Уже по прошествии трёх лет работы в должности главы МВД Н.А.Щёлоков успел сделать столько, что другим оказалось не под силу за всю их карьеру: милиционеры уравнены по зарплате с другими государственными служащими, переодеты в новую форму, в министерстве введены генеральские звания, вовсю создаются новые учебные заведения, заметно улучшается ситуация с техникой и транспортом, утверждена на десятилетия вперед новая структура министерства, а само оно сменило вывеску с МООП на МВД…
Кое-кто сейчас усмехнется: мол, с его-то связями и высокими друзьями-покровителями осуществить эти преобразования было нетрудно! Но они забывают, что некоторые препоны новому министру приходилось преодолевать годами, и не всегда успешно. Так что, принижать роль самого Щёлокова в реформаторской деятельности было бы несправедливо.
Многим он уже в конце 1960-ых не видится просто «фаворитом» или руководителем-однодневкой - это серьёзная фигура, уверенно чувствующая себя в аппаратной борьбе, с которой приходится считаться. Щёлоков достаточно ясно представляет программу дальнейших действий и набирает в свою команду не просто профессионалов, а по возможности «звёзд». Его не останавливает (а может быть, даже «заводит») то обстоятельство, что большинство из них с норовом и независимым характером. Впоследствии они создадут министру немало проблем, да и между собой будут в сложных отношениях, но он сознательно на это идёт, не без оснований полагая, что наличие в МВД самодостаточных и авторитетных фигур, готовых стать «источниками министерских идей» (включая идеи и самого Щёлокова), работает на авторитет всего ведомства. Таковой кадровая политика министра будет оставаться до конца 1970-ых.
До сих пор остаётся загадкой, как ему удалось собрать в те годы столько ярких личностей в руководстве ведомства! Если полистать телефонный справочник МВД СССР с перечислением руководителей ведущих служб, впору удивиться «звёздной россыпи», засиявшей на милицейском небосклоне. И всё это - кадры Щёлокова, которые он ценил и относился к ним по-отечески.
Среди «топовых» назначений того времени выделяются несколько. Заместителем министра по милиции становится Борис Тихонович Шумилин - человек с биографией и большим опытом. После войны тот возглавлял в Белоруссии республиканское Министерство охраны общественного порядка. Перебравшись в Москву заместителем к Щёлокову, этот интеллигент на высокой милицейской должности сразу оказался в эпицентре событий, готовым для реформаторской работы и как профессионал, и как руководитель широкой культуры. Более удачную кандидатуру на этот ключевой пост трудно было подобрать.
Шумилин завоюет в союзной милиции и в курируемых им оперативных службах непререкаемый авторитет. Он всегда ценил людей, инициативный труд, высокую профессиональную культуру сыщика. В работе его отличало важнейшее качество руководителя государственного уровня - умение видеть главное. У Шумилина была особая интуиция на всё новое, передовое в масштабах страны. Генерал удивлял коллег фотографической памятью и способностью мгновенно прочитывать деловые бумаги, просто перелистывая их. На него выпала нелёгкая организаторская миссия по становлению новой структуры министерства внутренних дел, соответствующей требованиям жизни.
Шумилин представлял собой уходящий тип милицейского руководителя-интеллигента. Он никогда не повышал голоса, не позволял себе унижать и оскорблять подчинённых, однако (как отмечают его соратники) «генералы выскакивали из его кабинета, как из бани». Сотрудники боялись не его лично - они не хотели оказаться непрофессионалами в его глазах. О нём говорили: «Он больше Тихонович, чем Шумилин». Как-то генерал участвовал в совещании, проходившем в Министерстве культуры. Так потом минкультовцы вздыхали: «Нам бы такого министра!». С культурой , кстати, тот был очень дружен и неоднократно выступал консультантом многих советских фильмов, в частности, «Рождённая революцией», «Золотая мина», «Холодное лето пятьдесят третьего», «По данным уголовного розыска»...
Б.Т. Шумилин занимал должность заместителя министра все 16 «щёлоковских» лет. Согласитесь, что выполнять колоссальный объём работы на протяжении столь продолжительного периода дано далеко не каждому. Этот факт свидетельствует о незаурядных способностях и возможностях этого человека.
После ухода в отставку до конца своей жизни он возглавлял российский Совет ветеранов МВД. С 2004 года наиболее активным участникам ветеранских организаций ежегодно вручается премия имени генерал-полковника внутренней службы Бориса Тихоновича Шумилина.
Сильной яркой личностью был заместитель министра генерал-полковник внутренней службы Борис Кузьмич Елисов, курировавший блок охраны общественного порядка.
Выдвинувшийся с самых низов, с «земли», он был министром внутренних дел Чечено-Ингушетии, где практически ликвидировал бандитизм (действуя отнюдь не репрессиями). В 1970 году Елисов возглавил УВД Ростовской области - там под его руководством была осуществлена коренная перестройка всех служб и сделан акцент на создание специальных подразделений (был создан полк подвижных милицейских групп в Ростове и других крупных городах области), а также на работу с населением (создавались общественные пункты правопорядка, которые превратились в центры профилактической работы) и на другие важные направления в деятельности органов внутренних дел. В результате этих мер значительно улучшился общественный порядок, раскрываемость и предупреждение преступлений. По инициативе Елисова и с его непосредственным участием в Ростове-на-Дону была открыта школа милиции.
Через пять лет Щёлоков перевёл его в центральный аппарат МВД СССР на должность начальника Главного управления охраны общественного порядка, ставшего вскоре ведущим Главком в системе МВД. Здесь Елисов всё лучшее и проверенное временем стал активно внедрять в масштабах страны: в частности, в 1978 году осуществляется коренная реорганизация патрульно-постовой службы (та выделяется в самостоятельную структуру), в итоге раскрытие каждого третьего преступления осуществлялось с участием строевых подразделений.
В 1980 году Елисов назначается на должность заместителя министра внутренних дел СССР. На этом посту он курирует блоки общественной безопасности и криминальный, является одним из инициаторов создания ОМОНа, обеспечивает безопасность на Олимпиаде-80 в Москве и на протяжении более восьми лет бессменно отвечает за работу МВД СССР в Афганистане. В перестроечный период Елисов занимается урегулированием межнациональных конфликтов и ликвидацией массовых беспорядков (Алма-Ата, Нагорный Карабах и др.).
Широкоскулый, коренастый, с умным волевым лицом и внимательно смотрящими на собеседника тёмно-карими, чуть с прищуром, глазами, которые приобретали самые различные оттенки: могли быть мягкими при дружеской беседе и жёсткими, если дело приобретало крутой поворот. Выступая, он оперировал точными, выверенными данными, не терпел пустословия и расплывчатых формулировок. Его невозможно было обмануть, представить неверную информацию. Елисов мог простить неопытность, ошибку, но только не того, кто пытался ввести его в заблуждение. Аналитический ум и доскональное знание обстоятельств дела помогали ему отделять правду от лжи.
При этом вся его деятельность на протяжении более 43-летней службы была связана только с органами внутренних дел, где он был заместителем аж у четырёх (!) министров внутренних дел СССР.
Вне всякого сомнения, не менее яркой личностью в щёлоковском МВД был генерал-лейтенант юстиции кандидат юридических наук Борис Алексеевич Викторов.
До своего назначения в 1967 году на должность заместителя министра внутренних дел СССР (где курировал следствие) он прошёл все ступени военно-юридической службы: был военным прокурором Западно-Сибирского военного округа (участвовал в первых процессах по расследованию фальсификации дел работниками НКВД), заместителем Главного военного прокурора СССР. Юрист высочайшей марки Б.А.Викторов при Хрущёве участвовал в реабилитации жертв политических репрессий, возглавляя специальную группу, занимавшуюся расследованием жалоб и писем по поводу реабилитации репрессированных. Итогом этой работы стала реабилитация видных деятелей партии и государства, а также иных лиц, ставших жертвами культа личности и преступной деятельности Ежова, Берии, Абакумова и иже с ними.
Викторов является автором более 15 книг и yчeбникoв по вопросам подготовки следственных работников и проблемам укрепления социалистической законности. Именно он (на пару с тогдашним заместителем начальника ГСУ МВД СССР полковником юстиции В.Ф.Статкусом) являлся консультантом культового телесериала «Следствие ведут Знатоки». В ноябре 1978 года вышел в отставку.
На его место в 1978 году пришёл незаурядный руководитель с глубоким пониманием избранной профессиональной деятельности Пётр Александрович Олейник, до этого десять лет проработавший заместителем министра внутренних дел Украины. Он курировал работу оперативных служб и следствия и (как и его предшественник Викторов) был единственным в составе руководства МВД СССР знатоком юриспруденции, имевшим высшее юридическое образование и учёную степень кандидата юридических наук. Что, безусловно, имело значение для успешного участия руководства МВД СССР в законотворческом процессе в высших органах власти и управления.
Являясь сподвижником Щёлокова в дальнейшем развитии реформ в ведомстве, генерал-полковник внутренней службы П.А.Олейник значительное внимание уделял вопросам повышения эффективности в решении служебных задач на основе всестороннего использования в практической деятельности органов внутренних дел достижений науки и техники. В министерстве поговаривали, что именно его глава ведомства видел своим преемником в МВД...
А вот судьба первого заместителя министра внутренних дел СССР с 1974 по 1979 год генерал-лейтенанта внутренней службы Виктора Семёновича Папутина сложилась трагично.
В МВД он пришёл с партийной работы - с должности второго секретаря Московского обкома КПСС. Это был деловой, энергичный, пользовавшийся популярностью человек. Тогдашний первый секретарь обкома Конотоп не без оснований считал, что он представляет серьёзную угрозу для его положения, а потому в результате провёрнутой интриги тот был рекомендован Брежневу как «удачный кадр на выдвижение партийца в МВД для укрепления его рядов». В отличие от всех других замов его назначение оказалось для Щёлокова полной неожиданностью. Правда, если бы министр был против, это назначение не состоялось бы, так что, по всей видимости, в данном случае министр пошёл на компромисс.
В МВД Папутин курировал самые закрытые проекты министерства, под его личным контролем строилась спецслужба для выполнения специальных заданий, в частности, отряд специального назначения «Кобальт».
До сих пор загадочна и непонятна причина его ухода из жизни. Большинство соратников связывают самоубийство генерала с драматическими событиями в Афганистане. В ноябре 1979 года Папутин был туда командирован для выполнения правительственной миссии: встретиться с президентом страны Амином и успокоить афганского лидера, требовавшего введения советских войск. Судя по всему, это была последняя попытка предотвратить афганскую катастрофу и сорвать планы Андропова по вводу наших войск и свержения Амина. При этом никто и не подозревал, что КГБ готовит ликвидацию афганского лидера - о спецоперации не поставили в известность ни военных советников, ни даже посла.
Почему выбор пал именно на Папутина? Он как никто другой умел располагать к себе людей. К тому же, у него в Афганистане была личная агентурная сеть, едва ли не превосходящая агентурную сеть КГБ СССР. Её основу составляли кадры афганской милиции, проходившие подготовку в Академии МВД СССР.
Папутин застрелился в своей квартире спустя два дня после штурма дворца Амина советским спецназом, успев после возвращения из командировки провести в Туле Всероссийское совещание начальников УВД.
А вот руководитель СВР Е.М.Примаков в своей книге «Очерки истории российской внешней разведки» утверждает, что самоубийство Папутина стало следствием несправедливого и унизительного отстранения от должности замминистра МВД для последующего назначения на его место Чурбанова.
Продолжение следует...
При подготовке публикации использованы материалы книги С.Кредова «Щёлоков» (Москва, «Молодая гвардия», 2010 год).
Последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!