В своё время популярность этой писательницы была невероятной. Её рассказы активно печатались в газетах и журналах. Её имя восхвалялось на каждом шагу и даже дало название духам и шоколадным конфетам. Что же такого особенного было в тонких юмористических рассказах Тэффи? Чем очаровывала она читателей и даже своих коллег по цеху? На этот вопрос попробует дать ответ читательница канала Ирина С. А вы, будучи поклонником малой прозы, смешных и остроумных рассказов, будете знать что ещё можно почитать интересного.
Недавно на встрече с одной известной писательницей был задан вопрос: «А чьи книги читаете Вы?». Вопрос, конечно, непростой для активно пишущего писателя. Последовал совершенно однозначный ответ: Тэффи. Я, к своему стыду, поняла, что имя Тэффи слышала, но ничего у неё не читала.
С тех пор желание понять, что же такое пишет Тэффи, не уходило.
Из биографии писательницы я узнала, что Тэффи – это псевдоним. Настоящее имя – Надежда Александровна Лохвицкая. Родилась она в Санкт-Петербурге в 1872 году. Очень рано начала писать стихи, потом прозу, юмористическую прозу, причем с философскими нотками, которые усилились после эмиграции. Печататься она начала в 1901 году. Не стану подробно останавливаться на биографии, скажу лишь, что меня поразило в ней очень сильно:
- Ее произведения были настолько популярны, что появились духи и конфеты – «Тэффи» (Когда Надежда Александровна получила свою первую коробку конфет «Тэффи», она сказала с иронией, что «объелась своей славой до тошноты и сразу узнала обратную сторону ее медали»).
- Поклонниками ее творчества были Илья Репин, Григорий Распутин, а еще и Николай II и ... наше все нашего детства и юности – В.И. Ленин. Причем поразил меня тот факт, что когда в 1920 году Надежда Александровна уехала в эмиграцию, в советской России ее продолжили печатать, но печатать пиратским способом. Сделано это было по предложению самого Владимира Ильича. И продолжалось до тех пор, пока сама Тэффи не выступила против этого публично.
Посмотрела в книжных магазинах книги Н.А. Тэффи – есть что купить, растерялась просто с выбором. Оказывается, можно читать и в электронном виде, и совсем не по-пиратски. Согласно закону, исключительные права на произведения действуют в течении всей жизни автора и еще 70 лет, следующего за годом ухода автора из жизни
Умерла Н.А. Тэффи в октябре 1952 года, то есть сейчас можно читать ее книги совершенно законно, что я и предлагаю всем заинтересовавшимся сделать. В свободном доступе на Литрес лежит большое количество ее рассказов.
Я и решила почитать их в новогодние праздники во время нашего марафона по чтению добрых книг. Рассказы выбирала наобум, не пытаясь искать советы блогеров, не читая рецензий.
В результате прочла несколько рассказов, а их в творчестве Тэффи огромное количество! Часть из них очень смешные, остановится невозможно. Но есть такие что, вроде, и смешно, но хочется задуматься. Готова поделиться вкратце тремя тонкими юмористическими рассказами Тэффи, которые читаются на одном дыхании.
1. «Любовь и весна»
Надежда Александровна рассказ пишет о своей племяннице Гуле.
Написано с большим юмором, тепло, светло – с нимбом – «Воспоминания»
Начинается рассказ с того, что Гуля показывает кучу любительских снимков, как было тогда модно. Мода эта присутствует порой и сейчас. Приезжают, к примеру, влюбленные к родителям, чтобы познакомиться – и тут в ход идут многотомные собрания альбомов с фотографиями.
И дальше Гуля рассказывает историю о своем самом первом романе, когда она была еще в лицее, из которого девочек просто так не выпускали, да даже в окно было смотреть – грехом. А ей хотелось попасть в «закрытый» клуб взрослых девочек 14-15 лет. В клуб принимали только влюбленных девочек, но важно, чтоб чувство было взаимным. Эта взаимная любовь и была «сконструирована» ее подружкой с мальчиком-гимназистом 13 лет, ее братом, который каждый день проходил под окном гимназии.
Очень веселая забавная история «первой любви» со страданиями и даже печальными последствиями, но очень теплыми воспоминаниями о том времени.
2. «Мудрый человек»
Рассказ, о своем житье-бытье, ведется от имени человека, проживающего в Париже, но родом из Таганрога. Об этом городе он часто вспоминает. Еще он без утайки делится с нами своей мудростью. К примеру, советует, как подыскать себе подходящую невесту, причем он умудряется предусмотреть все возможные и невозможные доводы за и против. Пример из самого невинного:
Но эту молоденькую невесту он забраковал потому, что у нее был сын лет пяти. И даже не потому, что он был, а потому что герой вдруг понял, что он был неспособен выпороть этого ребенка в воспитательных целях и не может на себя взять ответственность за воспитание.
Он перебирает несколько потенциальных невест, очень смешно читать, почему он их бракует, в голову бы само не пришло. И вот в конце концов он выбирает невесту, по его мнению, очень удачно, француженку с такой плохой фигурой, чтобы сложно было подобрать готовое платье. А когда состоявшаяся жена просит у него купить ткань для платья, покупает ткань ужасного пегого цвета. А потом и портниху советует знакомую, из русских такую, что платье точно носить будет невозможно.
И в итоге, жена сидит дома, ей в таком платье никуда выйти не хочется, делает голубцы, которые научил ее стряпать муж. И семейная жизнь у героя – спокойная и тихая, чем он очень доволен.
3. «Дураки»
Тэффи в юмористической и одновременно философской форме приводит классификацию «дураков». Очень понравилось, как она это делает. С одной стороны, очень смешно, а с другой стороны, понимаешь, например, что с чем-то подобным встречаешься регулярно и иногда задумываешься о каком-то человеке, почему он такой. Вот к примеру, встречается на твоем пути человек, который вроде как находится выше тебя по статусу, он заслуженный представитель народа либо какой-то непростой руководитель, и казалось бы должен быть умным, раз добился в жизни гораздо большего, а вызывает какое-то странное ощущение. А точно сказать себе, что это за человек, не можешь, а вот общаешься и чувствуешь, что «бумс» - бьешься головой о стену. Вроде как нельзя же подумать о нем ничего такого, какой он может быть дурак, раз добился... А вот и может. И Надежда Александровна дает нам четкую классификацию и круглых дураков и набитых… И делает это очень задорно, остро, доходчиво.
Надежда Александровна отмечает у них умение «скруглять» ответы на все вопросы, используя несколько аксиом и один постулат.
Привела цитату и поняла, что обделяю этот рассказ, как бы упрощаю его смысл, потому что все 5 страниц читаются на одном дыхании, «на одной мысли» от начала до конца. Так что – читайте!
***
Спасибо Ирине за вдохновляющий отзыв о рассказах Тэффи!
Статья была написана в рамках Рождественских чтений, проходивших на канале с 25 декабря по 8 января.