На тему возможностей школьной медиации по разрешению конфликтов и травли написано три статьи.
В первой мы начали об этом разговаривать и бегло рассмотрели явление и основного представителя в России.
Во второй была рассмотрена статья этого представителя на тему школьной травли.
В третьей мы разобрали "методику" разрешения школьных конфликтов в общем и травли в частности. Вот эти статьи:
При беглом (еще раз это подчеркиваю) рассмотрении данного явления у меня сложилось довольно неприятное впечатление. Я почти убежден, что события развивались следующим образом.
Когда-то мы в дёсны любили всё западное без разбора. В это время определенные деятели очень пытались протащить в наш образ жизни и склад ума такое явление, как "ювенальные технологии". Которые, кстати, имеют массу общего с когда-то отвергнутой педологией.
Так как эти самые "технологии" весьма обширны, в них свою "нишу" могли найти очень многие шарлатаны. Чем они и занимались.
Так уж вышло, что шарлатаны сегодня делятся на классических, самых обычных и тех, кто родился от "газообразного начальства" (Кондуит и Швамбрания), спит с ним или еще каким-то образом связан. И чем ближе шарлатан к высокопоставленным людям, тем легче ему "приютиться" в более популярной и востребованной "нише".
Если же шарлатан является "внебрачным сыном" какого-то чиновника, то и "нишу" ему "папаша" выделяет такую, которая расположена подальше от кормушки.
И получается, что вроде и угодил-помог, и "инвестицию" сделал. Выстрелит у сынка – и спасибо получишь, и выгода может быть. Не выстрелит – "совесть" будет чиста.
Так и заезжали "медиаторы" в управленческие кабинеты низшего уровня, становились "жидким начальством" в терминологии "Кондуита".
Если говорить о школьной медиации, то тут "не выгорело". Отрасль эта сейчас еле-еле чадит, толком ничего не решая, но и не привлекая к себе особого внимания. Основные деятели, насколько я понимаю, занимают какие-то посты и постики, получая какие-то деньги. В том числе от своего "инфоцыганства". Коновалов, например, сидит в "управленческом аппарате" созданном Калиной.
И это в некотором роде удобно всем. Начальству удобно, потому что "ежели что", так у него вот такая служба имеется. Начальство "бдит и держит руку" на пульсе.
Руководителям и идеологам удобно государственными зарплатами, возможностями подворовывать по-мелочи и заниматься "инфоцыганством".
Конкретным школьным исполнителям это нужно для того, чтобы уйти из учителей на значительно менее нервную и напряжённую "работу" или, не имея педагогического образования, войти в школу на такую работу. Ничего особенно не делая получать среднюю зарплату или какую-то надбавку к основной деятельности и раздувать свою значимость. Если, к примеру, это "направление" ведет психолог или социальный педагог.
Школьному руководству удобно тем, что в случае чего они могут прикрыть свои плюшевые зады соответствующими бумагами. Пример таких бумаг был приведен в предыдущей статье, где мы касались расстрела в брянской гимназии. Те бумаги – я уверен – прекрасно скармливали прокуратуре.
Вот и получается, что основной минус состоит в том, что на деле медиаторы, чего бы они не хотели в голове, создают видимость решения проблемы. Считая, что такое решение у медиаторов имеется, общество успокаивается и не спешит бить в набат. Чего, естественно, не делают и сами "предложившие решение" медиаторы. Они просят денег, настаивают на расширении этого явления на все школы, но в набат не бьют. А зачем?
Быть медиатором довольно просто, судя по Коновалову. Таких "специалистов" Макаренко описывал частенько. Например, тут:
Но в наробраз я старался не ездить: слишком неласково и даже пренебрежительно со мной там разговаривали. Особенно заедал меня один из инспекторов, Шарин — очень красивый кокетливый брюнет с прекрасными вьющимися волосами, победитель сердцем губернских дам. У него толстые, красные и влажные губы и круглые подчеркнутые брови. Кто его знает, чем он занимался до 1917 года, но теперь он великий специалист как раз по социальному воспитанию. Он прекрасно усвоил несколько сот модных терминов и умел бесконечно низать пустые словесные трели, убежденный, что за ними скрываются педагогические и революционные ценности.
Ко мне он относился высокомерно-враждебно с того дня, когда я не удержался от действительно неудержимого смеха.
Заехал он как-то в колонию. В моем кабинете увидел на столе барометр-анероид.
— Что это за штука? — спросил он.
— Барометр.
— Какой барометр?
— Барометр, — удивился я, — погоду у нас предсказывает.
— Предсказывает погоду? Как же он может предсказывать погоду, когда он стоит у вас на столе? Ведь погода не здесь, а на дворе.
Вот в этот момент я и расхохотался неприлично, неудержимо. Если бы
Шарин не имел такого ученого вида, если бы не его приват-доцентская шевелюра, если бы не его апломб ученого!
Он очень рассердился:
— Что вы смеетесь? А еще педагог. Как вы можете воспитывать ваших воспитанников? Вы должны мне обьяснить, если видите, что я не знаю, а не смеяться.
Нет, я не способен был на такое великодушие — я продолжал хохотать. Когда-то я слышал анекдот, почти буквально повторявший мой разговор с Шариным о барометре, и мне показалось удивительно забавным, что такие глупые анекдоты повторяются в жизни и что в них принимают участие инспектора губнаробраза.
Шарин обиделся и уехал.
Во время моего доклада о дисциплине он меня «крыл» беспощадно.
— Локализованная система медико-педагогического воздействия на личность ребенка, поскольку она дифференцируется в учреждении социального воспитания, должна превалировать настолько, насколько она согласуется с естественными потребностями ребенка и настолько она выявляет творческие перспективы в развитии данной стуктуры — биологической, социальной и экономической. Исходя из этого мы констатируем…
Он в течение двух часов, почти не переводя духа и с полузакрытыми глазами, давил собрание подобной ученой резиной, но закончил с чисто житейским пафосом:
— Жизнь есть веселость.
Глупость? Не знаю, не знаю...
Как-то так получается, что все эти "глупцы" от чубайсов до коноваловых слишком тепло устроены по сравнению с теми же учителями.
Измена? Это нужно проверять хотя бы из-за того, что от данной "отрасли знания" слишком несёт иностранщиной.
Мне кажется, что там "коктейль" из глупости и измены. Но, повторяю, нужно проверять и разбираться.
После этого вдвойне удивительно, что есть люди, способные рассмотреть в "медиации" нечто традиционное. На это, например, давила одна из защитниц данной темы:
Но если это так важно и традиционно-культурно, а проблема решается важнейшая, то какая к чёрту плата?! Все эти деятели "антибуллинговые" тогда просто обязаны открыть все свои архивы и предоставить общественности наработки, спасая детей. Тем более что всем им есть что мазать на хлебушек. Кого ни рассматривал, так все на должностях, с бизнесом, с конюшнями и федеральными организациями. Но нет! Курсы для родителей и учителей ведем платные! Материалы закрыты.
И тут нужно отдельно подчеркнуть, что я не "мажу одним цветом" всех "медиаторов". Уверен, что есть люди, которые искренне болеют сердцем и за наше детство и за проблему травли. И такие люди, будучи более или менее ближе к школе, пытаются найти хоть какие-то источники информации.
Пройдя "обучение" у различных "медиаторов" такие люди потом продолжают работать так, как могут, получив от них только некоторый статус и делая действительно важное дело с той или иной степенью результативности.
Но даже таким людям трудно сказать, что когда-то они – разумные люди – употребили эти интеллектуальные нечистоты. Трудно выбросить в мусорку свои "дипломы", которые, вместе с потраченным временем, уже стали частью их личности. Вот в том числе на таком свойстве человеческой природы "медиаторство" и держится.
Книга Роберта Бэрона и Деборы Ричардсон "Агрессия" представляет собой собрание и анализ основных теорий в области проявления человеческой агрессивности. И в ней имеются места, которые можно притянуть за уши под теоретическую базу медиации.
И хотя на нее наши "столпы медиаторства" не ссылаются (видимо, за незнанием), приведу и другое мнение, высказанное в этой же книге:
"...Возможно, в случае менее тяжких деяний посредничество имеет место чаще или позволяет свести вероятность того, что агрессивный конфликт перерастет в преступление, до минимума...
...Однако исследование Бордена (Borden, 1975) показало, что будет ли наличие публики способствовать появлению агрессии или, напротив, подавлять ее, довольно сильно зависит от того, как оцениваются эти люди...
Как отмечено Борденом (Borden, 1975), эти результаты вкупе с результатами предыдущих исследований предполагают, что зависимость интенсивности агрессии от присутствия посторонних лиц обусловлена тем, как агрессор оценивает отношение этих лиц к агрессии. Если агрессор ожидает одобрения — агрессия усилится, а если неодобрения — агрессия зачастую может подавляться. Однако, независимо от знака этого эффекта, очевидно, что посторонние могут повлиять на вероятность и силу агрессии как самим фактом присутствия, так и своими явными прямыми действиями".
Добавлю к этому немного от себя, как от практика. Не только отношение посторонних к проявлению агрессивности тут важно. Важнейшим фактором еще является и то, насколько эти люди для агрессора авторитетны! И это, к сожалению, в исследовании Бордена не фигурирует.
И если уж мы коснулись практики, то хочу обратить особое внимание на то, что заниматься разработкой таких серьезных проблем как травля и школьные конфликты, люди далекие от школы конечно могут. Если это какие-то ученые. Но и в этом случае они должны отталкиваться от опыта и мнения практиков. А лучше бы и вовсе выступать для практиков некоторого рода "вспомогательными энциклопедиями". Иначе они наисследуют такого, что потом очередному макаренко придется писать про очередную "педагогическую библиотеку" нелестные отзывы.
Проблему настоящей травли и серьезных школьных конфликтов более-менее "полюбовно" может решить только учитель/классный руководитель, который годами живет и работает с этим детьми, знает этих детей, имеет авторитет у этих детей. А не психолог, социальный педагог или медиатор. Кто-то из них может помогать учителю, а кто-то совершенно лишний. И уж тем более никаких отдельных служб тут создавать не нужно. Нужно освободить учителя от ерунды, дав ему время на решение этих проблем, немного подучить и заплатить деньги.
Однако есть у явления "медиации" и плюс. Он в том, что к проблеме привлекается хоть какое-то внимание. И если завтра Коновалов признает ошибочность своего подхода и начнет работать с учителями, то я буду это только приветствовать. Потому что нужно писать программы обучения для учителей, в которых будут основные признаки травли, описание её этапов и то, что с ней может сделать самый обычный учитель в сотрудничестве с родителями и психологами.
На том и завершим этот небольшой обзор.