По архивным данным, с начала Великой Отечественной войны по май 1944 года в ряды Красной армии были призваны и ушли добровольцами 160 сотрудников прокуратуры Сталинградской области. В условиях военного времени часть дел утрачена, цифра наверняка меньше реальной. Сейчас удалось восстановить фамилии 50 работников прокуратуры, награжденных медалью за оборону города. Немало и тех, кто своим трудом приближал Победу.
По стопам прадеда – так лежит путь в профессию Станислава Меденцова. Иван Петрович Меденцов с 1957 по 1960 год занимал должность прокурора Сталинграда. Сегодня его правнук – помощник прокурора Волгограда.
«Каждый раз, когда прохожу мимо первого этажа, будто он на меня смотрит. Спину хочется выпрямить, и дополнительную мотивацию получаю. Иван Петрович словно следит за мной на правах старшего семьи», – говорит помощник прокурора Волгограда Станислав Меденцов.
В жизни встретиться не довелось, но вырос на рассказах о нем. И судьба вела по одному пути. Станислав Меденцов поступил в тот же юридический вуз в Саратове, что окончил в свое время прадед. Судя по оценкам, при хорошей успеваемости тому также не очень давался иностранный язык. А вот почерк у Ивана Петровича был образцовый.
Этот четкий почерк в автобиографии, она хранится в архивном личном деле. Начато в декабре 1942 года, когда Иван Меденцов был назначен прокурором Сиротинского района, едва освобожденного от фашистской оккупации. До этого работал в той же должности в Старополтавском кантоне АССР немцев Поволжья. За трудовую биографию проходил прокурорскую службу в ряде районов области. В сражениях не участвовал, но в тяжелое время войны и период восстановления разрушенного города выполнял задачи на своем фронте.
«Иван Петрович награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Всю жизнь и сердце отдал службе в органах прокуратуры», – отмечает начальник отдела кадров прокуратуры Волгоградской области Валентина Бондарькова.
Иван Меденцов «уволен» из органов прокуратуры в связи со смертью. После трех инфарктов сердце остановилось. В личном деле приказы, поощрения за добросовестную службу. В семейных историях – он сам, живой и любящий. Что, впрочем, бывает, прорывается и в документах.
«У меня бабушка Роза, а он в автобиографии написал – Розалия. Я бабушке показывал, а она говорит, что он ее так только лично называл, никогда прилюдно, только в семье. В автобиографии указано Розалия. Для него в жизни было две важные вещи – семья и работа», – говорит помощник прокурора Волгограда Станислав Меденцов.
Молодая семья образовалась как раз на новом месте назначения, еще не остывшем после боев. Думается, один из первых мирных документов того времени.
«Свидетельство о браке номер один от 12 декабря 1942 года. Сиротинское районное отделение. Меденцов Иван Петрович и Глубокая Мария Федоровна», – зачитывает содержимое документов Станислав Меденцов.
«Есть свидетельство о рождении отца и мамы на русском и немецком, поскольку тогда была Автономная Социалистическая Советская Республика Немцев Поволжья», – рассказывает Роза Меденцова.
Роза Меденцова – та самая Розалия, послевоенный ребенок.
«Когда выезжали из Сиротинской, вся станица вышла провожать, и все говорили: «Такого прокурора у нас еще не было». Мать рассказывала, когда отец был прокурором города, депутатом городского совета, из Сиротинской приезжали на прием люди со своими проблемами. Его слово было авторитетным», – вспоминает дочь Ивана Меденцова Роза.
Из далекого детства врезались в память заборы, за которыми отстраивались здания Сталинграда, и колонны пленных немцев, которые участвовали в восстановлении города.
Роза Ивановна вспоминает, отца почти не видела, но если был рядом, ходила хвостиком. Порой и наведывалась по месту службы.
«Если двойку получала, шла на работу, он сажал за стол, звонил домой и говорил маме, что я у него. Потом с работы идем домой, мама успокаивалась. Он меня не ругал никогда», – рассказывает Роза Меденцова.
Дома о служебных делах не говорил, умел разделять, семью берег. Отдушиной была рыбалка.
«Мама уже эту рыбу и жарила, и варила. Она, помню, всех соседей и дворника кормила рыбой. Утром приходил, переодевался, брился и шел на работу. Говорил, что для него это лучший отдых, он так отвлекается», – вспоминает Роза Меденцова.
Среди семейных реликвий – правительственная телеграмма, в которой прокурор РСФСР поздравляет Ивана Меденцова с присвоением классного чина советника юстиции. А еще – наградные золотые часы.
«Храним. Когда я к ним прикасаюсь, появляется огромная мотивация работать каждый день лучше и усерднее, относиться к проблемам граждан так, как относился прадед», – говорит помощник прокурора Волгограда Станислав Меденцов.
Продолжив дело прадеда, Станислав понимает, что обрел не только профессию, но и призвание. Кстати, к рыбалке он тоже неравнодушен.
Смотрим «Вести. Волгоград»: smotrim.ru/Volgograd Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен