BYD — это компания-вундеркинд. Начав как полный аутсайдер, она уложила на лопатки Tesla на её родном поле — электромобильном.
15 лет назад у нас на тест-драйве был бензиновый хетчбэк BYD Flyer, который заглох во время фотосъемки. Это вообще единственная машина, сдохшая у меня на тест-драйве. В нулевых годах BYD был воплощением всего худшего в китайских машинах первой волны наравне с Chery Amulet и Great Wall Sailor.
Зато я узнал, что BYD — это вообще-то китайский производитель литий-ионных батарей для недорогих смартфонов, в частности, бюджетных Nokia. В автомобильную тему компания залезла на волне китайской моды, обожглась и тихо сгинула. Вскоре о бензиновых BYD мы забыли.
В середине десятых годов BYD снова попал в поле зрения с новостями об отказе от машин с ДВС. Ну-ну, ветер в батарею, подумал я ехидно, и забыл о BYD ещё лет на семь.
А когда в прошлом году вышла очередная статистика китайского авторынка, я вдруг обнаружил электрическую BYD на первой строчке впереди не только местных марок, но и куда более могущественных совместных предприятий с GM, Volkswagen, Nissan и Toyota. Более того, самой популярной моделью Китая в прошлом году стал электрический BYD Song Plus (он бывает подзаряжаемым гибридом и чистым электромобилем).
При столь наэлектризованных амбициях у BYD был хороший ориентир — американская Tesla. Когда руководство BYD заявляло о желании побороться, Илон Маск искренне хохотал, давился и говорил, мол, ню-ню.
Теперь Илону не до смеха. По итогам 2023 года Tesla удержала мировое лидерство в продажах чистых электромобилей с результатом 1,809 млн машин. Но BYD уже дышит в затылок — 1,575 млн машин, к которым можно добавить почти столько же подзаряжаемых гибридов (итого более 3 млн «электричек»).
И BYD набирает обороты. В четвёртом квартале 2023 года компания уже была впереди Tesla: 526 тысяч китайских электромобилей против 485 тысяч американских. А в наступившем году я бы сделал ставку на BYD. Фирма является вторым в мире (после CATL) производителем литий-ионных батарей, а у электромобилей это самый наукоемкий и дорогой узел.
Проблема Tesla — очень узкий модельный ряд. В прошлом году 95% продаж обеспечили два брата Model 3 и Model Y. Последний выступил блестяще, став самым популярным электромобилем Европы, но за счёт активного демпинга. У BYD же модельный ряд разнообразнее, и компания агрессивно вгрызается в сегмент бюджетных электромобилей. Компактные BYD Dolphin и Segull в прошлом году взяли уверенный старт и по итогам года, возможно, станут лидерами продаж. А скоро BYD получит натрий-ионные батареи, что ещё больше усилит потенциал. Tesla тоже планирует дешёвую модель (проект Redwood), но не ранее 2025 года.
До сих пор BYD концентрировал усилия преимущественно на китайском рынке, но сейчас активно наступает в Европе: результаты пока скромные, но к 2030 году компания планирует занять 10% электромобильного рынка Старого Света, поставляя по 800 тысяч машин. Она строит завод в Венгрии и уже запустила предприятие в Узбекистане.
Похоже, электромобильный рынок поделят компании, над которыми старожилы рынка до поры смеялись.