Найти в Дзене
Это Краснов

Творческих вам узбеков. Электромобильный бум в экс-советской республике

В 2023 году продажи электромобилей в Узбекистане выросли так резко, что позади осталась даже России, которая установила свой личный рекорд. Но если у нас реализовано чуть более 14 тысяч электрокаров, то в Узбекистане почти 26 тысяч. И доля «электричек» у нас составляет 1,4%, а там — 5,7%. Более того, электромобили китайской компании BYD стали единственными, кто смог вклиниться в стройный список Chevrolet узбекской сборки. Дело пошло так хорошо, что в январе 2024 года BYD запустила производство двух электрифицированных моделей в Узбекистане. И да, Узбекистан теплее, но дело не только в этом. В чём причина скачка С 2019 года Узбекистан отменял барьеры для ввоза электрокаров. Сейчас таможенная пошлина и акциз нулевые, и при ввозе электромобиля оплачивается НДС=12% и утилизационный сбор в 10 млн сумов (примерно 73 тысячи рублей). Ещё 4,3 тысячи млн сумов (31 тысячу рублей) нужно отдать за сертификацию (аналог нашего СБКТС). Сравните это с заградительными пошлинами в России: у нас сборы по
BYD Chasor — одна из локализованных в Узбекистане моделей BYD
BYD Chasor — одна из локализованных в Узбекистане моделей BYD

В 2023 году продажи электромобилей в Узбекистане выросли так резко, что позади осталась даже России, которая установила свой личный рекорд. Но если у нас реализовано чуть более 14 тысяч электрокаров, то в Узбекистане почти 26 тысяч. И доля «электричек» у нас составляет 1,4%, а там — 5,7%. Более того, электромобили китайской компании BYD стали единственными, кто смог вклиниться в стройный список Chevrolet узбекской сборки. Дело пошло так хорошо, что в январе 2024 года BYD запустила производство двух электрифицированных моделей в Узбекистане. И да, Узбекистан теплее, но дело не только в этом.

В чём причина скачка

С 2019 года Узбекистан отменял барьеры для ввоза электрокаров. Сейчас таможенная пошлина и акциз нулевые, и при ввозе электромобиля оплачивается НДС=12% и утилизационный сбор в 10 млн сумов (примерно 73 тысячи рублей). Ещё 4,3 тысячи млн сумов (31 тысячу рублей) нужно отдать за сертификацию (аналог нашего СБКТС). Сравните это с заградительными пошлинами в России: у нас сборы порой сопоставимы со стоимостью электромобиля в Китае.

BYD Song Plus — кроссовер размером с Toyota RAV4. В Узбекистане стоит от 368 млн сумов (2,65 млн рублей)
BYD Song Plus — кроссовер размером с Toyota RAV4. В Узбекистане стоит от 368 млн сумов (2,65 млн рублей)

Лидером электрических продаж стал кроссовер BYD Song Plus — в прошлом году эта модель первенствовала и в родном Китае. Справедливости ради, он бывает как электромобилем, так и подзаряжаемым гибридом. Неудивительно, что именно Song Plus будут выпускать в Узбекистане наряду с седаном Chazor.

BYD Chasor (Destroyer 05) — седан размером с Toyota Corolla, который стоит от 286 млн сумов (2 млн рублей)
BYD Chasor (Destroyer 05) — седан размером с Toyota Corolla, который стоит от 286 млн сумов (2 млн рублей)

Узбекистан вообще находится на подъеме, и, кстати, тамошний завод GM возглавляет Бу Андерссон, бывший глава АВТОВАЗа (и самый удачный).

России стоило бы учесть опыт Узбекистана. Наши пошлины сильно сдерживают продажи «электричек», что замедляет развитие сети электрозарядных станций, что, в свою очередь, тормозит продажи, и далее по кругу. Разрубить этот круг помог бы льготный режим ввоза электрокаров, но правительство делает ставку на местных производителей. Хотя в Узбекистане одно другому не мешает: прёт как импорт, так и местное производство.