжетом, где родственники считают Иисуса сумасшедшим.
Как христиане оправдывают сумасшествие Иисуса в глазах Марии?
Очевидно, что многих христиан смущает этот отрывок, ведь не могла Мария думать, будто ее сын, родившийся от Бога, мог сойти с ума. Это вопиющее богохульство.
Толкователь Библии протоиерей Иоанн Бухарев пишет, что Мария не могла думать о своем сыне как о сумасшедшем. Таких мыслей могли придерживаться братья, поэтому под "родственниками" понимаются только они, а не Мария.
Другой православный богослов, Александр Лопухин, пишет, что родственники не считали Иисуса безумным, но думали, что ему необходимо отдохнуть от душевного напряжения. У католиков и протестантов я находил похожие объяснения.
Какое объяснение вы считаете более обоснованным?
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.