Детей, которые живут в псковском Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, практически не отличишь от семейных. За последние годы в вопросах их воспитания произошли значительные изменения, и явно в лучшую сторону. Хотя каждому из ребят по-прежнему не хватает «своего» взрослого рядом, они побеждают во всероссийских конкурсах, защищают свои проекты и получают гранты на их реализацию, ездят отдыхать в известные российские лагеря, помогают животным, участвуют в различных акциях. Как изменился Центр за последние годы, чем и как сегодня живут его воспитанники, «АиФ-Псков» рассказала его руководитель Алена Момент.
Без семьи
- Алена Александровна, расскажите о Центре: чем он занимается, кто его воспитанники?
- До 2015 года наше учреждение называлось просто: Псковский детский дом. В 2023 году мы отметили 21 год со дня его создания. В основном у нас здесь находятся ребята из Пскова и Псковского района, но есть и из других муниципалитетов области. Например, ребята из Красногородской школы-интернат «Агрошколы», которая перестала быть учреждением для детей-сирот.
- В Центре находятся ребята, у которых нет родителей или они лишены родительских прав? Или не только?
- Есть родители, которые не могут заниматься воспитанием своего ребенка. Родительских прав они не лишены, но у них возникла трудная жизненная ситуация и они обратились в органы опеки, где им предложили определить ребенка к нам. Но все-таки у нас больше детей, которые остались без попечения родителей. Наше учреждение нацелено на сопровождение именно таких детей.
- С какого возраста они к вам попадают?
- С трех лет и находятся тут до совершеннолетия. Могут уйти раньше: например, если после 9-го класса пошли учиться в средне-специальное образовательное учреждение. А бывает, что ребенку уж исполнилось 18 лет, но он продолжает учиться в школе и живет у нас.
- Процент ребят, которые идут учиться в 10-11 класс, наверное, небольшой?
- Действительно, большинство оканчивают только 9 классов, но это их личное желание. И, я думаю, что оно ни разу не ошибочное, потому что пока одни учатся еще два года в школе и 4-5 лет в вузе, наши выпускники получают профессию, и не одну. Есть у нас примеры, когда после средних учебных заведений ребята идут в высшие и оканчивают их с отличием. Сейчас у нас в Центре две девочки, которые учатся в 10-м классе и хотят поступать в вуз, одна из них хочет быть психологом-криминалистом.
Кроме этого, у нас организовано постинтернатное сопровождение ребят. Им могут воспользоваться наши выпускники до 23 лет.
- Они пробуют жить самостоятельно под присмотром наставников?
- Да, мы им предоставляем жилое помещение, у них есть кухня, спальни. Как правило, этим пользуются ребята, которые не получили пока жилье, а денег на съемное нет.
- Сколько сейчас в Центре детей?
- 32 ребенка. А когда здесь был детский дом, в нем проживали 56 детей. Здание, в котором мы сейчас находимся – это бывший детский сад. Вместе со всеми специалистами и обслуживающим персоналом тут могут находиться 40 с небольшим детей. 32 – это, наверное, самое оптимальное число, золотая середина. Большая часть наших детей – это подростки. Это связано с тем, что, во-первых, ребята младшего возраста не так часто к нам попадают, а во-вторых, их быстро берут под опеку. Иной раз и месяца не проходит, а ребенка уже забирают.
Желание ребенка – закон
- Что вы делаете для того, чтобы дети жили в семьях?
- Есть ребята, в большинстве своем это подростки, которые не хотят уходить из Центра. Некоторые поддерживают отношения со своими родными и отказываются перейти в новую семью. Есть и другая ситуация, когда дети стали сиротами, но хорошо помнят маму и папу, и не готовы их заменить новыми. Охотнее под опеку берут ребят младшего возраста.
На начальном этапе проходит психологическая подготовка воспитанников к переходу в приемную семью. Для этого специалисты Центра проводят анкетирование и беседы с каждым воспитанником, чтобы выяснить какую семью хотел бы ребенок – многодетную или быть единственным ребенком, живущую в большом городе или в деревне, в своем доме с множеством домашних животных.
В это же время комитетом по социальной защите Псковской области данные детей заносятся в банк данных детей, оставшихся без попечения родителей, в котором потенциальные приемные родители могут узнать о каждом ребенке. В нашем Центре также организуются съемки видеосюжетов о детях, ждущих своих приемных родителей (Псковское телевидение, программа «Хочу домой», московская съемочная группа программы «Когда все дома» с рубрикой «У вас будет ребенок»). Когда появляются желающие взять ребенка из нашего Центра родители, то с ними сначала общаются наши специалисты, затем происходит знакомство с ребенком. И когда всё складывается удачно, ребенок обретает семью!
