Серия «Арт Галерея»
Французский художник Поль Гоген, уставший от цивилизации и суеты, в 1891 году отправился на поиски более спокойной и уединенной жизни в Полинезию. Однако и там не все сложилось так, как он хотел: трудности с деньгами, здоровьем, весть о смерти любимой дочери во Франции. Проблемы усугублялись. Гогена одолевала депрессия и он задумывался о самоубийстве. Но перед смертью ему хотелось закончить начатую картину, которую называют "последним выражением художественной силы". Итог глубоких размышлений о смысле жизни отразился в его финальной картине, как проявление непреходящих основ человеческого бытия. Гоген назвал картину "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?"
У этой картины есть особенность – она читается справа налево, именно такое прочтение подводит к сути вопросов, поставленных в ее названии. По мнению художественных критиков, образы картины ярко отражают всю сущность непознанного духовного и физического бытия человека от рождения до его смерти.
Рассматривая картину в задуманном автором порядке, можно выделить основные этапы жизненного пути. Так, собака - символ бед, которые поджидают человека. Три женщины символизируют жизнь. Фигура с рукой на голове олицетворяет отчаяние от невозможности найти ответы на «проклятые вопросы» бытия. Мужчина, как ни странно, срывающий плод с дерева познания добра и зла – символ пробуждения в человеке стремления к постижению тайн мироздания. Водный источник символизирует дар вечной жизни человеку. Статуя божества олицетворяет надежду на воскресение. И финальный образ - белая птица с ящерицей в когтях — это, по словам Гогена, символ неизбежности смертного часа.
В наши дни люди настолько поглощены заботами о семье, здоровье, материальных и других проблемах, что иного смысла в своем существовании они и не видят.
Поэтому жизнь человека кажется скоротечной и оставляет в его сознании свои особенные образы, словно повторяя картину Гогена. Ранее об этой особенности было пророчески подмечено Моисеем: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо - проходят быстро, и мы летим» (Псалом 89, абзац 10).
Но, если жизненный путь с его трудами и болезнями столь краток, а «пункт назначения» известен, то читатель, возможно, разделит мнение профессора Фримена Дайсона: "Я выражаю мысли многих уважаемых людей, которые задают те же вопросы, которые задавал Иов (упомянутый в Библии):
Почему мы страдаем? Почему в мире столько несправедливости? Какой смысл в горе и страданиях?"
Задаваясь этими вопросами, люди, по сути, выражают ощущение несоответствия желаемого и действительного, а это обычно приводит к потребности поиска ответов на них.
Как показывает история, эту потребность невозможно заглушить даже материальным достатком, как невозможно утолить жажду терпким вином.
Искреннее размышление поможет понять: как можно сделать жизнь более осмысленной и счастливой. А слова поэта «если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно», наводят на мысль, что жизнь была задумана именно такой Тем, кто зажигает звезды, Тем, кто проливает свет. И самый разумный способ «(у)вид(еть) свет» знания – познакомиться с Его мнением в Его Слове (Псалом 35, абзац 10).
В ходе последующего рассуждения рассмотрим имеющиеся доказательства и постараемся ответить на вопросы, поднятые когда-то Гогеном: Кто мы? Откуда? И куда идем?
До сих пор люди находятся в поиске ответов. Почему? Просто потому, что упускают из виду откровенный замысел Бога для Земли и человечества.
Итак, с чего все началось?
О происхождении нашей планеты в Библии говорится просто: она была «создана». И создана Богом, по его замыслу. У каждого произведения искусства есть свой автор, равно как и у каждого создания есть свой создатель. Однажды апостол Павел сказал: «Ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог» (Послание к Евреям, глава 3, абзац 4). Следуя логике Павла, разве не будет доказательством существования Творца наличие порядка во Вселенной? И не будет ли таким доказательством сама сложность творения от атома до Вселенной?
Но, прежде чем перейти к обсуждению темы Сотворения, давайте попытаемся узнать кто такой Бог?
Бог во многих религиях мира является некоей высшей сверхъестественной, трансцендентной сущностью, Первопричиной, выступающей объектом поклонения. Эта сущность выше человеческого понимания, существует вечно, вне известных физических законов.
Она абсолютно свободная и всесильная, отличная от материи, Ею же сотворенной во множестве форм, сохраняемой и управляемой.
Иными словами, нет того, что видимо и осязаемо, но в тоже время существующее.
Но как такое возможно?
Человек получает представление о чем-либо при помощи органов чувств. Органы чувств перерождаются в ощущения, которые в свою очередь воплощаются в мысли, а мысли - в реальный образ.
У незрячего человека, например, обостряется слух и осязание, это помогает ему распознать реальные вещи, которые он не может видеть. Мы так же можем задействовать разум и различные чувства, чтобы исследовать окружающий мир «распознать и увидеть» невидимого Бога, который его создал. Однажды апостол Павел был побужден написать такие строки: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» (Послание к Римлянам, глава 1, абзац 20).
Глядя на картину Гогена, мы можем замечать отдельные фрагменты, например, общающихся людей, их занятия, деревья, животных. Но сюжет становится видимым только после обобщения деталей. Картина словно начинает говорить, наполняя наш ум образами. Так, Павел смог увидеть на картине звездного неба силу и мудрость их Создателя. В этом ему, наверняка, помогали слова его знаменитого предка царя Давида: «…взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звёзды, которые Ты поставил…» (Псалом 8, абзац 4).
Как мы уже отметили, в проявлении силы отражается и мудрость Создателя, которой он щедро наделяет искренних людей. Таким человеком оказался царь Соломон. Когда он только взошел на престол, то попросил у Бога мудрость и послушное сердце. Его просьба была благосклонно услышана и удовлетворена. Так, что слава о нем дошла до «всех людей на земле». «И все цари на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его» (3-я книга Царств, глава 10, абзац 24).
Так, царица Савская, по-видимому, будучи женщиной пытливого ума и большой щедрости, решила побеседовать с ним на равных и расспросить «обо всем, что было у неё на сердце» (3-я книга Царств, глава 10, абзац 2). Она пришла на верблюдах, издалека, по пустынной местности, почти за две тысячи километров, чтобы лично убедиться в «высшей» мудрости Соломона и засвидетельствовать ему своё почтение и уважение.
Все, что она услышала и увидела своими глазами, превзошло все её ожидания:«… мне и вполовину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала» (3-я книга Царств, глава 10, абзац 7). Её до глубины души поразила эрудиция Соломона и глубокое понимание человеческой природы. И «… не было ничего…чего бы он не изъяснил ей» (3-я книга Царств, глава 10, абзац 3). А самый главный вывод, который она сделала в своем сердце, это то, что вся слава за мудрость Соломона в действительности принадлежит Богу. «Да будет благословен Господь, Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем — творить суд и правду» (3-я книга Царств, глава 10, абзац 9). (Стала ли она по отъезду прозелиткой? Возможно, эфиопский евнух стал последователем того учения, которое привнесла царица в свою землю). Из слов царицы видно, что помимо главного вывода, она сделала еще одно, не менее важное заключение о том, что Бог проявляет вечную любовь к своему народу Израилю. Более того, из всех качеств, которые Бог проявляет, любовь является самым главным: «…Бог есть любовь» (1-е послание Иоанна, глава 4, абзац 8). Любовь сама суть Его личности, поэтому все, что он ни делает – делает с любовью.
Для олицетворения любви Он нередко выбирал человека. Таким человеком около 3000 лет назад стала молодая женщина по имени Руфь. Будучи моавитянкой и женой израильтянина, она видела в их семье необычную веру, основанную на любви к Богу, а не на страхе и суевериях, как водилось у других народов. Живя вместе, Руфь все более узнавала от мужа и свекрови о любящем Боге, о его удивительных делах, которые покорили сердце Руфи. Поэтому неудивительно, что Руфь выбрала их Бога своим Богом, Его народ – своим народом и стала на деле проявлять качества, достойные награды (Руфь, глава 1 16, Современный перевод: «…Руфь ответила: "… Твой народ будет моим народом. Твой Бог будет моим Богом». Руфь, 2, абзац 12 и глава 4, абзацы 13, 17, Современный перевод: «Господь, Бог Израиля, воздаст тебе за всё хорошее, что ты сделала. И будешь ты вознаграждена сполна…Бог дал, она забеременела и родила сына…дали ему имя Овид. Овид был отцом Иессея, а Иессей был отцом (царя) Давида»).
Пророка Самуила, современника Руфи настолько поразил образец её преданной любови, что он был побужден под вдохновением Бога написать о ней достоверный рассказ со счастливым концом.
Но как же быть с любовью и, скажем, справедливостью, если вспомнить некоторые неоднозначные моменты патриархальной истории, выделяющиеся, как полагают некоторые эмоциональные люди, неосторожными мазками на идеальной картине Бога.
Например, хорошо известные события в Иорданской долине, где находились города Содом, Гоморра, Адма и Цевоим. Это та область, которая была полностью выжжена и стерта Богом с лица земли вместе с их жителями. Женщины, дети, старики - все подверглись полному истреблению. Истреблению, которое впоследствии стало символом вечного и безвозвратного уничтожения. (Второзаконие, глава 29, абзац 23: «Сера и соль, пожарище — вся земля; не засевается … как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима…»).
Или другой пример - повеление израильтянам завоевать Обетованную землю, истребить 7 народов, населявших Ханаан и не проявлять к ним милосердия. (Второзаконие, глава 7, абзацы 1 и 2, Современный перевод: "Господь, Бог ваш … ради вас изгонит многие народы … Истребите их полностью … и не проявляйте к ним милосердия…").
Да и в целом, весь ход истории человечества наполнен насилием, горем и страданиями. Некоторые трагические события стали исповедальным мотивом пережитой боли и для П. Пикассо, который после бомбардировки испанского города Герника (1937 год) за 1 месяц написал одноименную картину, где образы страдающих людей и животных, трансформированы под воздействием насилия и хаоса.
Так каким же образом это можно соотнести с представлением о том, что Бог – это художник, мастерски работающий «незримой кистью», способный творить только вечное, совершенное и прекрасное?
Французский писатель Жан Кокто, выступая в роли позитивного рецензента, однажды сказал: «Во фразе: «Картины Пикассо — это мазня» — о Пикассо не сказано ничего, зато о говорящем — все». Так что и мы не будем спешить с выводами о качествах и поступках Бога в Его творениях, у которого, как может представиться, отсутствует, например, справедливость. Ведь, согласно библейскому учению - Он Бог мира, справедливости и любви (Иеремия, 9, абзац 24, Современный перевод: «….добр Я и справедлив, несу земле добро, и делать это Мне угодно…»; Исаия, глава 61, абзац 8: «…ненавижу грабительство с насилием…»).
Поэтому, давайте под другим ракурсом взглянем на эти взятые в пример два исторических события.
В Бытие, главе 13, абзаце 13 говорится: «Жители же Содомские были злы и весьма грешны…». Все они погрязли в разврате и половых извращениях, иными словами, «блудодействова(ли) и ходи(ли) за иною плотию» (Послание Иуды, абзац 7).
В последующие столетия Ханаан не далеко ушёл от пороков, свойственным «погорельцам» и в целом уже представлял из себя Содом и Гоморру в национальном масштабе. Вероятнее всего, нравственное падение той земли началось с деяния Хама и Ханаана (см. «Ной проклинает Хама» из Серии «Арт Галерея»).
Кроме того, нетипичным формам правления того времени были присущи крайняя жестокость и насилие не только к представителям других культур, но и к своему народу. Чего только стоят религиозные правила, наполненные различными «…ме́рзост(ями)…», например, обычаем «провод(ить) сы́на своего́ и́ли дочь свою́ че́рез ого́нь*…» см. прим. (Второзаконие, глава 18, абзацы с 9 по 11).
(* Примечание: проводить че́рез ого́нь - буквально сжигать).
М.Ф. Унгер ученый, археолог в своем труде «Археология и Старый Завет» (1964) пишет: «Во время раскопок в Палестине на кладбищах возле алтарей были обнаружены груды пепла и останки детских скелетов, что указывает на повсеместное распространение этого мерзкого обычая».
Некоторые ханаанские божества только подливают масла в огонь, поддерживая атмосферу всеобщей жестокости. Так, Анат из эпических повествований Угарита, описывается, как беспощадно убивающая людей, украшающая себя их головами, руками и радостно идущая по колено в их крови.
Порок настолько проник во все сферы жизни жителей Ханаана, что сам Бог решил вмешаться чтобы положить этому конец: «… и Я воззрел на беззаконие её, и свергнула с себя земля живущих на ней» (Левит, глава 18, абзац 25).
Историк-библеист Генри Геллей вносит ясность: «…археологи, ведущие раскопки в Ханаане, удивляются тому, что Бог не уничтожил этот народ гораздо раньше» (Геллей Г. Библейский справочник. 1996).Однако во все времена к праведным людям, которые слушались Бога, Он был неизменно благосклонен. Вот лишь некоторые из них: Авраам «веровал…и это вменилось ему в праведность, и он наречён другом Божиим» (Иакова, глава 2, абзац 23); Иов «…непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов, глава 1, абзац 8); Ной «...был праведным человеком и всегда следовал Богу» (Бытие, глава 6, абзацы 8 и 9, Современный перевод).
Принимая жизненные решения, Бог всегда «…обозрева(ет) всю землю…». Эти самые решения он охотно меняет, потому что «не хоч(ет) смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иезекииль, глава 33, абзац 11) и «…чтобы поддерживать тех, чьё сердце вполне предано Ему» (2-я Паралипоменон, глава 16, абзац 9).
Так и произошло в истории с Лотом «…а праведного Лота…избавил, - ибо сей праведник…ежедневно мучился, видя и слыша дела беззаконные…» (2-е послание Петра, глава 2, абзацы 7,8).
Несомненно, Бог, как абсолютный эталон праведности, избавил бы и других жителей от неминуемого уничтожения, если бы они вели праведный образ жизни, подобно Лоту и его семье. Эту мысль подтверждает Его разговор с Авраамом, когда тот выражал опасение за праведников, которые могли бы находиться в городе: «…не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым…может быть, найдётся там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти» (Бытие, глава 18, абзацы с 23 по 32).
А что можно отметить в отношении потомков, населявших Ханаан времен Иисуса Навина? Действительно ли безнадежно они были развращены? Мудрость, Любовь и Справедливость требуют дать шанс людям раскаяться и изменить свою жизнь, даже если они его и не заслужили. Такой шанс получили и хананеи, но они им пренебрегли. Времени для того, чтобы «обелить» свою жизнь в глазах Бога было более чем предостаточно. 400 лет со дней Авраама Он терпеливо ждал пока их «грех не достиг полноты».
Все эти и множество других событий, не вошедших в повествование, свидетельствуют о том, что у праведного Бога не может «быть…неправда или…неправосудие, ибо Он по делам человека поступает с ним…» (Иов, глава 34, абзацы 10, 11).
Конечно, жители Ханаана находились под сильным влиянием окружения и не видели альтернативы для своего поведения. Но поступали бы они подобно, если бы можно было предложить им прожить жизнь сначала, сформировать свою имприматуру с учетом пожеланий Творца? Это не сложно будет проверить, ведь у Него есть все причины и возможности вернуться к этому вопросу в будущем…
В этом разделе мы попытались обосновать существование Творца, которому присуща система ценностей и жизненных принципов. Глазами людей, живших в разные времена, рассмотрели четыре выдающихся качества Бога, которые органично вплетались в Его решения и подтверждали право быть «Суди(ей) всей Земли» (Бытие, глава 18, абзац 25).
Пикассо в свое время сказал: «Следы художника, как и следы слова неистребимы в душах людей, в нашей памяти, живут и приносят плоды». Пусть же следы Великого Художника оставят такой же отклик и в нашем разуме и сердце.