Спойлер: здесь написано про то, что учителю, на мой взгляд, надо иметь несколько больше самоуважения, пофигизма и прочего такого. Прошу тех, кому про такое читать некомфортно, промотать, не читая 😉
Итак, листая старую тетрадь расстрелянного генерала в корпоративной переписке моей пока ещё любимой онлайн-школы регулярно попадаются вопросики на подумать. Одна весьма толковая и ответственная девушка в нерешительности:
"Здравствуйте, коллеги! Такой вопрос нагловатый у меня. Прилетел ученик, почитала комментарии прошлого репетитора и ужаснулась. Подготовка к ЕГЭ, а ребенок вообще ничего не учит, не делает заданий, судя по комментариям, подготовка идет очень тяжело. До ЕГЭ осталось не так много времени, а они на базовых темах только, так как ученик просто не учит. Могу ли я сразу отказаться от ученика в таком случае? Уже был опыт такого рода, только к ОГЭ готовились, работать просто невозможно"
Начну с того, как бы я сам поступил в таком случае.
1. Сам смело отказываюсь от таких учеников, отправляя в свободное плавание. Так как подобные ситуации оговариваются на берегу - никаких вторых шансов, сколько бы родители ни обещали, что такого больше не повторится и прочая, и прочая.
2. Если ко мне ВДРУГ попадает такой ученик, от которого понаотказывались мои коллеги, я иногда могу его взять. И иногда это получается прямо в авральном режиме - потому что коллеги бились-бились, здоровье и гуманизм изводили, решились плюнуть именно что в последний момент. Правда, коллеги тоже бывают разные - и об этом в другой раз.
3. Попав ко мне, такой ученик испытает всю прелесть бытия неразумным созданием, которому нет необходимости заканчивать школу и учиться. Он узнает, что каждый учитель, который утверждает, будто его предмет - самый важный, совершает трагическую, я бы сказал даже - роковую ошибку. Потому что самый важный предмет - МОЙ 😉😘😜
Это шутка была, господа, не надо засучивать рукава, и дубины положите. Положите, отпихните ногой. Вот, молодцы))
4. Заниматься с таким учеником я, если и соглашусь, то только по повышенному тарифу, безусловной предоплате за несколько занятий вперёд и запрете отмен и переносов. Нет, он может хоть все уроки прогулять - деньги я не верну.
Узнав это, родители думают, думают ещё раз и чаще, конечно, не решаются, спасая и моё время, и свои деньги. Но те, кто всё же решается, понимают, что хвалить ученика надо именно за успехи, а гладить по головке за разгильдяйство - наоборот, чревато последствиями. Переоценка понимания гуманизма происходит.
Однако, всё-таки, получается, что я совершенно правильно больше не работаю в системе образования. Нет у меня призвания к этому, пожалуй. Потому что большинство коллег, по-настоящему уважаемых мной людей, мнения моего по описанной ситуации не разделяют. Вот что отвечали девушке:
"Ну, может быть у вас получится его запобедить.)"
Этого коллегу я почти боготворю, но сам он, я уверен, в оценке этого ученика был бы несколько более пессимистичен))
"Вот можно бы было после отказа по причине не желающего работать ребёнка брать по повышенному тарифу. Ведь кто-то же его возьмёт и будет работать или мучиться за копейки. И победит!"
Несколько сумбурно, но некоторые слова совпадают с моими. И вера в неисчерпаемость человеческой души присутствует)) Я свои условия по работе с такими выше изложил.
"А может, просто готовить на переход порога?"
Разумно. Сказать об этом родителям после того, как ученик будет пропущен через давильный чан уголовно-карательной педагогики на первом занятии. Ну или сразу сказать родителям об этом.
"У кого-то получается сразу отказаться по этой причине. В остальных случаях ссылаются на оферту и обязанность «сделать все возможное, чтобы удержать ученика», а именно: обратиться к менторам, поговорить с родителями и что-то там еще"
Менторы-фигенторы. Оферта-фигерта. Нечего балбесам делать в вузах. Если есть возможность их туда не допустить - надо это сделать.
"Дайте шанс балбесу)) Может, парнишка уже сделал некоторые выводы? Вы ведь зайдете с позиции "знаю о тебе все", строго и предвзято с ним поговорите, предупредите, что при таком отношении к предмету он всего лишь познакомится с миллионом репетиторов, но ничего не выучит. Проведете беседу, он, глядишь, и человеком станет.))"
Свежо, как говорится, предание, но своя рубашка ближе к телу, чем журавль в небе. Там слова уже не работают, или вообще никогда не работали. Учить там надо при помощи электросудорожной терапии.
Кстати, вот этот, последний, комментарий собрал больше всех утвердительно-одобрительных нравликов.
Когда в такие ситуации втягиваются работники школьных администраций, чиновники департаментов образования и прочие подкованные в теории персонажи, то мы слышим про "вы зазнались", про "мы не можем просто так бросить ученика", про "в образовании учителю не бывает легко", про "вы знали, куда шли" и прочую ахинею, которую говорят, когда не хотят платить. Что придаёт ситуации неисправимый привкус тотального лицемерия.
Всё же, как поступать в ситуации, когда вам достаётся ученик, от которого отказались другие? Ученики разные бывают, кстати, и некоторые мои подписчики рассказывали в комментариях о том, что вполне успешно помогали в подготовке тем, с кем никто больше заниматься не хотел. Это достойно исключительно уважения и восхищения. Без шуток. Однако, я бы задал себе вопрос: а чего хочу я сам в данном случае? Помочь человеку сдать экзамены и поступить? Или заработать? Или сэкономить нервы и время?
Вопрос, сами понимаете, неудобный. Я всегда радуюсь, когда ученики отчитываются об успешном поступлении. Но никогда не даю ложных надежд тем, кто не смог осилить среднее образование, а замахивается на высшее.
Обнимаю.
Ваш Пал Саныч Рябчиков