Найти в Дзене

В Самару! Шихобаловская усадьба с лабазами, госпиталем, студией кинохроники и котокафе "ЧуКОТка"

Не слишком, на первый взгляд, эффектное и запоминающееся здание на Молодогвардейской, 66 в действительности сконцентрировало в себе множество эпох, стилей, известных людей и событий. Начиналось строение, по данным окладных книг, в 1857-м году как корпус одноэтажных каменных лавок с лучковыми растворами и складскими помещениями в цоколе, к 1876-му году подросло на этаж и перешло в собственность Емельяна Николаевича Шихобалова – купца первой гильдии, почетного мирового судьи, многолетнего гласного городской думы, крупного благотворителя и главного «устроителя» Кафедрального собора. После кончины Е.Н. Шихобалова в 1888-м году сдаваемое в аренду здание долго оставалось в совместном пользовании дочерей Любови, Анны, Надежды и внуков Павла и Петра, живших у деда после ранней смерти единственного сына Ивана. К 1902-му наследники между собой как-то договорились, и дом на Соборной перешел в собственность 32-летнего Павла Ивановича Шихобалова, так же бывшего к этому времени купцом первой гиль

Не слишком, на первый взгляд, эффектное и запоминающееся здание на Молодогвардейской, 66 в действительности сконцентрировало в себе множество эпох, стилей, известных людей и событий.

Молодогвардейская, 66
Молодогвардейская, 66

Начиналось строение, по данным окладных книг, в 1857-м году как корпус одноэтажных каменных лавок с лучковыми растворами и складскими помещениями в цоколе, к 1876-му году подросло на этаж и перешло в собственность Емельяна Николаевича Шихобалова – купца первой гильдии, почетного мирового судьи, многолетнего гласного городской думы, крупного благотворителя и главного «устроителя» Кафедрального собора.

Емельян Николаевич Шихобалов
Емельян Николаевич Шихобалов

После кончины Е.Н. Шихобалова в 1888-м году сдаваемое в аренду здание долго оставалось в совместном пользовании дочерей Любови, Анны, Надежды и внуков Павла и Петра, живших у деда после ранней смерти единственного сына Ивана. К 1902-му наследники между собой как-то договорились, и дом на Соборной перешел в собственность 32-летнего Павла Ивановича Шихобалова, так же бывшего к этому времени купцом первой гильдии, потомственным почетным гражданином, меценатом и художественным коллекционером.

Фото 1891-го года. Павлу Шихобалову здесь 21 год
Фото 1891-го года. Павлу Шихобалову здесь 21 год

В годы Первой Мировой Павел Шихобалов передал здание под размещение лазарета, а после провозглашенного большевиками «перехода войны империалистической в войну гражданскую» и грянувшей следом революции дом к нему уже не вернулся.

Как видим, в годы Первой Мировой купечество начало именовать себя "торгово-промышленными служащими"
Как видим, в годы Первой Мировой купечество начало именовать себя "торгово-промышленными служащими"

После ареста, уплаты огромного выкупа и «освобождения» от всего состояния носитель славной купеческой фамилии жил до последних дней в деревянном домике на территории психиатрической больницы, затем жена и дочери уехали в Москву.

После щербачевской реконструкции на смену лавочным растворам пришли огромные окна
После щербачевской реконструкции на смену лавочным растворам пришли огромные окна

В национализированной же усадьбе на Соборной – теперь уже Кооперативной – 27 января 1927-го года произошло яркое событие – открылась студия кинохроники. К событию был приурочен приезд в Самару по мандату Луначарского Владимира Маяковского и его выступление с докладом «о лице левой литературы».

Выступление Маяковского шло при аншлаге. Редким недовольным зрителям Маяковский тут же в зале возвращал 30 копеек - стоимость билета
Выступление Маяковского шло при аншлаге. Редким недовольным зрителям Маяковский тут же в зале возвращал 30 копеек - стоимость билета

Основателем и первым оператором киностудии стал переехавший в Самару 23-летний уроженец Гомеля Марк Ципорин. В течение года здесь же открылось фабрично-заводское училище Самарского завода киноаппаратуры (будущего КИНАПа). Поскольку на бывшей усадьбе стало тесно, в 1928-м году надстроили третий этаж по проекту Петра Щербачева, и здание приобрело свой нынешний облик.

Архитектор П.А. Щербачев
Архитектор П.А. Щербачев

Фасад имел симметричную трехчастную композицию, о дореволюционном прошлом напоминали лучковые проемы бывших лавок, превратившиеся в окна, проездная арка в центре и вывешенный над ней балкон на резных кронштейнах с ажурным ограждением «модернового» рисунка.

При реконструкции была сохранена ведущая во двор проездная арка и балкон с модерновым ограждением над ней.  Фото В. Капарова
При реконструкции была сохранена ведущая во двор проездная арка и балкон с модерновым ограждением над ней. Фото В. Капарова

Плоскости стен и крупные квадратные оконные проемы второго и третьего этажей в боковых частях были по-конструктивистски полностью лишены декора, зато архитектурное решение центрального объема уже говорило о возврате к использованию ранее отвергнутого классического наследия.

Фото В. Капарова
Фото В. Капарова

Оформлена средняя часть в виде трех порталов во всю высоту здания. Разделяющие «порталы» в уровне первого этажа гладкие пилоны квадратного сечения в верхних этажах трансформируются в круглые трехчетвертные колонны с квадратными капителями, на которые опирается прямая аттиковая стенка с полуциркульными «вырезами» над оконными проемами. В третьем этаже среднее окно так же имеет арочное завершение, все остальные проемы – прямоугольные.

-10

Волжские документалисты вели кинолетопись страны на протяжении многих десятилетий. Здесь создавались киножурналы «Средняя Волга», «Поволжье», «Современник».

Основатель самарской студии кинохроники Марк Ципорин
Основатель самарской студии кинохроники Марк Ципорин

Самарская студия обслуживала шесть областей, а транслировались документальные фильмы по всей стране. Пленка запечатлела первые пятилетки, коллективизацию, индустриализацию. Именно Куйбышевская студия сняла уникальные кадры военного парада 7 ноября 1941-го. Основная часть операторов затем ушла на фронт и снимала военную хронику.

-12

После войны студия продолжила выпуск киножурналов и документальных фильмов, запечатлев не только такие события, как строительство ГЭС И Волжского Автозавода, а практически каждый день страны.

Нынешние арендаторы
Нынешние арендаторы

В 2007-м году Самарская студия кинохроники, став к этому времени акционерным обществом и лишившись господдержки, перешла во владение частного лица.

-14

Фильмофонд был передан в государственный архив фотодокументов, а бывшую «территорию кино» заняли разнообразные арендаторы, самый известный из которых – котокафе «ЧуКОТка»

Царство разнообразнейших котов
Царство разнообразнейших котов

Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете