Найти в Дзене
Живописные истории

«Чародей» и «Авантюристка» Жана-Антуана Ватто

Две данные картины, неповрежденные в результате неправильного обращения, сохранились в исключительно прекрасном состоянии, что редко случается с творчеством Жана-Антуана Ватто (1684–1721). Впервые они были описаны в 1738 году при продаже поместья художника и гравера Шарля-Франсуа Сильвестра, который, возможно, был их первым владельцем. После этого у этой пары картин была яркая и непрерывная история в коллекциях первого директора Лувра Доминика-Виванта Денона, а также Уильяма Бекфорда и его потомков, герцогов Гамильтон. Модели с картины «Чародей» одеты так, что невозможно определить к какому социальному классу они принадлежат. Если платья и плащи женщин современны, то их воротники с рюшами театральны и напоминают фламандский костюм XVII века. Гитарист, околдовавший девушек, носит короткий полосатый плащ того же кораллового цвета, что и его пиджак, брюки до колен и чулки. Похожий костюм, но в полоски разного цвета и с беретом, а не треуголкой, часто идентифицирует шутовского персона

Две данные картины, неповрежденные в результате неправильного обращения, сохранились в исключительно прекрасном состоянии, что редко случается с творчеством Жана-Антуана Ватто (1684–1721).

Впервые они были описаны в 1738 году при продаже поместья художника и гравера Шарля-Франсуа Сильвестра, который, возможно, был их первым владельцем.

После этого у этой пары картин была яркая и непрерывная история в коллекциях первого директора Лувра Доминика-Виванта Денона, а также Уильяма Бекфорда и его потомков, герцогов Гамильтон.

Жан-Антуан Ватто «Чародей»
Жан-Антуан Ватто «Чародей»

Модели с картины «Чародей» одеты так, что невозможно определить к какому социальному классу они принадлежат.

Если платья и плащи женщин современны, то их воротники с рюшами театральны и напоминают фламандский костюм XVII века.

Гитарист, околдовавший девушек, носит короткий полосатый плащ того же кораллового цвета, что и его пиджак, брюки до колен и чулки.

Похожий костюм, но в полоски разного цвета и с беретом, а не треуголкой, часто идентифицирует шутовского персонажа – Меццетена, который едва заметен здесь, паря на темном фоне справа.

Написанный в коричневато-красноватых оттенках, этот Меццетен мало чем отличается от статуи или духа, неоднозначного, возможно, слегка злобного.

Элегантная женщина в светлом, которая является объектом интереса музыканта, отворачивает от него голову, её неприветливая поза надменно выпрямлена.

Её спутница держит в руках черную маску, которая ассоциируется в первую очередь с венецианским карнавалом и также может рассматриваться как символ театра.

Бубен (атрибут сатирического бога Момуса) лежит в углу рядом с корзиной с цветами.

Жан-Антуан Ватто «Авантюристка»
Жан-Антуан Ватто «Авантюристка»

Авантюристка с одноименной картины тоже должно быть актриса.

Рукава её черного вышитого лифа отделаны розовой тесьмой в стиле художника Антониса ван Дейка (1599–1641).

Светлокожая и пухленькая, с тяжелыми веками и двойным подбородком, она явно рубенсовского типа.

Можно сказать, что Ватто в этом женском персонаже отдает дань уважения двум звездам фламандского искусства XVII века.

Сидящий музыкант играет для неё; рядом с ним сидит дама, а Пьеро в профиль и в белом как бы парит на заднем плане, слушая.

На отдаленном пейзаже, в неподвижной воде отражаются крошечные фигурки.

На этих картинах представлены элегантные, изысканные, театральные (и неоднозначные) развлечения, благодаря которым Ватто и прославился.