Найти тему

Организация сопровождения 1С в компании ЛарджСпейс

Сегодня я расскажу о том, как мы организовали процесс сопровождения 1С наших клиентов, с какими трудностями сталкивались и что планируем улучшить в наших процессах и инструментах.

Процесс сопровождения организован следующим образом - после заключения рамочного договора на сопровождение мы предлагаем две модели сопровождения:

  • Ежемесячный расчет услуг сопровождения по факту
  • Абонементное сопровождение 1С (без доработок)

Чаще всего используется ежемесячный расчет услуг. В процессе работ все запросы заказчика и его сотрудников фиксируются в виде заявок на обслуживания во внутренней системе учета (на базе 1С:УНФ). Каждая новая заявка получает порядковый номер и статус Новый. У нее определен менеджер - специалист, принявший и зафиксировавший заявку.

Далее по заявке проводится первичный анализ, сбор дополнительной информации по необходимости и формирование оценки. Оценки фиксируются в условных часах, именуемых нормо-часами. Оценка является предварительной и формируется "по ощущениям". При этом используется градация в числах Фибоначчи: 0.1, 0.2, 0.3, 0.5, 0.8, 1, 2, 3, 4, 6.5 и 13. Для более сложных многоэтапных работ могут быть описаны этапы выполнения, в таком случае оценка получается точнее и как правило не меняется. В конечном итоге оценка переводится в статус "Оценено".

Далее идет согласование работ по необходимости. Мы не проводим согласование работ для заявок меньше 1 н/ч, либо по оговоренному с клиентом лимиту. Согласование таких заявок занимает больше времени, чем анализ и выполнение. Но в случае необходимости согласования менеджер отправляет информацию по заявке заказчику и получает от него да или нет по работам. Если ответ нет - то заявка закрывается со статусом "Отклонено". Если да - то устанавливается статус "Согласовано". Задачи, не требующие согласования, всегда отражаются как согласованные автоматически.

Далее идет самый важный этап - планирование. 2 раза в неделю руководитель проводит планирование работ по задачам клиентов, исходя из перечня согласованных и оценённых работ. Задачи ставятся в план-график работ, назначаются исполнители, определяются критерии приемки и сдачи работ и определяется плановая дата начала и завершения работ. После постановки в план-график задачи ставятся в статус "Запланировано".

План-график работ с акцентированием на задачах выбранного клиента
План-график работ с акцентированием на задачах выбранного клиента

Как только сотрудник начинает работу по заявке, он включает таймер учета рабочего времени (для оценки реальных трудозатрат и КПД) и меняет статус на "В работе".

Все сотрудники компании всегда могут увидеть чем занимаются коллеги, а также чем они были заняты до этого.
Все сотрудники компании всегда могут увидеть чем занимаются коллеги, а также чем они были заняты до этого.

По завершению работ в поле итогового решения указываются результаты выполнения заявки и ставится статус "Выполнено". Далее менеджеру необходимо сдать работы заказчику, получить от него подтверждение. Как только заказчик подтверждает о выполнении работ, то задача переводится в статус "Завершено". На этом жизненный цикл заявки завершается.

Бывает, заявка может застрять на этапе анализа и оценки, поэтому со временем она может быть изменена на статус "Устарела" - обычно это происходит автоматически через 30 дней с момента последнего изменения заявки. Далее менеджеру требуется актуализировать заявку, и если она уже неактуальна - то ставится соответствующий статус "Неактуально".

Для удобства слежения за текущими задачами мы предлагаем внедрить (без доп.оплаты) отдельное расширение личного кабинета клиента прямо в их собственную 1С, для того чтобы можно было самостоятельно формировать запросы, следить за текущим их состоянием, просматривать статистику работ (в том числе на какой объем были уже выполнены работы).

Пример личного кабинета внутри 1С
Пример личного кабинета внутри 1С

Для коммуникации с руководством заказчика мы организуем общие группы в Telegram или WhatsApp для организации оперативной поддержки руководства. Для остальных сотрудников предоставляется возможность создания заявок через личный кабинет, коммуникация в чате в рамках заявки, либо же взаимодействие через механизм Обсуждений, также подключаемых у заказчика без доп.оплаты.

Окно заявки в личном кабинете клиента
Окно заявки в личном кабинете клиента

В процессе работ по сопровождению можно отметить следующие проблемы, возникающие в работе:

  • Сюрпризы в процессе выполнения работы, требующие переоценки стоимости и сроков выполнения. Переоценку мы выполняем в редких случаях, когда уж сильно недооценили работы, обычно это остается нашей проблемой.
  • Массовый поток "срочных" заявок, не позволяющих распланировать и оценить их выполнение. В таком случае выделяется пара человек, которые разбирают входящие заявки в режиме конвейера до тех пор, пока поток не иссякнет.
  • Переработки в связи с большим количеством задач с жесткими дедлайнами.
  • Нехватка компетенций для решения сложных вопросов. В таком случае идет прямая коммуникация с заказчиком с целью договориться о временном интервале, когда компетентный специалист сможет заняться данным вопросом. Не всегда это получается, к сожалению.
  • Нехватка контекстной информации о заказчике и его потребностях внутри команды. В каждым заказчиком работает ограниченное количество человек, при этом какая-то информация может затеряться или не передаваться коллегам для понимания контекста ситуации.

Внутренние коммуникации в команде построены на базе общих групп в Telegram, а также системы Обсуждений внутри корпоративной 1С для контекстного обсуждения в рамках конкретных задач. Этого вполне достаточно для плотного взаимодействия распределенной удаленной команды сотрудников. Да, у нас вся команда работает в удаленном режиме уже 2 года подряд, без офиса, в нескольких городах.

В наших планах стоит цель улучшить качество оказываемых услуг за счет повышения компетенций текущей команды, подготовки внутренних учебных материалов для развития, а также улучшение механизмов обмена контекстной информацией по заказчику за счет организации внутренней базы данных о заказчике, его процессах, особенностях учета, доработанных функциях и как они работают. Это позволит ускорить обработку заявок, особенно в периоды большого потока, а также ускорит процесс анализа и оценки задач с повышением точности в сроках и стоимости.