25,2K подписчиков

По разной колее, или почему отсутствует единобразие российского трамвая

4,2K прочитали
Калининградский трамвай. Колея 1000 мм. Фото transphoto.org
Калининградский трамвай. Колея 1000 мм. Фото transphoto.org

Исторически так сложилось, что ширина колеи трамвайных систем в нескольких городах нашей страны отличается от традиционной российской, которая, как известно, составляет 1524 мм. Это произошло по разным причинам. Впрочем, эта проблема не только легкорельсового транспорта, но и железнодорожной сети в целом.

Многие наши читатели, наверняка, пересекали границу в западном направлении в пассажирском поезде. На станциях Брест, Чоп, Унгены поезд задерживается на пару часов. В это время происходит замена вагонных тележек. Состав заезжает на площадку, здесь железнодорожники «откручивают» тележки вагонов и поднимают вагоны домкратом. После этого тепловоз вытаскивает тележки с российской колеей, и затем подкатывает тележки с европейской колеей 1435 мм, или наоборот. Такая операция необходима из-за разницы ширины колеи российской и европейской примерно в 9 см.

Исторически так сложилось, что ширина колеи трамвайных систем в нескольких городах нашей страны отличается от традиционной российской, которая, как известно, составляет 1524 мм.-2

Проблему можно решить достаточно просто – «перешить» колею железных дорог на один стандарт и отпадет необходимость в проведении таких операций по перестановке вагонов на разные тележки. Но вот в этом и есть проблема. Просто так взять и перешить железнодорожную колею непросто. Для этого нужны огромные вложения и остановка на определенное время железнодорожного движения на довольно протяженных участках сети. Приведем пример Финляндии. Железнодорожная сеть которой сформировалась в период Российской империи, соответственно ее сооружали как российскую (1524 мм). После провозглашения независимости прошло уже более 100 лет. И до сих пор финские железные дороги имеют российскую колею. Два десятилетия потребовалось на "перешивку" ж.д. сети острове Сахалин с японской колеи (1067 мм) на российскую.

Во времена СССР и взаимной торговли со странами социалистического содружества на самых грузонапряженных направлениях в сторону этих стран прокладывали участки дорог с отечественной колеей. Первым был 18-километровый участок в Румынию на металлургический комбинат в городе Галац. По нему возили железную руду из Кривого Рога.

А самая протяженная длиной практически 400 км широкая колея была сооружена в Польшу на металлургический комбинат в Верхней Силезии. Проложены были и другие небольшие участки с широкой колеей в странах с европейскими стандартами.

Участок смены колесных пар
Участок смены колесных пар

Впрочем, это лирическое отступление. В контексте материала, важно, что ширина колеи городского трамвая и железнодорожной сети помогает организовывать такие необычные транспортные системы как «tram/train». Трамвай получает возможность с уличной сети выезжать на железнодорожную и, таким образом, работать как пригородный электропоезд. Такие системы получили распространение в ФРГ. В 60-ые годы в Западной Германии экспериментировали с различными вариантами развития общественного транспорта.

Трамвайная разница

Но вернемся в «родные пенаты». Оказывается, в РФ существует три размера трамвайной колеи. Конечно, преобладающей колеей трамвайных систем большинства городов является отечественная в 1524 мм. Второй типаж – это метровая колея. Ее можно обнаружить в Калининграде. В этом случае даже не надо объяснять, почему в самой западной трамвайной системе страны именно эта колея. Да-да, наследие Кенигсберга. Кроме того, метровая колея в Пятигорске. Такая же колея сохранилась и в других городах союзных республик бывш. СССР.

Во времена, когда еще не было федеральных программ по обновлению городского пассажирского транспорта, в период второго десятилетия XXI века ввозили б/у трамваи из стран Европы. Так в Калининграде появились трамваи из немецких городов Коттбус и Галле. В восточных землях ФРГ проводили замену подвижного состава и с удовольствием отдали чехословацкие трамваи в Калининград и Пятигорск.

Отечественная модель ООО "ПК Транспортные системы" 71-921 "Корсар" с узкой колеей в Калининграде. Фото transphoto.org
Отечественная модель ООО "ПК Транспортные системы" 71-921 "Корсар" с узкой колеей в Калининграде. Фото transphoto.org

Также калининградские власти сделали попытку заказать партию трамваев на польском заводе Pesa с метровой колеей. Но сделка не состоялась по причине принятого в 2014 году постановления правительства о запрете ввоза ряда типов техники. Но в конце концов Калининграду все же удалось обновить парк техники. Российская компания ООО «ПК Транспортные системы» поставила в 2021-2022 гг трамваи узкой колеи «Корсар» модели 71-921.

Теперь пришла очередь курортного Пятигорска. Мэрия направила заявку на субсидирование покупки новых трамваев. В случае одобрения, в 2024 году предприятие рассчитывает получить 5 новых вагонов, в следующем - 10, и далее 35 трамваев. Вагоны какого производителя получит курортный город определится во время проведения конкурсных процедур.

В нашей стране также имелся опыт по перешивке трамвайной колеи с метровой на обычную 1524 мм колею. Это произошло в городе Владикавказе (бывш. Орджоникидзе) в далекие 30-ые годы. Надо выразить руководителям того времени благодарность, поскольку современникам уже не испытывать головную боль при обновлении парка техники.

Отечественный трамвай ООО "ПК Транспортные системы" 71-911 "CityStar" в Ростове-на-Дону с европейской колеей. Фото сайта transphoto.org
Отечественный трамвай ООО "ПК Транспортные системы" 71-911 "CityStar" в Ростове-на-Дону с европейской колеей. Фото сайта transphoto.org

Как не вспомнить в этом случае опыт Ростова-на-Дону. Отметим, что это единственный город в стране с трамвайной системой с европейской колеей (1435 мм). А причина в том, что в основании трамвая этого города стоял бельгийский капитал. С тех пор никто не предпринимал попыток перешить колею на отечественную.

Сегодня подвижной состав парка состоит из 30 вагонов ООО «ПК Транспортные системы» модели «CityStar» 71-911 Е. Все эти трамваи будут модернизированы в рамках трамвайной концессии, которая сегодня реализуется в городе на Дону. Планы по развитию трамвай системы представлены на схеме.

Исторически так сложилось, что ширина колеи трамвайных систем в нескольких городах нашей страны отличается от традиционной российской, которая, как известно, составляет 1524 мм.-6

Замах тут масштабный. Подразделение известной компании «Синара» в период 2023-2028 вложит в развитие ростовской трамвайной сети 61 млрд руб. Будет обновлено 119 км трамвайных путей (из них 75,3 км будут построены «с нуля», а 43,7 км реконструированы. Построят два новых депо и шесть тяговых подстанций. Осуществлены поставки 76 новых трехсекционных трамваев и обновлены 30 CityStar.

"Синара" поставит трехсекционники в Ростов-на-Дону
"Синара" поставит трехсекционники в Ростов-на-Дону

И в заключении, перешивка трамвайных тележек с европейской на отечественную колею была достаточно распространенным явлением в трамвайных парках страны. Напомним, в первую половину прошлого десятилетия, когда еще отсутствовала практика федеральной поддержки обновления городского пассажирского транспорта, а речи о трамвайных концессиях вообще не было, многие города проводили такую политику. В этот период, как известно, многие города бывшей Германской Демократической Республики (восточной Германии) массово заменяли подвижной состав на современные вагоны.

Чехословацкие трамваи Tatra KT4DM из Восточного Берлина прибыли в Ижевск в 2014 году. Фото transphoto.org
Чехословацкие трамваи Tatra KT4DM из Восточного Берлина прибыли в Ижевск в 2014 году. Фото transphoto.org

Морально устаревшую и б/у технику фактически за бесценок отдавали российским эмиссарам. Парк городов ГДР в основном состоял из трамваев чехословацкого производства Tatra. Вагоны в течение эксплуатационного периода проходили обслуживание ремонт и могли вполне ездить в России еще не одно десятилетие. В основном этим подвижным составом интересовались так называемые «татрогорода», то есть те населенные пункты, парк которых состоял из чехословацких вагонов.

Экс-берлинский вагон в Ижевске. фото transphoto.org
Экс-берлинский вагон в Ижевске. фото transphoto.org

Например, в Барнаул поступали трамваи из Дрездена и Хемница, в Ижевск и Новосибирск из Берлина, в Курск из Праги и т.д. Единственно, что во всех этих городах приходилось проводить «перековку» колесных пар на отечественную колею.

Первый модернизант "CityStar" для Ростова-на-Дону. Фото паблика VK Ростовский общественный транспорт
Первый модернизант "CityStar" для Ростова-на-Дону. Фото паблика VK Ростовский общественный транспорт

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz