Найти тему
512,2K подписчиков

Грядет важнейший сезон для лестницы к «Ф-1». Полная лотерея и для юных гонщиков, и для новой «Ф-2»

Шанс наконец пробить барьер в Гран-при.

Шанс наконец пробить барьер в Гран-при.

«Формула-1» в 2024-м уже отметилась в истории: впервые за все 74 года составы команд на первый Гран-при остались неизменными по сравнению с заявкой на последний предыдущего сезона. Да, внутри 2023-го произошла замена Ника де Вриса на Дэна Риккардо, и в дело вступал резервист Лиам Лоусон, но зимой чемпионат остался совсем без трансферов. И, соответственно, без новичков: последние дебютанты Логан Сарджент и Оскар Пиастри сохранили кокпиты и обрели статус «более-менее опытных», никто не завершил карьеру и не освободил машину для молодого пилота.

Следовательно, выпускники главной юниорской серии планеты – «Формулы-2» – остались без повышения и разошлись по альтернативным чемпионатам в ожидании шанса. Чемпион на третий год из академии «Заубера» Тео Пуршер прихватил обладателя четвертого места Аюму Ивасу из «Ред Булл» и уехал в японскую «Супер-Формулу» – во вторые по скорости гонки на планете, вице-чемпион Фередрик Вести из «Мерседеса» перешел в «Европейскую серию Ле-Ман» – региональные гонки на выносливость на спортпрототипах категории LMP2 (аналог «Ф-2» в чемпионате мира), обладатель третьего места из «Альпин» Джек Дуэн сконцентрировался на роли симуляторщика и резервиста для команды «Ф-1»…

И такая история с выпускниками «Ф-2» происходит из года в год – даже чемпионы регулярно оказываются не у дел.

Доминатор 2022-го Фелипе Другович даже с бразильскими спонсорами на 7 млн евро нашел место только резервиста в «Астон Мартин»,

Год в запасных пришлось отсидеть даже супердоминировавшему чемпиону и лучшему новичку 2023-го Оскару Пиастри после победы в 2021-м с пятью поулами подряд из восьми попыток.

Шанс наконец пробить барьер в Гран-при.-2

Без мест по большей части оставались и вице-чемпионы, и основные визитеры топ-5 – последним победителем «Ф-2» с прямым переходом в «Ф-1» был Мик Шумахер в 2020-м, а до него – Джордж Расселл после победы в 2018-м. Тот год вообще оказался самым урожайным на повышения – вслед за юниором «Мерседеса» в Гран-при взяли Ландо Норриса (в «Макларен») и Алекса Албона (в программу «Ред Булл»).

И именно «энергетическая» система оставалась самой доступной для юниоров вне зависимости от их позиции в «Ф-2»: по ней шансы и без побед получали Юки Цунода и Лиам Лоусон, а также чемпион 2019-го Ник де Врис после огромного наката в других сериях.

Помимо них, редкими счастливчиками с прямым билетом в «Ф-1» оказывались: Никита Мазепин в аутсайдер «Хаас» с пятого места итоговой таблицы и за деньги отца, Николас Латифи в аутсайдер «Уильямс» на деньги отца со второго места, Чжоу Гуаньюй с третьего место в аутсайдера «Альфа Ромео» и Логан Сарджент по программе аутсайдера «Уильямса» с четвертого места.

Кажется, не так уж и мало? Однако половины из них в «Ф-1» больше нет. И практически с каждым «выпускником» поднимались и сомнения, за талант ли его взяли или по маркетинговым причинам – даже продержавшийся на вполне крепком уровне два сезона Чжоу так и переубедил фанатов, хотя китайские спонсоры на него не набежали.

Шанс наконец пробить барьер в Гран-при.-3

Причем параллельно главная гоночная серия практически очистилась от откровенных рента-драйверов (остался только один – с собственной командой), а риторика боссов и самих гонщиков приобрела уровень «самая конкурентная стартовая решетка в пелотоне», «все гонщики в 0,3-0,5 секундах».

Неужели на лестнице подготовки пилотов просто почти закончились таланты, а «Ф-2» больше не может их внятно готовить?

Проблема аварийных новичков: больше нельзя бить болиды. А без опыта скорости научиться КРАЙНЕ сложно

Примеры попадавших и потерявших место в «Ф-1» выпускников, на самом деле, здорово подсвечивают причину сложившейся нелюбви серии к дебютантам. Ведь чем больше всего прославились Шумахер, Мазепин или Латифи? Конечно, бесконечными красочными авариями – да и Албон в первые сезоны возглавлял зачет «разрушителей» болидов, просто его «Ф-1» отличалась важной деталью.

Еще не ввели потолок расходов на сезон.

Его представили в 2021-м и установили на $145 млн с постепенным снижением до 130 млн (с учетом всех исключений, дополнений и индексаций в этом году составит около 136 млн). Однако один разбитый болид может завесить на сумму от 100 до 900 тысяч долларов – представьте удар по планированию бюджета на сезон при серии таких аварий.

Шанс наконец пробить барьер в Гран-при.-4

Естественно, после опыта работы с юными крэшерами команды предпочтут избежать повторения, если возможно. Ведь Пиастри не попадал в аварии столь же часто, как и Чжоу – а Сарджента, например, держали без продления до самого финала. Виновны и бесконечные аварии.

Но неужели в «Ф-2» не учат беречь технику?

Не совсем – проблема в опыте. Мощную машину с огромным крутящим моментом на задних колесах очень сложно удерживать под контролем – одним лишь неограненным природным чутьем на высшем уровне не отделаешься, необходимы тренировки и накат. Именно для этого и придумали полноценную лестницу к «Ф-1» от картинга, структурировав ее с самых «слабых» болидов «Ф-4» на 150-180 л.с. – чтобы юниоры постепенно знакомились и с повышением мощности, и с эффектом от роста прижимной силы, и от взаимодействия с аэродинамическими элементами.

Сейчас по чистым показателям весь путь выглядит примерно так:

Шанс наконец пробить барьер в Гран-при.-5

То есть каждый шаг прибавляет примерно по 100 л.с., за исключением рывка из «Ф-3» в «Ф-2». А в «Ф-1» мощность вообще свыше 1000 л.с.! Во взрослых моносериях даже уровня «Супер-Формулы» мощность – лишь 543 л.с. Фактически они знакомят юниоров с нюансами взаимодействия с быстрыми норовистыми машинами в принципе и азами обращения с прижимной силой, но рывок даже в «Ф-2» все еще остается колоссальным.

И если раньше – еще в нулевые – юниоров катали по частным тестам, то сейчас количество сессий строго ограничено. Доступны лишь некоторые практики и молодежные пост-сезонные испытания, а испытания старой техники стоят дорого и тоже не дают полного осознания новых машин.

Уже при повышении в «Ф-2» получается два сценария: либо суперталант быстро осваивается и доказывает способность управлять новой техникой, либо пилот не дотягивает до уровня «суперталанта» и ему приходится труднее. А значит, первые результаты могут не впечатлить или разочаровать, потребуется больше сезонов, он пропадает из шорт-листа кандидатов на скорое повышение и получает статус «пересидевшего».

В нынешней «Ф-2» многосезонье стало обычной практикой. После взлета Леклера, Расселла и Норриса в один год укладывался только Цунода (особый случай по линейке «Ред Булл», тоже потом прошел стадию крэшей) и Пиастри – просидел сезон в резервисах. Отдельный кейс вышел у Сарджента – он тоже откатал лишь год, но после трех лет в «Ф-3».

Остальные чемпионы, вице-чемпионы и ребята из топ-5 уже проводили в молодежке не менее 2-3 лет. Не говоря уже о десятке рента-драйверов или просто менее талантливых пилотах – многие торчали в «Ф-2» и по 4-5 сезонов в попытке досидеть-таки до прогресса (или просто катаясь в быстрейшей доступной серии на личные деньги).

Шанс наконец пробить барьер в Гран-при.-6

Оттуда возник эффект пробки: даже суперталанту может быть непросто показать себя против десятка пересидевших и уже бесперспективных гонщиков с большим опытом или накатом. Его адаптивных способностей и быстрого вскрытия свойств машины может хватить только на то, чтобы гоняться с «переростками» на равных, а это уже снижает его котировки на рынке. Выходит, для вау-эффекта требуется уже не «супер-талант», а «супер-супер-талант».

С годами развития болидов «Ф-1» добавился еще и технический аспект трудностей с адаптацией: несовпадение технического стека генерирования прижимной силы у машин «Ф-2» с главной серией. Особенно проблема прорезалась после перехода на новый регламент с более активным задействованием днища, граунд-эффектом и новым аэрообвесом – ветки технологий двух чемпионатов просто разошлись, и опыт пилотов из «Ф-2» стал чуть ли не менее полезен, чем опыт ребят «Супер-Формулы».

Программа «Формулы-2» требовала технического перезапуска. Наконец он случился

Статус -кво последних сезонов намертво зацементировало несовпадение поведения машин с болидами «Ф-1» – из-за него даже набивавшийся опыт все равно не обладал достаточной пользой. Философии управления и пилотажа слишком несовпадали.

И в 2024-й «Ф-2» вошла с новыми машинами – теперь их сблизили по логике работы с болидами «Ф-1» насколько вообще возможно в рамках недорогого шасси.

Шанс наконец пробить барьер в Гран-при.-7

Днище переделали под сближение с граунд-эффектом старшей серии, как и логику обтекания потоков всего аэрообвеса – теперь болид должен больше походить на старший в управлении.

Размеры машины тоже довели почти до уровня «Ф-1», чтобы приучать юниоров и к подсознательному восприятию новых параметров.

«Процесс генерирование прижимной силы теперь намного ближе к «Ф-1», – пояснил заместитель технического директора «Ф-2» Пьер-Ален Мишо (раньше работал в молодежной «АРТ» и разрабатывал машины для «Формулы Е») – Одной из главных целей было сохранить ДНК чемпионата в новой машине – а оно заключается в экшне и возможностях гоняться колесо в колесо».

Шанс наконец пробить барьер в Гран-при.-8

«Болид «Ф-1» просто трансформировался в машину по гайдлайнам «Ф-2» с шинами для размера болида «Ф-2» и так далее», – комментировал на презентации покинувший ФИА технический директор всех серий с открытыми колесами на тот момент Тим Госс (бывший главный инженер и техдир «Макларена»).

Еще одним важнейшим шагом станет переделка моторов – под под использование 55-процентной смеси с синтетическим климатически нейтральным бензином с 2024-го. Идея – довести в итоге синтетическую составляющую до 100% в 2027-м, так что мотор ждал неминуемый апгрейд. Примерно тот же трек ждет и «Ф-1».

Шанс наконец пробить барьер в Гран-при.-9

Базовые технологии останутся теми же: объем в 3,4 литра, шесть цилиндров, мощность в районе 620 л.с. и стоимость 67 тысяч евро. Однако гарантированное уравнение мощности обещают контролировать при помощи нового электронного блога от Marelli – и «мозгов» топливной системы, и отдельного узла «управления мощностью».

«В электронной системе все новое, – пояснил Мишо. – И еще мы придумали особый руль, который позволит гонщикам самим выбирать разные настройки и уровни выдачи мощности, чтобы они сами изучали моторные системы и прямо в кокпите адаптировали пилотажные стили».

По меркам последних лет – настоящая техническая революция!

Обновление болидов дает лотерейный шанс всем – и пересидевшим, и супероновичкам, и рентачам-ноунеймам

Шанс наконец пробить барьер в Гран-при.-10

Изменение философии выработки прижимной силы, новые моторы, новые рули и возможность адаптации пилотажных стилей обнуляют расстановку сил, сложившуюся в «Ф-2» в предыдущие сезоны – и в особенности корреляцию навыков с «Ф-1». Теперь они накапливаются заново – а значит, если в первом сезоне объявится доминатор, у него появятся все шансы на внимание команд из главной серии.

Причем не так важно будет, сколько сезонов потенциальная звезда уже провела в «Ф-2» и откуда пришла – ведь старый опыт окажется не слишком релевантным. На первый план вновь выйдут адаптивность, техническая подкованность и способность быстро разбираться с незнакомыми машинами.

Сама мысль о новом шансе должна здорово поднять конкуренцию – ведь теперь отдаленную надежду получат даже явно пересидевшие восходившие звезды прошлого вроде бывшего юниора «Ред Булл» Денниса Хаугера. Норвежец котировался очень высоко после побед в итальянской «Ф-4» (самой конкурентной в линейке) и «Ф-3», но два года средних результатов в «Ф-2» выбросили парня из программы команды «Ф-1». Он остался в молодежке на свои деньги – похоже, именно в надежде на новые машины и новый интерес.

Шанс наконец пробить барьер в Гран-при.-11

Однако пересидевших ждет огромная конкуренция со стороны «авантюристов», выложивших кучу денег как раз за шанс взлета на новой технике!

Например, из таких аргентинец Франко Колапинто, собиравший кучу национального интереса и спонсоров на пресс-конференциях о желании прославить страну, или 22-летний мексиканец Рафаэль Вилльягомес, купивший на отцовские деньги место в главной молодежке после трех лет провалов в «Ф-3». Но самым ярким показательным примером стал парагваец Джошуа Дюрксен, которому на место скидывались, кажется, всей страной, а на тесты приехал даже президент.

Также c той же логикой японская «Тойота» направила в Европу 24-летнего домашнего чемпиона всех локальных серий Ритомо Мияту – если он прогремит и заполучит внимание команд «Ф-1», то через него презентоваться в Гран-при будет дешевле, чем создавать свой коллектив, оплачивать разработки или кого—то выкупать.

Шанс наконец пробить барьер в Гран-при.-12

А «Мерседес» рискнул не меньше и забросил сразу в новую «Ф-2» только 17-летнего Андреа Кими Антонелли – своего главного некствана, чемпиона всего по картингу, чемпиона главных серий «Ф-4» и победителя «Формулы-3,5» 2023-го. Да, его швыряют прямо через ступеньки в надежде, что таланта хватит – чтобы провести путем Ферстаппена сразу в Гран-при.

Шанс наконец пробить барьер в Гран-при.-13

Переросткам и лотерейщикам также будут противостоять и просто «обычные» крепкие таланты вроде юниора «Феррари» Оливера Беармэна (4 победы в первом сезоне), чемпиона и вице-чемпиона «Ф-3» Габриэля Бортолето (академия Фернандо Алонсо и «Макларена») и Зака О’Салливана (система «Уильямса»), а также юного новобранца «Ред Булл» Пепе Марти (еще один член программы Фернандо Алонсо).

Нереально фрагментированная и непредсказуемая колода!

2024-й – ключевой для ближайшей перспективы «Ф-2»

Полная перезагрузка действительно возвращает шанс на интерес команд «Ф-1» к самым успешным и впечатлившим ребятам, но все же остается вопрос «что дальше?»

Основания для скепсиса по отношению к юниорам останутся: командам главной гоночной серии планеты теперь всегда будет требоваться экономный и более-менее стабильный гонщик. Потому первый же выпускник обречен на двойное пристальное внимание: кем он себя покажет в случае повышения? Сработает ли новая техника в смысле подготовки ребят, улучшения корреляции и адаптации юниоров к требованиям повыше?

Если первый же доминатор новой «Ф-2» после сокрушения конкурентов влетит в «Ф-1» и тоже попадет там в бесконечную спираль аварий, средних результатов и подтруниваний в прессе, дорога для последователей вновь закроется. Команды вернутся к идее «лучше возвращать 35-летних Нико Хюлькенбергов после трех лет пропуска», а молодежь продолжит паломничество на симуляторы, в Японию и гонки на выносливость. Выйдет еще 5 лет стагнации до нового поколения шасси и моторов – или радикального изменения правил игры (например, расширения стартовой решетки в «Ф-1»).

Шанс наконец пробить барьер в Гран-при.-14

Однако успешный переход действительно может переоткрыть миру «Ф-2» и вернуть ей не просто формальный статус печатной машинки очков для суперлицензии (без которой в «Ф-1» не пустят), а реально школы и серии №2 на планете.

Когда старую «Ф-2» представляли Леклер и Расселл, за ней следили намного пристальнее, чем после пилотажа Латифи и Шумахера. Теперь вновь от вклада одного-двух пилотов зависит ее образ – и сперва они должны устроить настоящий красный океан внутри своего дебютного сезона.

«Ф-2» в 2024-м – это будет весело. Стоит последить!

5 шокирующих прогнозов для «Ф-1» в 2024-м: ссоры в «Ред Булл», «Феррари» и «Мерседесе» Cледующий сезон «Формулы-1» будет ярким! Вот причины За кого гонщики «Ф-1» болели в детстве? Правда все за «Феррари» и Шумахера?

Фото: Gettyimages.ru/Eric Alonso – Formula 1, James Gilbert; Hasan Bratic, ANTONIN VINCENT via imago-images.de, IMAGO/Sebastian Rozendaal, HOCH ZWEI/Global Look Press