Есть два французских романа о потреблении, которые невероятно актуальны сейчас. «Госпожа Бовари» Флобера и «Дамское счастье» Золя.
Герой «Дамского счастья» Октав Муре это гений маркетинга. Он по сути изобрел супермаркет. Тогда было «принято» торговать одним видом товара. Один магазин продает только сукно, второй – чулочки и корсеты, третий шляпки. А он наплевал на то, как принято, и создал магазин, где продают все женские товары, там же были товары для дома и т.п.
Торговцы старого типа были возмущены, Муре разорил их. Зато покупательницы были довольны.
Если бы у Муре был интернет, он и маркетплейс бы изобрел. Впрочем, он был на пути к этому: у него в магазине была служба доставки. И можно было оплачивать потом, или отказаться от товара при доставке без штрафа! Что-то вам это напоминает?
А «Госпожа Бовари» это история про потребительские кредиты или кредитные карты.
Героиня книги, собственно, госпожа Бовари, промотала состояние на вещи. На ткани, наряды, накидочки на кресла. Но самих денег она почти не держала в руках: расплачивалась векселями и расписками. Довольно долго, года три, кредитор ее «прикармливал», создавая иллюзию безопасности (беспроцентный кредит с обещанием легкой выплаты когда-то потом), пока она окончательно не запуталась. Тогда кредитор на нее поднажал, выбил из нее передачу в счет долга целого имения (плохонькой, но все-таки недвижимости – за вещи, ткани, товары для дома всего лишь!). Ну а потом финал госпожи был довольно печальным.
Во всех маркетинговых историях у нас формируется нейронная связь: мы получаем удовольствие от покупок, получаем вознаграждение – так работает дофаминовая система.
Если практиковать часто, связь закрепляется и может перейти в зависимость.
Зависимость от маркетплейсов уже у многих развивается. На эту тему шутят в коротких роликах, что довольно красноречиво.
Как правило, все любители маркетплейсов делятся на два лагеря, как остроконечники и тупоконечники. Кто любит фиолетовенький, или ягодки, и кто любит красно-синий.
Я лично люблю «ягодки».
Кстати, почему-то у «ягодок» много ненавистников, примерно как у Икеи. Их аргументы: не ходили, не ходим, не собираемся ходить в эту помойку, товары там паленые, к тому же сотрудников держат в рабстве. Не был, не был, не был, не был, даже рядом не стоял! (с)
Помните, я писала, что нужна всего одна причина?
А вот хейтеров красно-синенького Озон я не видела. То ли там условия у сотрудников не рабские, а товары фирменные. То ли хейтеры есть, но встречаются намного реже.
Почему не нужно ненавидеть ВБ, Озон, Икею и любые другие крупные компании? Потому что они создают рабочие места, как минимум.
И повышают комфорт нашей жизни. Что-то не хочется мне, как в прекрасном мире прошлого, с корзинкой обходить 50 ларьков. И мне плевать, если бы магазином обуви владел еще прадедушка нынешнего владельца. Тем более что у нас благодаря советскому периоду никаких потомственных бизнесов и нет.
Для меня нет ценности в семейных бизнесах, даже если бы они были. Также мне до лампочки локальные производители.
Страдания торговцев старого типа хорошо описаны в «Дамском счастье». Они не хотели меняться, не принимали новую жизнь, хотели жить завтра так же, как жили вчера и позавчера. А мир менялся и жизнь менялась. Они хотели получать гарантированную выручку просто за то, что они есть, как были сто лет назад, а покупатели им эту выручку нести не хотели. Не надо такими быть, это невыигрышная стратегия по жизни.
И вот когда мне даже не бизнесмены, а просто покупатели отстаивают, что есть какая-то ценность в том, чтобы обходить 50 локальных лавчонок и в каждой терять время, что покупать все медленно и не спеша это «мило и душевно», у меня одна реакция: что?
Такие заплесневелые краеведческие истории меня не вдохновляют. А возможность быстро, лежа на диване, все выбрать, покидать в корзину и через пару дней забрать – очень даже!
Тем более что НИКОГДА у дома не будет выбора, как на маркетплейсе.
Итак, моя сумма выкупа на ВБ за 2 года…
А я думала, больше. В 2 последних года не попал 2021-й, когда я покупала много товаров и техники для дома.
А может, вообще посчитали 2023 и 2024, поэтому такая сумма фактически за год? Я не считаю особо траты на ВБ, потому что он мне заменяет кучу магазинов. Считаю только траты вообще, укладываюсь в норму бюджета в месяц или нет.
К тому же я покупаю на ВБ на всю семью, в т.ч. родителям, так как у меня уже есть скидка. То есть многие товары просто не мне.
На маркетплейсе я покупаю бытовую химию, косметику, практически все товары для дома, почти всю обувь и одежду себе и ребенку, почти всю технику и даже некоторые продукты. Например, бакалею, которой возле дома просто нет даже в больших супермаркетах или на ее поиск надо потратить часы.
Перечитала список и поняла, что я мало трачу. Ведь, если покупать все это на маркетплейсе, то в офлайн-магазинах уже не трачу на это. К тому же в офлайн дороже.
В общем, Бовари – не моя фамилия.
Хотя наличие нейронной связи в области покупок в интернете у меня точно есть. Ну и что? Разве это плохо, что покупки приносят удовольствие?
Кстати, есть и товары, которые я выбираю и покупаю с тягостью и тоской, а они все равно иногда бывают нужны. И вот такой шопинг через силу точно ничуть не лучше!
Почитать еще: