Найти в Дзене
Это Краснов

Tesla потеряла лидерство на рынке электромобилей. Её опередила компания-вундеркинд из КНР

BYD — это компания-вундеркинд. Начав как полный аутсайдер, она уложила на лопатки Tesla на её родном поле — электромобильном.

15 лет назад у нас на тест-драйве был бензиновый хетчбэк BYD Flyer, который заглох во время фотосъемки. Это вообще единственная машина, сдохшая у меня на тест-драйве. В нулевых годах BYD был воплощением всего худшего в китайских машинах первой волны наравне с Chery Amulet и Great Wall Sailor.

BYD Flyer. Вспомнить о нём нечего
BYD Flyer. Вспомнить о нём нечего

Зато я узнал, что BYD — это вообще-то китайский производитель литий-ионных батарей для недорогих смартфонов, в частности, бюджетных Nokia. В автомобильную тему компания залезла на волне китайской моды, обожглась и тихо сгинула. Вскоре о бензиновых BYD мы забыли.

А вот современный BYD Song L. И это чистый электромобиль
А вот современный BYD Song L. И это чистый электромобиль

В середине десятых годов BYD снова попал в поле зрения с новостями об отказе от машин с ДВС. Ну-ну, ветер в батарею, подумал я ехидно, и забыл о BYD ещё лет на семь.

В прошлом году электро-кроссовер BYD Song Plus стал лидером китайского рынка в абсолютном зачёте
В прошлом году электро-кроссовер BYD Song Plus стал лидером китайского рынка в абсолютном зачёте

А когда в прошлом году вышла очередная статистика китайского авторынка, я вдруг обнаружил электрическую BYD на первой строчке впереди не только местных марок, но и куда более могущественных совместных предприятий с GM, Volkswagen, Nissan и Toyota. Более того, самой популярной моделью Китая в прошлом году стал электрический BYD Song Plus (он бывает подзаряжаемым гибридом и чистым электромобилем).

Белая линия — это доля BYD на китайском рынке. Он обогнал даже Volkswagen, который удерживал лидерство с 2008 года
Белая линия — это доля BYD на китайском рынке. Он обогнал даже Volkswagen, который удерживал лидерство с 2008 года

При столь наэлектризованных амбициях у BYD был хороший ориентир — американская Tesla. Когда руководство BYD заявляло о желании побороться, Илон Маск искренне хохотал, давился и говорил, мол, ню-ню.

BYD запустил свою премиум-марку Yangwang. На фото — внедорожник U8, подзаряжаемый гибрид
BYD запустил свою премиум-марку Yangwang. На фото — внедорожник U8, подзаряжаемый гибрид

Теперь Илону не до смеха. По итогам 2023 года Tesla удержала мировое лидерство в продажах чистых электромобилей с результатом 1,809 млн машин. Но BYD уже дышит в затылок — 1,575 млн машин, к которым можно добавить почти столько же подзаряжаемых гибридов (итого более 3 млн «электричек»).

И BYD набирает обороты. В четвёртом квартале 2023 года компания уже была впереди Tesla: 526 тысяч китайских электромобилей против 485 тысяч американских. А в наступившем году я бы сделал ставку на BYD. Фирма является вторым в мире (после CATL) производителем литий-ионных батарей, а у электромобилей это самый наукоемкий и дорогой узел.

Городской электромобиль BYD Seagull имеет шансы стать самой популярной моделью Китая в 2024 году. В 2023 году лидировала Tesla Model Y
Городской электромобиль BYD Seagull имеет шансы стать самой популярной моделью Китая в 2024 году. В 2023 году лидировала Tesla Model Y

Проблема Tesla — очень узкий модельный ряд. В прошлом году 95% продаж обеспечили два брата Model 3 и Model Y. Последний выступил блестяще, став самым популярным электромобилем Европы, но за счёт активного демпинга. У BYD же модельный ряд разнообразнее, и компания агрессивно вгрызается в сегмент бюджетных электромобилей. Компактные BYD Dolphin и Segull в прошлом году взяли уверенный старт и по итогам года, возможно, станут лидерами продаж. А скоро BYD получит натрий-ионные батареи, что ещё больше усилит потенциал. Tesla тоже планирует дешёвую модель (проект Redwood), но не ранее 2025 года.

BYD Dolphin — конкурент Nissan Leaf на европейском рынке
BYD Dolphin — конкурент Nissan Leaf на европейском рынке

До сих пор BYD концентрировал усилия преимущественно на китайском рынке, но сейчас активно наступает в Европе: результаты пока скромные, но к 2030 году компания планирует занять 10% электромобильного рынка Старого Света, поставляя по 800 тысяч машин. Она строит завод в Венгрии и уже запустила предприятие в Узбекистане.

Пока лидер европейских продаж среди BYD — кроссовер Atto 3. В Швеции он входит в топ-3 самых популярных моделей, но то ли ещё будет
Пока лидер европейских продаж среди BYD — кроссовер Atto 3. В Швеции он входит в топ-3 самых популярных моделей, но то ли ещё будет

Похоже, электромобильный рынок поделят компании, над которыми старожилы рынка до поры смеялись.