Я ничего более не хочу читать о жене Пушкина Наталье Николаевне Гончаровой. Всё уже давно написано и самое плохое и самое хорошее. Но невольно Татьяна Ларина из романа Александра Пушкина заставляет меня это сделать и предаться сравнениям. Итак, что мы находим в романе?
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто, целый день одна,
Сидела молча у окна.
Далее сравниваем это с биографией Натальи Николаевны Гончаровой.
Наталья Николаевна была пятым ребёнком из семи детей Гончаровых. Обстановка в семье была тяжёлой. В Полотняном Заводе всем распоряжался дед Натальи Николаевны, Афанасий Николаевич. Родители Натальи переехали в Москву, оставив младшую дочь на попечение деда, который её любил и баловал, девочка прожила у деда ещё около трёх лет. Её мать Наталья Ивановна Гончарова была властной женщиной с тяжёлым характером, на которую наложила отпечаток неудачная семейная жизнь. Наталья Ивановна строго воспитывала детей, требуя беспрекословного подчинения. Наталья и её сёстры получили хорошее домашнее образование. Однако Наталья Николаевна признавала, что писать по-французски ей было гораздо легче, чем по-русски. Так и в романе. Её письмо Евгению Онегину было написано на французском языке. Наталья Николаевна отличалась красотой с ранних лет. Её очень рано стали вывозить в свет. Татьяна Ларина была не столь красива. Но нельзя же поэту Александру Пушкину делать точную копию с портрета своей жены.
Его жена была просто удивительным самородком в своей семье. Он это видел сам и не однократно при посещении семьи Гончаровых, будучи женихом.
Поэт оставил в покое деревню, но наделил Татьяну Ларину удивительными чертами. Давайте посмотрим, какими и когда. Татьяну, как и Наталью стали возить к родне, а потом и по балам в поисках богатого жениха. Вспомним, что и та и другая были бесприданницами. Она быстро освоились в свете и держала себя одновременно и строго и доброжелательно и все к ней тянулись. В Собрании на неё обратил внимание важный генерал и она стала его женой.
Но вот толпа заколебалась,
По зале шепот пробежал...
К хозяйке дама приближалась,
За нею важный генерал.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней,
Разница невелика. Сам поэт несколько раз сватался к Наталье Николаевне. Ну пусть Александр Пушкин и не был генералом, он он был поэтом известным всей России. И генерал с супругой и поэт были приняты в высшем свете. И, если генерал заработал свои боевые раны на Кавказе, то и поэту Кавказ был не чужд .
А вот самое интересное начинается далее. Ну как Александр Пушкин мог уже тогда в этом романе соединить свою жену с этим израненным генералом, который в романе был другом Евгения Онегина, а в реальной жизни вдовы Пушкина он был другом брата Гончаровой Натальи Николаевны. Да и сам Александр Пушкин с каким-то из братьев Ланских был знаком. Возможно и с будущим мужем свой жены. Скорее всего оно так и было. Но я так глубоко не копала. Он что всё это заранее предвидел и предначертал? Удивительно!
Он что уже тогда знал, что ни Наталья Николаевна ни Пётр Петрович Ланской не будут располагать особыми средствами и помощь им в воспитании детей будет оказывать царская казна, как она сделала это после смерти поэта, погасив все его долги и, взяв на себя заботу о его имуществе, жене и детях.
Распоряжение Государя:
1. Заплатить долги.
2. Заложенное имение отца очистить от долга.
3. Вдове пенсион и дочери по замужество.
4. Сыновей в пажи и по 1500 рублей на воспитание каждого по вступление на службу.
5. Сочинения издать на казённый счёт в пользу вдовы и детей.
6. Единовременно 10 000 рублей.
А как же это? Он, что же в лице Владимира Ленского свою судьбу предвидел и погиб на дуэли, защищая честь свой жены, которую любил чистосердечно.
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла. Поэта,
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень.
Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас,
И за могильною чертою
К ней не домчится гимн времен,
Благословение племен.
Теперь уже чета Ланских была обласкана в свете. И как же поэту Александру Пушкину хотелось, чтобы это было так, чтобы высокую душу его жены все понимали и ценили, как это делал он.
К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале, и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.
Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar. (Не могу…
Как мы все знаем, Александр Сергеевич Пушкин просил жену после его смерти носить траур по нему 2 года. И только через 6 лет после его смерти она стала появляться в свете. Замуж вышла через 7 лет после его смерти.
А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
Ланская, несмотря на счастливый брак, хранила добрую память о Пушкине. Она пережила его на 26 лет, но каждая пятница для нее была днём траура. Ведь именно в пятницу скончался Александр Сергеевич. И Наталья Николаевна в этот день недели никогда не принимала гостей, почти ничего не ела и была печальна. До конца своих дней она придерживалась этого правила.
Если вам интересно на моём канале — подписывайтесь! Рассказывайте свои истории! И не забывайте ставить лайки!