Сегодняшняя моя статья будет посвящена великой княгине Елизавете Романовой - внучке английской королевы Виктории и сестре последней императрицы Александры Романовой - нашей святой преподобномученице Елисавете.
На самом деле, родные мои, когда я только-только завела блог в дзене, я уже писала о княгине, но все хотела ту давнюю статью переделать и дополнить. Чего-то в ней, с моей точки зрения, не хватало. А сегодня, когда в нашей церкви я подошла к большой ростовой иконе святой Елисаветы и взглянула в её светлые, наполненные печалью, глаза, мысли снова вернули меня к той статье. И я удалила ее с дзена, оставив только ту часть, которая сейчас войдет в новую статью. Итак, поехали.
Начну с того, что три года назад, аккурат под конец Рождественского поста, мне пришла посылка из Дивеева. Там живет один мой хороший верующий друг, который работает врачом в Дивеевской ЦРБ имени Блохина. Посылку, признаюсь, я получить от него никак не ожидала и обнаружила в ней множество сухариков, освященных в чугунке батюшки Серафима, книги, иконы и мармелад пяти видов. Все это он прислал нам с дочкой в подарок на Рождество.
Белая книга с великой княгиней Елизаветой на обложке в центре вышепредставленной фотографии называлась "Путем любви". Она была издана Свято-Елисаветинским женским монастырем в городе Минске (это тот самый монастырь, который выпустил мой любимый цикл фильмов "Притчи" в 5 частях, о которых я когда-то уже рассказывала). Книга была издана к 100-летию со дня мученической гибели святой преподобномученицы Елисаветы. Последующие фотографии, которые я буду использовать в статье, будут взяты не из Сети, хотя они тоже там есть, а как раз из этой книги, посвященной великой княгине.
Я не буду рассказывать вам, родные мои, о прекрасных достоинствах княгини, ее красоте, доброте, бескорыстии и милосердии. Об этом сказано и написано немало рассказов и статей, которые есть в свободном доступе на многих ресурсах. Не буду также акцентировать внимание на том, какую роль она сыграла в истории России: как основала Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия, как помогала страждующим и обремененным в Первую мировую, какие ужасы перенесла, когда ее, беззащитную, сбросили в шахту в Алапаевске. Хотя, пожалуй, упомяну о том, что Елизавета вместе с остальными членами императорской семьи приезжала в Саров на прославление мощей святого преподобного Серафима Саровского в 1903 году, ведь именно император Николай II был инициатором прославления батюшки Серафима в лике святых, а я, как человек, регулярно пишущий о Дивеево и преподобном Серафиме, не могу об этом не сказать.
В те знаменательные дни у мощей батюшки Серафима на глазах великой княгини Елизаветы совершилось чудо. Одна девочка, немая от рождения, неожиданно заговорила. Мать ее, как и десятки тысяч людей, собравшихся на Саровские торжества, неистово плакала и молила святого о ниспослании ребенку голоса. Батюшка Серафим исполнил ее просьбу и исцелил девочку.
Но вернусь к тому, о чем хотела вам рассказать, родные мои.
Речь пойдет вовсе не о том подвиге, который совершила великая княгиня Елизавета Романова, погибнув за православную веру и Отечество. А о подвиге прощения злейшего врага (невероятный по человеческим меркам подвиг!), который произошел после убийства горячо любимого ею мужа великого князя Сергея Романова.
4 февраля 1905 года Сергей и Елизавета должны были встретиться. Он ехал в карете к горячо любимой супруге, но злой беспощадный умысел революционера Ивана Каляева навсегда изменил ход истории и судьбу великой княгини.
Когда карета подъехала на площадь у Никольской башни Кремля, произошел страшный взрыв: разорвалась бомба, брошенная Каляевым в коляску с великим князем. Она искорежила карету и отбросила смертельно раненого кучера на добрых 20 метров от места происшествия. Самое худшее случилось с Сергеем Романовым: бомба буквально разорвала князя на мелкие кусочки, которые потом люди находили и собирали в течение нескольких дней.
Елизавета Романова услышала взрыв и сердце ее сразу же оборвалось: она интуитивно поняла, что убили ее дорогого супруга. Испуганная и раздавленная острой болью княгиня выбежала на мороз в легком платьице и бросилась к останкам Сергея.
Если то, что от него осталось, можно было назвать останками - окровавленные кусочки тела вперемешку с одеждой и остатками взорванной кареты были разбросаны по снегу в радиусе нескольких метров. Несчастная женщина отчаянно рыдала и бережно собирала эти кусочки - единственное, что осталось у нее от горячо любимого супруга.
Я даже представить не берусь, что испытывала в тот ужасный миг великая княгиня, какую страшную испепеляющую боль ощущала, когда в одном платьице ползала по заснеженной мостовой в поисках останков любимого мужа. И что чувствовала Елизавета позже, когда прошел первый шок и она поняла, что князя больше нет, что она осталась одна на всем белом свете. Детей у супругов не было. А в Российской империи из кровных родственников у нее были только сестра-императрица, племянницы и цесаревич, которые при всем желании не могли заменить ей Сергея - свет ее души и сердца, которому она не успела сказать в последний раз, что любит, которого не обняла и не поцеловала, и встречи с которым с нетерпением ждала в Никольском дворце всего несколько минут назад.
Горе Елизаветы сложно описать словами. Да я этого делать и не буду. Его глубину и масштаб может понять только истинно любящий или любивший человек.
Отмечу только, что великая княгиня собралась с духом и выдержала эту боль, не сломилась и не расклеилась. Более того, она простила убийцу великого князя - Ивана Каляева. Того, кто совершил беспощадное злодеяние и отнял у нее драгоценного мужа.
7 февраля, уже через 3 дня после убийства мужа, Елизавета Романова нашла в себе силы и поехала в тюрьму, чтобы встретиться с человеком, который отнял у нее любимого мужчину. Она поехала туда не для того, чтобы наказать убийцу, а для того, чтобы понять и простить его.
Насколько сильной и милосердной девушкой нужно быть, чтобы простить того, кто стал виновником жуткой смерти самого родного и близкого на земле человека? Насколько смиренной и всепрощающей? Насколько верующей и сильной духовно, согласны, родные мои? А великая княгиня смогла это сделать.
Елизавета была искренне верующей христианкой. В православие она пришла не сразу, только когда поближе узнала нашу веру и полюбила ее. Приняв святое крещение, Елизавета стала ярой исповедницей православия. Она была чиста и светла, как ангел, и не смогла остаться в стороне от оступившегося грешника. Помогла ей это сделать евангельская любовь, живущая в её сердце.
В тюрьме Елизавета побеседовала с Каляевым, подарила ему Евангелие и крестик и сказала, что от имени мужа прощает ему совершенное злодеяние. В пиковый момент их разговора даже видавший виды Каляев растрогался и расчувствовался. Он не ожидал к себе такого отношения и не мог предположить, что заплаканная и изможденная горем княгиня окажется такой милосердной и чуткой по отношению к нему, убийце её мужа. Это подвигло революционера пасть к ее ногам и просить прощение за то, что он совершил.
Однако уже спустя несколько дней, когда волна чувствительности и раскаяния в Каляеве улеглась, он отправил великой княгине злобное письмо с оскорблениями, словно пытаясь отыграться на ней за то добро, которое вдруг вспыхнуло и погасло в его очерствевшем сердце. Но сам факт того, как убийца повел себя в присутствии будущей святой, о многом говорит.
Елизавета же не только искренне простила Каляева, но и попросила императора о его помиловании. Николай II собирался пойти ей навстречу, однако обстоятельства и военная обстановка в стране (шла Русско-японская война), сложились таким образом, что император не успел этого сделать и Каляев все-таки был казнен.
Мы предполагаем, а Бог располагает. Значит, так и было суждено Каляеву, раскаяние которого продлилось не более 3 дней.
В 1909 году великая княгиня основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, а в 1910 году стала крестовой сестрой и полностью посвятила себя служению людям и Богу, так как после гибели Сергея она не могла больше жить мирской жизнью, да и не хотела.
18 июля 1918 года Елизавету избили прикладами винтовок и сбросили на дно глубокой шахты близ Алапаевска вместе с остальными бывшими с ней узниками и некоторыми членами Дома Романовых. Великая княгиня погибла не сразу. Проезжавший мимо шахты крестьянин слышал, как она долго пела Херувимскую песню, а несколько месяцев спустя, когда армия адмирала Колчака заняла Екатеринбург и извлекла останки мучеников из шахты, оказалось, что тело ее осталось нетленным. Несколько лет спустя Елизавету, тело с гробом которой мыслимыми и немыслимыми путями вывезли из страны, похоронили на Святой земле в Гефсимании, как она того и хотела при жизни.
Так завершился земной путь великой женщины рода Романовых.
Святая преподобномученица Елисавета была всепрощающей, удивительной, светлой, чуткой, милосердной, доброй, ангелоподобной женщиной, как внешне, так и внутренне. Она не сломилась, несмотря на скорби, которые перенесла. Личное горе сделало великую княгиню сильнее и бесстрашнее. А Евангелие стало настольной книгой ее жизни, которому она всегда неукоснительно следовала - в делах, словах и поступках.
И пусть я не рассказала вам и толики того, о чем могла бы рассказать, повествуя о великой княгине, однако тему подвига прощения, думаю, раскрыла. И подвиг этот возможен был только благодаря любви к людям, которой сполна владела Елизавета.
Нам есть чему поучиться у святой преподобной, родные мои.
Воистину так.
Святая преподобномученица Елисавета, моли Бога о нас!
Постскриптум
Спасибо всем, родные мои, кто дочитал мою статью до конца. Буду благодарна, если вы поставите лайк (пальчик верх), тем самым оценив мой труд, и напишите свое мнение по поводу подвига прощения святой преподобномученицы Елисаветы или расскажите какие-то интересные факты из ее жизни.
От себя добавлю еще то, что друг, который прислал мне книгу "Путем любви", сделал акцент на то, что я (внешне и внутренне) напоминаю ему великую княгиню, включая стих, который представлен на фотографии ниже. Он тогда даже процитировал последний абзац, сказав, что великий князь Константин писал его словно бы обо мне.
Не знаю, насколько это близко к реальности, учитывая, что видел он меня всего один раз в жизни, когда в 2015 году мы с дочкой попали в Дивеевскую ЦРБ (об этом я рассказывала в этой статье), а после всегда общались только исключительно по телефону на богословские и православные темы, однако такое сравнение мне импонирует. Так как я горжусь образом жизни великой княгини, ее преданной любовью к Богу и к мужу, которую она сохранила до конца своих дней, праведным служением Отечеству, да и вообще ее характером и морально-нравственными ценностями.