О самой проблеме травли и конфликтов говорить много не буду. Убежден, что подавляющее большинство "экспертов" понятия не имеет, что с ней делать.
В том числе поэтому мы хватаем как горячие пирожки всё то, что предлагают на эту тему на Западе. Даже не смотря на эффективность всего этого там, в то время, когда она крайне низка. Об этом просто вопиет их новостная лента, их фильмы их даже их законы:
К таким "пирожкам" относится и медиация. Которая, якобы, очень хорошо разработана, как идея. У которой, якобы, есть конкретные методики.
В декабре прошлого года я присутствовал на семинаре ВШЭ по близкой теме:
Ничего нового для себя не вынес. В смысле, "нового" в вопросе о степени понимания данной проблемы психолого-педагогическим сообществом. Даже там (а ведь "вши" позиционируются, как великие специалисты) по данным вопросам – детский лепет.
На мой вопрос о конкретных методиках медиации девочки стали рассказывать о том, что история медиации в России насчитывает уже много лет и ссылаться не передовиков. Вернее, на одного – назвали имя Антона Коновалова. И тут впору тяжело вздохнуть...
Антон Юрьевич Коновалов, – сейчас я вас познакомлю.
В 1992 году Коновалов отучился на светотехника в театральном художественно-техническом училище. В 1997 году на психолога в московском педагогическом колледже, в 2000 году окончил обучение в московском педагогическом университете по специальности "социальная педагогика".
В 2003 году в Британии разбирался с тем, что такое "восстановительное правосудие" (сами "гуглите", мне "воды" тут и без того хватает), в 2008 году Антон стажировался по направлению медиации в Польше, где получил сертификат тренера по школьной медиации.
В 2012 году Коновалов получил диплом "профессионального медиатора и тренера по медиации" в "институте Международных Социально-гуманитарных Связей". Институт этот, насколько я смог разобраться, являлся типичной коммерческой шарашкиной конторой, которая уже перестала существовать. Но до сих пор можно найти средний балл, он таков:
Видимо, вооружившись очередными новыми знаниями Антон решил, что нет предела совершенству и отправился в Германию. Там, в этом же 2012 году, он прошел какую-то "стажировку" по "социальной работе".
Как на Западе в общем и в Германии в частности ведется "социальная работа" сегодня, к счастью, все уже в курсе. Информации о том, как у родителей забирают детей – масса. Поэтому останавливаться на этом не будем.
Переходим к послужному списку Коновалова и если вы думаете, что там будет хоть одна школа, то вы ошибаетесь.
Среди прочего на мой взгляд несущественного нужно отметить следующие моменты.
Во-первых, в его "профессиональной" деятельности "европейско-международное", мелькает так же часто, как и в обучении. Конкретно указано, что он работал в международных проектах с участием "Великобритании, Польши и других стран". Видимо, столь же стремящихся оказать помощь нашей Родине.
Во-вторых – Антон становится методистом Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы. А по отдельной неподтвержденной информации еще и к Минпросу примазывается:
Далее он организовывает "более 700 служб примирения" и руководит проектами "с иностранным участием". Работает по заказу администрации того самого "пилотного" Пермского края с его скандальной "Траекторией". Становится научным сотрудником в МГПУ и работает в "лаборатории ювенальных технологий".
У Антона имеется собственный сайт, по своим структуре, наполнению и принципам, на мой взгляд, похожий на проект очередного инфоцыгана. Где за какую-то плату предлагается доступ к онлайн-курсам.
Насколько я за профессиональную деятельность изучил данную сферу там, получив "образование", тут же заручаешься поддержкой в создании очередной "службы школьной медиации" в очередной школе. Которую Антон потом прибавляет к своим "более 700" службам. В итоге доволен Антон, доволен новый специалист, получивший возможность "зарабатывать" деньги, довольна школа.
Школа довольна потому, что теперь ее "...адница" прикрыта, если, вдруг, из-за какого-то конфликта или травли какая-то девочка перестреляет своих одноклассников. Как это недавно было в Брянске, например.
Ведь если зайти на сайт той гимназии, то мы найдем там много интересного. На все случаи жизни в гимназии ведётся работа. Так, например, там создана "школьная служба медиации (примирения)", имеющая план работы и ответственных за его выполнение:
Не удивлюсь, если слово "примирение" рядом с "медиацией" появилось что у Антона, что в документах школ после 2020 года...
Очень интересно, какое отношение "методики" и деятельность Антона имеют именно к этой службе. Правда, интересно. Я бы с удовольствием посмотрел на "дипломы" "специалистов" местной ШСМ. Ведь, даже по названиям с сайта Антона и с приведенного "документа" сходство велико. Возможно, там и методики общие?
Напоминаю, что очередной чубайс Коновалов мне стал известен после ссылки на него не где-нибудь, а на семинаре ВШЭ, как на ведущего специалиста...
В общем, мое предвзятое отношение к медиации, как к системе по предотвращению травли и решению конфликтов в школе оформилось в строго отрицательное.
Во всех случаях, когда у меня имеется предвзятое отношение я прикладываю все силы, чтобы разобраться объективно. И тут объективность не сыграла на руку медиаторам.
У них нет никакой системы конкретных знаний и умений. Да и сомневаюсь я, что такая система есть в западной "кладезе мудрости", откуда черпают вдохновение наши "медиаторы". Вся их конкретика сводится к совершенно техническим вопросам: как организовать службу, с кем она может взаимодействовать, сколько федеральных семинаров нужно провести, какое законодательство под всё это можно подтащить и так далее.
Как только начинаешь вникать в "методики", понимаешь, что кроме "воды" и инфоцыганства там нет ничего.
Вы прочли первую часть, вторая часть, третья, четвертая.
Мой контакт в "телеге". По всем вопросам писать можно туда.
Ликбез для учителей (делюсь собственными наработками и приёмами).
Ликбез для родителей (рассказываю, как решал проблемы с дочерью).
Экстремальная педагогика (педагогическое исследование).
Все о безопасности детей от ОБЖшника.
"Восточный фронт" (книга о том, как я работал в школах; говорят, неплохо).
Вторая книга "Восточный фронт" (пробую писать продолжение).
Всё о детской травле (больше и глубже о ней вы не прочтете нигде).
Рассказы (их не много и они все на тему участия в СВО).
Анатомия ЕГЭ в лицах (о тех, кто разваливал советское образование).