Найти в Дзене
Учитель сегодня

Как быстро и эффективно конспектировать? 5 способов от Светланы Маргесь

Оглавление

Техниками делится методист Дворца творчества детей и молодёжи Ростова-на-Дону, руководитель проекта «Мой Ростов» Светлана Маргесь.

1. МЕТОД КОРНЕЛЛА

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен?

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Как использовать?

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.
-2

2. МЕТОД БОКСОВ

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен?

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Как использовать?

  • Возьмите удобный вам формат листа бумаги. Начертите несколько одинаковых квадратных или прямоугольных «боксов». Лучше распределить их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу.
  • Если знаете тему, заранее впишите в «боксы» заголовки и подзаголовки. Это поможет быстро структурировать информацию внутри блоков.
  • Записывайте в «боксы» важную информацию по каждой ключевой мысли или понятию.
-3

3. МЕТОД МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен?

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Как использовать?

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

4. МЕТОД ИНДЕКСОВ

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен?

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Как конспектировать методом индексов?

  • Составьте список значков, которые вы будете использовать. Например: квадрат — выучить наизусть, круг — прочитать в учебнике, знак вопроса — уточнить у преподавателя и так далее.
  • Запишите принятые условные обозначения на форзаце тетради, даже если хорошо их запомнили.
  • Потренируйтесь пользоваться индексами на записях занятий, чтобы не запутаться в «прямом эфире».
-5

5. МЕТОД ТАБЛИЦ

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен?

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Как использовать?

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.
-6

Было полезно? Ставьте лайк, подписывайтесь, пересылайте друзьям!

Знаете другие удобные и эффективные способы конспектирования? Делитесь опытом в комментариях!