Немного об авторе. Ане Риэль (р. 1971) - датская писательница, автор четырех романов и одного сборника рассказов. На русский язык переведены два её романа – «Смола» и «Зверь».
Роман «Смола» – небольшой по объёму, меньше трёхсот страниц, прочитать можно за два дня. Но впечатление оставляет ужасающе гнетущее.
Жила на маленьком островке семья. Одна семья на всём острове. Точнее, это был не остров, а полуостров, который соединялся с островом чуть побольше узким перешейком. Семья была вполне неплохая – отец, мать и два сына. Отец плотничал, делал из дерева разные изделия, и приучал к своему ремеслу сыновей. Старший мальчик был более общительным, а младшего, Йенса, вполне устраивало общество отца.
Особенно хорошо получались у отца гробы - предмет, без которого никому не удавалось обойтись. В каждый гроб он вкладывал частичку своей души. Сделав очередной гроб, он сам ложился в него, чтобы удостовериться, что лежать в нём будет удобно. И Йенс тоже любил прилечь в гроб рядом с отцом, потому что именно там у них получались самые задушевные разговоры. Отец рассказывал сыну о природе, о жизни и смерти, о том, как поступали с умершими древние египтяне... А однажды отца убило молнией, и именно Йенс нашёл его, мёртвого, в лесу.
Может, именно это потрясение стало тем триггером, тем спусковым крючком, который запустил в мозгу мальчика необратимый процесс?
Старший сын вырос и уехал из дома, а Йенс остался с матерью. Потом женился, жена родила ему дочь Лив. Как же он любил и жену, и дочку! Только очень боялся, что их у него могут отнять – злые врачи, к примеру, или социальные службы, или школьные учителя, или даже... собственная мать, которая не могла не видеть странности в поведении сына!
И Йенс нашёл свой выход, своё решение, как уберечь Лив от всех опасностей внешнего мира. Он её просто объявил умершей. Чтобы все о ней забыли, чтобы не отдавать её в школу.
Он был хорошим отцом. Он научил дочку правилам выживаемости, научил её добывать еду и прочие необходимые в хозяйстве вещи. Кто же виноват в том, что его душевное состояние всё ухудшалось и ухудшалось, а вещей в их усадьбе становилось всё больше и больше?
А Лив отвечала на отцовскую любовь своей детской любовью. Она верила в то, что папа плохому не научит, что папа всегда прав, что папа – самый лучший, что папу надо слушаться всегда и беспрекословно. Она же не знала другой жизни, не видела других семей, других детей.
Очень страшная история о том, что может сделать со своими близкими сумасшедший человек.
Книга очень меня впечатлила, только вот в счастливый конец не верится. Вряд ли Лив поступила бы так, как описано в книге, думаю, она защищала бы отца до конца. И вряд ли она сможет вновь социализироваться, по крайней мере быстро и до конца, ведь понятия о добре и зле у неё оказались в результате отцовского воспитания весьма размытыми, граница между добром и злом оказалась не на том месте, где она должна быть.
К минусам книги могу отнести не совсем проработанную историю о том, почему же так повредилась психика Йенса (есть только мои собственные предположения), не очень понятно также, что случилось с его женой, матерью Лив. Понятно, что она заболела, но чем и почему?
Даже не знаю, кому можно порекомендовать эту книгу для прочтения, уж больно мрачное послевкусие остаётся от неё. Но я автором заинтересовалась, и другие её книги прочитать хотела бы.