Найти тему

С прицелом в «Entry Level SQ». Тест автомобильной акустики Awave AC-650C

Оглавление

К сожалению, большинство моделей в начальном ценовом сегменте слеплены по принципу «звуки издаёт – и на том спасибо», делать по ним отчёты просто нет смысла. Но есть и приятные исключения – недорогие, но достойные внимания. В этот раз расскажу о результатах изучения акустики, которую, несмотря на кажущуюся простоту, я бы отнёс к «Entry Level SQ».

Итак, в лаборатории 2-полосный компонентный комплект Awave AC-650C. Цена на момент теста – 7180 рублей. Вполне доступно.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Сначала, как всегда, коротко пробегусь по внешним особенностям. Начну с мидбасовых динамиков.

-2

Собраны на стальных штампованных корзинах. Форма вроде бы простая, но обошлось без характерного звона – можно записать в плюсы.

-3

Диффузоры – полипропиленовые, с криволинейной образующей излучающего конуса. Как потом увидите на измерениях (да и на слух это тоже слышно), неплохо задемпфированы – хорошо гасят распространение в них механических напряжений при работе динамика. Забегая вперёд, отсюда и довольно ровная АЧХ на верхнем краю рабочего частотного диапазона (именно там обычно вылезают призвуки диффузоров).

-4

И ещё обратите внимание – подвесы имеют скруглённый переход к той части, что приклеивается к диффузору. Это в какой-то мере тоже позволяет уменьшить воздействие на края диффузора, снизить в этом месте концентрацию возникающих механических напряжений. В общем, вроде бы динамики выглядят просто, но при ближайшем рассмотрении – всё толково.

Размер звуковой катушки – 1 дюйм. Выбор логичен: в этой ценовой категории акустика чаще подключается к усилителям небольшой мощности, а то и вовсе к ГУ.

-5

Обратите внимание, на клеммной колодке закреплена катушка индуктивности – это ФНЧ первого порядка. По сути, это часть кроссовера – в данном случае он выполнен не в отдельном корпусе, а таким вот образом разнесён. С точки зрения инсталла, это можно причислить к плюсам: не придётся искать для кроссов отдельные места при инсталляции.

-6

Твитеры – с шёлковыми 25-миллиметровыми куполами. Выполнены просто, но аккуратно – без клеевых соплюх и всего такого прочего.

-7
-8

В комплекте идут симпатичные чашки-пульки для наружного монтажа, в которые твитеры просто вставляются и фиксируются с тыльной стороны винтами. Плюс всякие полезные монтажные мелочи. Часть кроссовера, отвечающая за твитеры, представляет собой конденсатор, выполненный в разрыв провода (ФВЧ первого порядка).

-9

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ

Для корректности параметры мидбасового динамика измерял не на основных клеммах (т. к. в этом случае сигнал проходил бы через закрепленную на клеммнике катушку индуктивности – ФНЧ первого порядка), а подключался непосредственно к подводящим.

-10

Измеренные параметры Awave AC-650C:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 10 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,03
  • Qes (электрическая добротность) – 0,93
  • Qts (полная добротность) – 0,78
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,5 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,0 дБ

В моторах НЧ/СЧ динамиков явно присутствует кольцо Фарадея (импеданс с ростом частоты растёт не так уж и сильно). Добротность – ровно такая, чтобы подчеркнуть нижние частоты, не свалившись в откровенное бубнение. В сочетании с резонансом около 60 Гц это действительно дало неплохую басовитость.

Ценой этого достоинства стала чувствительность, она тут средняя, и если подключать динамики непосредственно к ГУ – балансирует на границе допустимого. Так что для совсем простых систем акустика хоть и подходит, но усилитель (пусть даже небольшой мощности) раскроет её возможности полнее.

Теперь чуть подробней о работе динамиков. Очень приличная АЧХ без резких выбросов на верхнем краю рабочего диапазона – как раз об этом и упоминал, когда говорил о материале диффузора и конструкции верхнего подвеса.

-11

Единственное, к чему хоть как-то можно придраться, – лёгкий локальный резонанс в районе 600 Гц (скорей всего, центрирующая шайба, его и на импедансной кривой ещё было видно). Но он несильный, «съедает» всего пару децибел в этой области.

-12

С понижением частоты рост искажений плавный. Так что проблем и каких-то жёстких ограничений при выборе сабвуфера и настройке стыка с ним не ожидается.

-13

Твитеры – типичные представители классической «шёлковой школы». Выбирая, под каким углом они будут видны слушателям, можно корректировать уровень ВЧ. Полезное свойство, когда кроссовер такой возможности не даёт.

-14

Купол не ломает, что говорит не только о правильном выборе его материала и формы, но и об удачной геометрии подкупольного пространства.

-15

Если задумаете поканалку, то по настройке стыка с мидбасовым звеном есть некоторая свобода: с понижением частоты рост искажений плавный, не скачкообразный. Хотя опускать настройку ФВЧ ниже 4 кГц (12 дБ/октава) я бы, пожалуй, всё равно не стал.

-16

Впрочем, обычное включение динамиков с пассивными фильтрами (т. е. мидбасовые – через закрепленные на клеммниках катушки, а твитеры – через фильтры из комплекта) даёт довольно ровную общую АЧХ. Так что вспоминать про поканалку, как по мне, нет никаких поводов.

-17

КАКОГО ОЖИДАТЬ ЗВУЧАНИЯ, И КАК «ГОТОВИТЬ» АКУСТИКУ?

Оценку на слух, как обычно, проводил не в абстрактном стенде, а с приближением к автомобильным условиям. Мидбасовые динамики – в боксы с разворотами почти друг на друга. Твитеры – на уровне глаз с возможностью менять их углы.

Как ставить. Первое – поиск оптимального направления твитеров. Поэкспериментировал, остановился на варианте, когда они видны под небольшими углами – так звучание получается более цельным, сбалансированным. Т. е. в машине их можно направить, например, на противоположные боковые стёкла или вообще друг на друга. Так есть все шансы даже в беспроцессорной системе получить не жёсткую привязку звуков к твитерам, а приятное диффузное звуковое поле между правыми и левыми динамиками.

Общий характер звучания. Тот самый случай, когда сходу описать его сложно. Каких-то сильных акцентов акустика не выдаёт, тонально всё сбалансировано. На слух звучание воспринимается тепло, без лишней звонкости, яркости или выпячивания отдельных нот и звуков. Но при этом в меру открыто, без эффекта «накинутого покрывала». Такое сочетание позволяет не зацикливаться на деталях, но в то же время не прислушиваться, пытаясь выудить их в знакомых треках, а воспринимать музыку цельно и вполне комфортно.

Динамики, как и предполагал, хорошо забираются в басовую область, звучание без лишнего «утяжеления», но основательное. Так что сочетать можно практически с любым «гражданским» сабвуфером калибра 10 или 12 дюймов, и спокойно настраивать стык полос в районе 60 Гц (по крайней мере, поиск оптимума я бы начинал именно с этой отметки).

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?

Весьма достойная акустика начального ценового сегмента. По своему звуковому характеру явно тянется к SQ сегменту. Если хотите получить яркий и звонкий «бум-тынц», она не для вас. А если ищете спокойное и сбалансированное звучание, к этой модели однозначно можно присмотреться – под такие предпочтения она как раз заходит хорошо.

Можно использовать как в простых системах с подключением непосредственно к ГУ, так и в системах с отдельными усилителями – много мощности динамикам не нужно, просто усилитель раскроет их чуть полнее.

Плюсы:

  • Хорошее соотношение цены и качества звука
  • Простой инсталл, не нужно искать место под отдельный кроссовер
  • Ровное, тонально сбалансированное звучание

Минусы:

  • Может не зайти любителям яркого и звонкого звучания