Найти тему
Дракон старой гвардии

Зависимость от ВБ и моя сумма выкупа за 2 года

Есть два французских романа о потреблении, которые невероятно актуальны сейчас. «Госпожа Бовари­» Флобера и «Дамское счастье­» Золя.

фото из интернета
фото из интернета

Герой «Дамского счастья­» Октав Муре это гений маркетинга. Он по сути изобрел супермаркет. Тогда было «принято­» торговать одним видом товара. Один магазин продает только сукно, второй – чулочки и корсеты, третий шляпки. А он наплевал на то, как принято, и создал магазин, где продают все женские товары, там же были товары для дома и т.п.

Торговцы старого типа были возмущены, Муре разорил их. Зато покупательницы были довольны.

Если бы у Муре был интернет, он и маркетплейс бы изобрел. Впрочем, он был на пути к этому: у него в магазине была служба доставки. И можно было оплачивать потом, или отказаться от товара при доставке без штрафа! Что-то вам это напоминает?

А «Госпожа Бовари­» это история про потребительские кредиты или кредитные карты.

Госпожа Бовари из экранизации как раз в цветах маркетплейса / wink.ru
Госпожа Бовари из экранизации как раз в цветах маркетплейса / wink.ru

Героиня книги, собственно, госпожа Бовари, промотала состояние на вещи. На ткани, наряды, накидочки на кресла. Но самих денег она почти не держала в руках: расплачивалась векселями и расписками. Довольно долго, года три, кредитор ее «прикармливал­», создавая иллюзию безопасности (беспроцентный кредит с обещанием легкой выплаты когда-то потом), пока она окончательно не запуталась. Тогда кредитор на нее поднажал, выбил из нее передачу в счет долга целого имения (плохонькой, но все-таки недвижимости – за вещи, ткани, товары для дома всего лишь!). Ну а потом финал госпожи был довольно печальным.

Во всех маркетинговых историях у нас формируется нейронная связь: мы получаем удовольствие от покупок, получаем вознаграждение – так работает дофаминовая система.

Если практиковать часто, связь закрепляется и может перейти в зависимость.

Зависимость от маркетплейсов уже у многих развивается. На эту тему шутят в коротких роликах, что довольно красноречиво.

Как правило, все любители маркетплейсов делятся на два лагеря, как остроконечники и тупоконечники. Кто любит фиолетовенький, или ягодки, и кто любит красно-синий.

Я лично люблю «ягодки­».

огромный склад ВБ / sparklogic.ru
огромный склад ВБ / sparklogic.ru

Кстати, почему-то у «ягодок­» много ненавистников, примерно как у Икеи. Их аргументы: не ходили, не ходим, не собираемся ходить в эту помойку, товары там паленые, к тому же сотрудников держат в рабстве. Не был, не был, не был, не был, даже рядом не стоял! (с)

Помните, я писала, что нужна всего одна причина?

А вот хейтеров красно-синенького Озон я не видела. То ли там условия у сотрудников не рабские, а товары фирменные. То ли хейтеры есть, но встречаются намного реже.

Почему не нужно ненавидеть ВБ, Озон, Икею и любые другие крупные компании? Потому что они создают рабочие места, как минимум.

pro-investing.ru
pro-investing.ru

И повышают комфорт нашей жизни. Что-то не хочется мне, как в прекрасном мире прошлого, с корзинкой обходить 50 ларьков. И мне плевать, если бы магазином обуви владел еще прадедушка нынешнего владельца. Тем более что у нас благодаря советскому периоду никаких потомственных бизнесов и нет.

Для меня нет ценности в семейных бизнесах, даже если бы они были. Также мне до лампочки локальные производители.

Страдания торговцев старого типа хорошо описаны в «Дамском счастье­». Они не хотели меняться, не принимали новую жизнь, хотели жить завтра так же, как жили вчера и позавчера. А мир менялся и жизнь менялась. Они хотели получать гарантированную выручку просто за то, что они есть, как были сто лет назад, а покупатели им эту выручку нести не хотели. Не надо такими быть, это невыигрышная стратегия по жизни.

И вот когда мне даже не бизнесмены, а просто покупатели отстаивают, что есть какая-то ценность в том, чтобы обходить 50 локальных лавчонок и в каждой терять время, что покупать все медленно и не спеша это «мило и душевно­», у меня одна реакция: что?

мое лицо, когда предлагают хлеб покупать в хлебном, а молоко в молочном / domoholic.ru
мое лицо, когда предлагают хлеб покупать в хлебном, а молоко в молочном / domoholic.ru

Такие заплесневелые краеведческие истории меня не вдохновляют. А возможность быстро, лежа на диване, все выбрать, покидать в корзину и через пару дней забрать – очень даже!

Тем более что НИКОГДА у дома не будет выбора, как на маркетплейсе.

Итак, моя сумма выкупа на ВБ за 2 года…

всего то...
всего то...

А я думала, больше. В 2 последних года не попал 2021-й, когда я покупала много товаров и техники для дома.

А может, вообще посчитали 2023 и 2024, поэтому такая сумма фактически за год? Я не считаю особо траты на ВБ, потому что он мне заменяет кучу магазинов. Считаю только траты вообще, укладываюсь в норму бюджета в месяц или нет.

К тому же я покупаю на ВБ на всю семью, в т.ч. родителям, так как у меня уже есть скидка. То есть многие товары просто не мне.

На маркетплейсе я покупаю бытовую химию, косметику, практически все товары для дома, почти всю обувь и одежду себе и ребенку, почти всю технику и даже некоторые продукты. Например, бакалею, которой возле дома просто нет даже в больших супермаркетах или на ее поиск надо потратить часы.

Перечитала список и поняла, что я мало трачу. Ведь, если покупать все это на маркетплейсе, то в офлайн-магазинах уже не трачу на это. К тому же в офлайн дороже.

В общем, Бовари – не моя фамилия.

Хотя наличие нейронной связи в области покупок в интернете у меня точно есть. Ну и что? Разве это плохо, что покупки приносят удовольствие?

Кстати, есть и товары, которые я выбираю и покупаю с тягостью и тоской, а они все равно иногда бывают нужны. И вот такой шопинг через силу точно ничуть не лучше!

Почитать еще: