ИЗ НАРОДНОГО РОДНИКА
Художник ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович
( 1848 -1926 гг. )
***
В.ВАСНЕЦОВ: « Я всю жизнь только и стремился как художник понять,
разгадать и выразить русский дух!».
***
Родился он в семье сельского священника Вятской губернии
вскоре после Отечественной войны 1812 г., когда дух
народа-победителя был особо памятен и зрим.
В небогатой семье, где шестеро детей, привыкших помогать
друг-другу, Витя рос на сказках и народных былинах, песнях
родной бабушки Софьи Александровны (как Пушкин при своей няне
Арине Родионовне!), которая, к тому же, в юности хорошо рисовала.
А потому у будущего художника захватывало дух от счастья, когда
бабушка открывала свой заветный сундучок, где хранились ее краски,
и окунала Витю в загадочный и волшебный мир народных былин,
мечты и сказки, приобщая его и к азам живописи…
***
Как тут не вспомнить и мне свою бабушку Евдокию Павловну,
ходившую в школу, по ее словам, лишь одну зиму («Зачем учитель
усы свои в рот пихал!- объясняла она нам, внукам, свой отказ
от дальнейшего обучения.- Но читала я сама и по закону Божьему
первой была!» ).Не уточняя при этом, что в многодетной семье,
как старшенькую, вместо учебы ее отдали к барыне в няньки…
- Заплакал Иванушка и
пошел в темный,
дремучий лес,- по
знакомой канве ведет
сказ бабушка. - Сел на
пенек, огляделся… Тут,
откуда ни возьмись,
Серый Волк!.
Мы, внучата, лежим в деревенском доме на протопленной печи,
а бабушка усыпляет нас сказками «на сон грядущий».
Но и сама дремлет, голос
ее никнет и она вдруг шепчет:
- А смородина-то красная,
так гроздьями и висит…
- Какая смородина? – сразу
же возмущаемся мы.- И
что за гроздьями?
- Какая еще смородина?-
тут же просыпается она. -
И что сбиваете старую?
Я вам про Ивана-царевича
и Серого Волка говорю.
Вот и слушайте , что
дальше - на сон
грядущий…
Я рассматриваю близкий потолок, где шляпка старого гвоздя
в бревне матицы на глазах растекается паутинками трещин, и это
уже не шляпка, а даже шляпа! Кого? Гнома… И присаживается
на пенек,что рядом с гномом, не Серый Волк, а сама бабушка,
уводя меня в сон и грезы !
Не так ли уводила в народный фольклор юного Витю Васнецова
и его бабушка Софья Александровна?
***
Именно она, простая русская крестьянка, наделенная народной
мудростью и художественным даром, привила внуку Вите любовь
к народному эпосу и фольклору, а тяга к живописи изменила
его реальность : с последнего курса семинарии, так и не став
священником, провинциал Виктор Васнецов поступает в Академию
художеств Петербурга, которую блестяще окончил в 1873 г.,
получив право творческой поездки за границу.
А в 1893 г. , получив всероссийскую известность как выдающийся
художник-фольклорист, Виктор Васнецов стал членом Академии
художеств в Петербурге.
Своими замечательными полотнами он по праву завоевал признание
критиков и любовь зрителей: «Битва скифов со славянами»,
«Ковер-самолет», «Три царевны» (все три 1880-81 годы), "После побоища Игоря
Святославовича с половцами"
(1880 г.), "Алёнушка"
(1881 г.), «Витязь на распутье»(1882 г.), "Иван -
царевич на Сером Волке»
(1889 г.), «Богатыри»
( 1881-1898 гг.),"Гусляры"
(1899 г.),«Баян» (1910 г.)
и др.
Создав ряд известных полотен на тему русской истории, народных
сказаний, преданий и былин, он проявил себя как художник,
способный передать эпический характер Руси, проникнутый
поэтичностью, глубоко национальным восприятием
русской старины.
« Я – сказочник, былинник, гусляр живописи», -
заявлял он о себе.
Он, и верно, так хорошо знал русскую историю, таким богатым
было его воображение, что он легко умел представить себе
наших предков, их жизнь и древнюю Русь.
Отсюда в его картинах наша
краса и правда!
***
В 1880 году один из богатых людей Москвы - крупный
меценат и предприниматель Савва Мамонтов, хозяин подмосковного
имения Абрамцево, что стало в те годы своеобразной
«Меккой» -
важным центром для русской художественной «богемы»
(здесь гостили
и творили художники Николай Рерих, Михаил Врубель, Валентин Серов,
Виктор Васнецов), заказал Васнецову три картины
для кабинета правления Донской железной дороги.
Заказ в 1881 году был выполнен: художник написал три картины –
«Битва скифов со славянами», «Ковер- самолет» и «Три царевны подземного
царства».
Если первая из них
представляла прошлое России –
битва со скифами, вторая – наше будущее с возможностью
свободно, как птицы, летать
по небу, то третья олицетворяла
подземные богатства России- Золото, Медь и, добавкой к
сказочному сюжету символа каменного угля, – царевну
Черную, художник воспел щедрые недра Донбасса.
Сын Мамонтова Всеволод так характеризовал эти картины:
«Первая должна была изображать далеких предков
Донецкого края, вторая – сказочный сюжет
передвижения , третья - царевны Злата, драгоценных камней и каменного
угля - символ богатых недр пробужденного края!».
Однако члены правления не приняли работы Васнецова
на сказочные темы как неуместные для служебного
помещения…
А вот заказчик Савва Мамонтов остался доволен!
Довольны картинами и мы…
А сам Васнецов с этого момента стал чаще обращаться
в своем творчестве к сюжетам народных
сказок и былин.
В 1883-84 годах по заказу землевладельца и мецената
из Киева Ивана Терещенко
он пишет еще одну версию
картины « Три царевны»,
где изображает братьев
Иван-царевича, пораженных, согласно сказочному сюжету,
красой трех царевен…
Но это уже совсем иная история!
А в следующих главках мы обратимся к другим знаменитым
полотнам мастера-сказочника, рассмотрев их пристальнее.
Часть 2:
"А НЕТ ЛИ ГДЕ ВОРОГА?"
Сюжет картины «Богатыри», по признаниям самого Васнецова,
сложился у него как эпический образ всего русского
богатырства: защитники Руси озабочены –
а нет ли где ворога, не обижают ли где кого?
Однако от замысла и первых набросков до последнего штриха
кисти на законченном полотне минуло без малого 30 лет …
Первые наброски к сюжету приходятся на 1870 –е, годы
обучения Васнецова в академии, затем эскизы продолжены
во время его заграничной поездки во Францию, а завершающие
штрихи кисти на полотне были сделаны 23 апреля 1898 года
в подмосковном Абрамцеве,где художник гостил в имении
известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова.
В окрестностях Абрамцева, наряду с пейзажными мотивами,
художник искал и типажи, которые послужили бы основой
для его богатырских образов.
И такие типажи были найдены - не придуманы художником,
а подмечены им в лицах своих современников!
Доподлинно известно, что прообразом Ильи Муромца стал
крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, а в образе
Алеши Поповича угадываются черты сына хозяина усадьбы
Саввы – Андрея Мамонтова.
***
А мне, да простит вольности читатель, видятся «Богатыри»
на стене отчего дома в сельской глубине села Рясня,
что за полсотни заснеженных верст от райцентра -
городка Старица.
Там зимними вечерами отец-фронтовик Вячеслав Иванович,
светлая ему память, художник-самоучка и копиист,
при керосиновой лампе талантливо воспроизводил
красками на холсте полотна мастеров живописи-
Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Кустодиева,
Серова… Картины рисовал как себе для души,
так и на заказ – бескорыстно в дар родне и знакомым...
Днем он – учитель труда, физкультуры, рисования
в местной школе, а вечером, закончив дневные
хлопоты по деревенскому быту,окунался в творчество –
рисовал, вырезал по дереву, столярничал…
Мне и сегодня видятся в его исполнении картины Шишкина -
«Утро в сосновом лесу», «Рожь», Васнецовские
«Три богатыря»,
«Иван-царевич на сером
волке»,«Ковер-самолет»,
«Аленушка»…
Часть той памятной галереи– пара картин Айвазовского,
«Утро в сосновом лесу" Шишкина, несколько других работ, как и две изящно вырезанных из липы тумбы, которые обвивают змея и ящерица, подкрашенные под малахит, что чудом сохранились после
деревенского пожара отцовского дома, и сегодня остаются светлой памятью об отце и том времени в моей городской квартире…
***
Уже в июне 1898 года, через пару месяцев по завершении
Васнецовым картины «Три богатыря», ее приобрел для своей галереи коллекционер Павел Михайлович Третьяков.
Но это было его последнее приобретение для выставки –
через две недели Павла Михайловича не стало…
А картина Васнецова «Богатыри» жива и поныне,
став для нас хрестоматийным пособием о защитниках
Руси.
На своем полотне, обретшем бессмертие,художник изобразил
трех знаменитых былинных героев Руси – богатырей
Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича -
как символ справедливости, мужества и
несокрушимости Отечества!
***
Ну, а мне мне, глядя на картину «Три богатыря», которую отец рисовал с известного полотна Васнецова в моей юности, а потом она долгие годы висела у моей кровати, не даёт покоя памятный сюжет: сон
это или явь?
Представилось как-то – оживает все на картине той! Вот взял некто кисть
в руку, обмакнул ее в ключик с живой водицей, да и тронул потом
полотно...
Где ни коснется той кистью,- все словно просыпается вспыхивает!
И ветерок, чую, прохладу дарит, кони губами
мягкими к травам тянутся!
А богатыри - те вовсе зашептались вполголоса,
обсуждая свое что-то, личное...
Но что именно, из каких времён?
Мне отсюда не разобрать…
А самый молодой, Алеша Попович,глянул в мою сторону,
улыбнулся тепло и, понимаю, сказать собрался что-то!
Тут и художник меня заметил, обернулся, посмотрел
пристально: взгляд остер, но приветлив!
Не пойму вот- кто это?
Похоже, отец…
Или все же сам Виктор Михайлович Васнецов?
29.01.2024 г.
(Продолжение следует)