В 2023 году мы передали в семьи 7 ребят.
- Это хороший показатель?
- Да, тем более, что из семи детей, пятеро – три сестры и два брата – были взяты одной семьей. Это редкость не только для Псковской области, но и для всей России.
- Как правило, детей берут в псковские семьи или за пределы региона?
- Не могу сказать, кто берет больше или меньше. Но есть семьи из Смоленской области, Крыма, Московской области, Санкт-Петербурга.
- Меняется с годами ли специфика, характер, облик вновь попадающих в Центр детей?
- К нам поступают дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. У каждого ребенка она своя. Наша задача организовать комплексное сопровождение этих детей. Большинство приписываемых современной молодежи «особенностей» вовсе не являются таковыми: подростки «цифровой эпохи» практически ничем не отличаются от своих предшественников. Они проходят все те этапы взросления и становления в жизни, что и мы в свое время. А так-то у нас ребята все активные, любознательные.
- Судя по страницам Центра в соцсетях, они еще и талантливые. Ваши подопечные – постоянные участники и победители различных конкурсов, в том числе всероссийских. Это дети такие или причина в другом?
- Как и любые дети, наши воспитанники очень подвижные и энергичные. И для того, чтобы их энергия не стала причиной опасных и рискованных поступков, а была направлена в позитивное русло, самым эффективным методом является активное вовлечение детей и подростков в участие в различных конкурсах, премиях и проектах.
Такой опыт очень полезен для воспитанников! Это расширяет их кругозор, создаёт ситуацию успеха, повышая самооценку, и даёт пример активной гражданской позиции. Не бывает детей без способностей, но эти способности необходимо раскрыть. Поэтому специалисты и педагоги нашего Центра очень большое внимание уделяют выявлению и развитию способностей каждого ребенка, а также поиску различных конкурсов, проектов, в которых дети смогли бы проявить свои способности. За два года участия в международном конкурсе «Экология – дело каждого!» у нас 12 ребят побывали в лагере «Орленок».
Друг в помощь
- Не раз вы уже упомянули своих педагогов, специалистов. Что у вас за коллектив? Приходит ли молодежь?
- Коллектив у нас устоявшийся, сформированный. Многие работают с момента открытия учреждения.
- А молодые кадры у вас есть?
- Из молодежи у нас волонтеры, они приходят к нашим ребятам и те им всегда рады. Молодые педагоги к нам идут неохотно, но также неохотно они идут и в детские сады, и в школы. Это все-таки большая ответственность. Конечно, с молодыми людьми ребята наши быстро находят общий язык, но и с нашими педагогами тоже отлично ладят. Хотя, как и в любой семье бывают конфликты «отцов и детей».
- Как и в любой семье, наверняка, бывают и трудные дети. К вам ребята попадают, как правило, из неблагополучных семей?
- Все наши воспитанники это дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Не сразу дети идут на контакт, у многих имеется негативный опыт общения с взрослыми и сформировалось недоверие к окружающим. Поэтому в работе с такими детьми необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Тем не менее, успехи есть. Мы ведем комплексное сопровождение таких ребят, подключаем их к участию в разных мероприятиях. Есть у нас, слава Богу, люди, которые помогают ходить и на выставки, и на фестивали, и на концерты, и в походы.
- Расскажите про тех, кто вам помогает: это самые обычные люди или крупные благотворители? Как они вас находят?
- Они либо находят нашу страничку в социальных сетях, либо официальный сайт, звонят, пишут, предлагают помощь, кто какую может. Мы ни от чего не отказываемся, разве что одежду и обувь не берем, потому что в этом плане у нас дети материально обеспечены всем.
Есть у нас и давние партнеры, благодаря которым в прошлом году мы отремонтировали столовую. Содружество выпускников детских домов «Дети всей страны» очень часто организует нам походы в цирк, на выставки, квесты. Мы еще и с Троицким собором сотрудничаем, там тоже много разных мероприятий проводится.
Но есть и самые обычные люди, которые хотят помочь. В конце прошлого года к нам пришел мальчик лет десяти с мамой. У него был день рождения и вместо подарка он захотел пойти в Центр и угостить наших ребят. Это редкость, чтобы дети так делали.
- А чего вашим детям не хватает?
- Наши дети обеспечены всем необходимым в материальном плане. Большинство наших ребят – подростки, которые по тем или иным причинам не хотят идти в семьи и покидать детский дом, здесь им всё привычно. Вот для таких детей лучшим вариантом было бы найти в ком-то наставника. Роль наставника мог бы выполнять любой взрослый, который знаком с ребенком, имеет авторитет у подростка. Такой значимый взрослый не обязательно должен быть сотрудником учреждения, им может стать любой желающий. Но нужно понимать, что он не должен формально относиться к своей роли и появляться перед ребенком только по праздникам, он должен быть готов стать для ребенка поддержкой, старшим другом, хорошим советчиком. И речь не идёт о материальной помощи, а о положительном примере, нравственном образце!
- Уже есть такие?
- Есть, да. Это взрослые, в том числе и из числа наших партнеров. Даже после выпуска, когда у ребят своя семья образуется, они все равно шефствуют над ними. Формируется крепкая дружба, при любом удобном случае они встречаются и помогают.
- Внутри Центра у вас не принято наставничество, когда старшие становятся примером и поддержкой для младших?
- Девочки, конечно, берут шефство над малышами. Для маленьких они как мама-папа. При таком взаимодействии младшие быстрее развиваются, а старшие учатся ухаживать, заботиться.
Как за каменной стеной
- Вы судьбу свои выпускников отслеживаете? Может, они вам помогают?
- Такого, что прямо отслеживаем, нет. Но некоторые приходят, встречаются с воспитателями, которые их растили. Есть случаи, когда старшие, встав на ноги, забирают под опеку младших братьев и сестер.
- Есть расхожее мнение, что многие дети, выросшие без родителей, впоследствии сами повторяют такой же жизненный сценарий. Насколько это соответствует действительности?
- К счастью, у нас такого нет. Но это опять-таки зависит от условий, в которых дети провели большую часть времени. Какой пример они видели перед собой. Все ребята хотят жить в семье. В новой или в прежней, но в семье. Проблема в том, что когда ребенок достаточно долгое время живет в Центре у него есть очень большая потребность в семье, но как в ней строить отношения он не знает. Для решения данных проблем наши специалисты проводят беседы и тренинги с воспитанниками о роли матерей и отцов в семье, о решении спорных вопросов с родителями, братьями, сестрами, о роли семьи в обществе.
- В обществе есть стереотип, что выпускники детских домов лишены элементарных бытовых навыков: не умеют ходить в магазин, пожарить яичницу, оплатить коммуналку. Так ли это?
- Такая проблема существует. В нашем Центре организованы кулинарные занятия, на которых дети не только изучают теоретическую часть приготовления пищи, но и применяют эти знания в процессе практических занятий. Например, составляют список необходимых продуктов, вместе с воспитателями закупают продукты в магазине и затем готовят. А также у нас проходят уроки финансовой грамотности, где детей готовят к тому, как вести свой бюджет, как не попасть в руки мошенников, как не стать должником.
- У детей есть деньги, чтобы они могли купить какую-то незначительную мелочь, но сами?
- Те ребята, у которых на счетах есть средства, могут получить необходимую сумму на покупку, например, телефона. А так снятие наличных средств не предусмотрено. Свои карманные деньги есть у тех, кому дают родственники. А есть же те, кто вообще не получает ничего, и тут мы уже стараемся благотворителей привлекать.
- Правильно ли я понимаю, что если ваш ребенок захочет чем-то заниматься, например, фигурным катанием, то вы сделаете все, чтобы он смог заниматься?
- Да, будем стараться. Наши дети получают подарки, и чаще всего они приходятся на новогодние праздники, перед 1 сентября, в день защиты детей. А ведь детям-сиротам необходимо внимание не только несколько раз в год. И конечно материальная помощь это не самое главное, с детьми можно провести какое-то обучающее, развивающее мероприятие – мастер-класс, экскурсию, совместную поездку.
Мы стараемся воспитывать в наших воспитанниках гражданскую активность, привлекать к волонтёрской деятельности. Это формирует в них ответственность и понимание того, что они могут не только получать и быть пассивными потребителями, но и сами что-то отдавать, приносить пользу. В этом направлении наши дети часто участвуют в различных экологических акциях, таких, как помощь приюту «Лесопилка», сбор макулатуры и тому подобное. Также воспитанники всегда принимают участие в патриотических мероприятиях.
Общение, сопровождение, поддержка, доброе слово – в этом они нуждаются. Им нужен пример, им нужна семья, они хотят знать, как это: быть в семье, быть любимыми, находиться «как за каменной стеной». Понятное дело, что здесь их никто не дает в обиду, но это не то. Все же у нас учреждение, а очень нужен дом.