Не слишком, на первый взгляд, эффектное и запоминающееся здание на Молодогвардейской, 66 в действительности сконцентрировало в себе множество эпох, стилей, известных людей и событий.
Начиналось строение, по данным окладных книг, в 1857-м году как корпус одноэтажных каменных лавок с лучковыми растворами и складскими помещениями в цоколе, к 1876-му году подросло на этаж и перешло в собственность Емельяна Николаевича Шихобалова – купца первой гильдии, почетного мирового судьи, многолетнего гласного городской думы, крупного благотворителя и главного «устроителя» Кафедрального собора.
После кончины Е.Н. Шихобалова в 1888-м году сдаваемое в аренду здание долго оставалось в совместном пользовании дочерей Любови, Анны, Надежды и внуков Павла и Петра, живших у деда после ранней смерти единственного сына Ивана. К 1902-му наследники между собой как-то договорились, и дом на Соборной перешел в собственность 32-летнего Павла Ивановича Шихобалова, так же бывшего к этому времени купцом первой гильдии, потомственным почетным гражданином, меценатом и художественным коллекционером.
В годы Первой Мировой Павел Шихобалов передал здание под размещение лазарета, а после провозглашенного большевиками «перехода войны империалистической в войну гражданскую» и грянувшей следом революции дом к нему уже не вернулся.
После ареста, уплаты огромного выкупа и «освобождения» от всего состояния носитель славной купеческой фамилии жил до последних дней в деревянном домике на территории психиатрической больницы, затем жена и дочери уехали в Москву.
В национализированной же усадьбе на Соборной – теперь уже Кооперативной – 27 января 1927-го года произошло яркое событие – открылась студия кинохроники. К событию был приурочен приезд в Самару по мандату Луначарского Владимира Маяковского и его выступление с докладом «о лице левой литературы».
Основателем и первым оператором киностудии стал переехавший в Самару 23-летний уроженец Гомеля Марк Ципорин. В течение года здесь же открылось фабрично-заводское училище Самарского завода киноаппаратуры (будущего КИНАПа). Поскольку на бывшей усадьбе стало тесно, в 1928-м году надстроили третий этаж по проекту Петра Щербачева, и здание приобрело свой нынешний облик.
Фасад имел симметричную трехчастную композицию, о дореволюционном прошлом напоминали лучковые проемы бывших лавок, превратившиеся в окна, проездная арка в центре и вывешенный над ней балкон на резных кронштейнах с ажурным ограждением «модернового» рисунка.
Плоскости стен и крупные квадратные оконные проемы второго и третьего этажей в боковых частях были по-конструктивистски полностью лишены декора, зато архитектурное решение центрального объема уже говорило о возврате к использованию ранее отвергнутого классического наследия.
Оформлена средняя часть в виде трех порталов во всю высоту здания. Разделяющие «порталы» в уровне первого этажа гладкие пилоны квадратного сечения в верхних этажах трансформируются в круглые трехчетвертные колонны с квадратными капителями, на которые опирается прямая аттиковая стенка с полуциркульными «вырезами» над оконными проемами. В третьем этаже среднее окно так же имеет арочное завершение, все остальные проемы – прямоугольные.
Волжские документалисты вели кинолетопись страны на протяжении многих десятилетий. Здесь создавались киножурналы «Средняя Волга», «Поволжье», «Современник».
Самарская студия обслуживала шесть областей, а транслировались документальные фильмы по всей стране. Пленка запечатлела первые пятилетки, коллективизацию, индустриализацию. Именно Куйбышевская студия сняла уникальные кадры военного парада 7 ноября 1941-го. Основная часть операторов затем ушла на фронт и снимала военную хронику.
После войны студия продолжила выпуск киножурналов и документальных фильмов, запечатлев не только такие события, как строительство ГЭС И Волжского Автозавода, а практически каждый день страны.
В 2007-м году Самарская студия кинохроники, став к этому времени акционерным обществом и лишившись господдержки, перешла во владение частного лица.
Фильмофонд был передан в государственный архив фотодокументов, а бывшую «территорию кино» заняли разнообразные арендаторы, самый известный из которых – котокафе «ЧуКОТка»
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете