Параллельно с Минтрансом в стране, как бы помягче сказать, занимается вопросами развития авиации и Минпромторг. Он (ну, то есть "оно" поскольку министерствО) отвечает за производство авиационной техники. Есть в этом министерстве Департамент авиационной промышленности. Авиационная промышленность есть и департамент есть... Самолетов гражданских пока, правда, не особо...
Зато курирующий замминистра есть. Очень умный! Говорит красиво и складно. Сразу после МАИ пошел поближе к депутатам, но гордо рассказывает, что он - двигателист! Даже PPL получил. Но самолетов все равно нет. Зато сделан серьезный шаг к развитию экспериментальной авиации. Знаете что это такое? Это то, о чем я обещал рассказать в статье, где спойлер про "зицпредседателя Фунта".
Напомню, что согласно статье 20 Воздушного кодекса в России есть три вида авиации - гражданская, государственная и экспериментальная. Так вот с сентября 2023 года в экспериментальной авиации можно, вообще, все. Без ничего. Совсем.
Пункт 1 статьи 23 Воздушного кодекса гласит, что экспериментальная авиация - это та, что используется для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники. А пункт 2 этой же статьи гласит, что эту самую экспериментальную авиацию можно использовать в коммерческих целях.
Как? Согласно древнему Постановлению Правительства РФ от 30 июля 1999 г. N862 «Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях» (Постановление 862). Постановление, хоть в основном и потеряло свою актуальность, так как и государственная авиация, и производство современной авиационной техники, в интересах которой используется экспериментальная авиация, финансируются в значительном объёме бюджетом РФ, но всё ещё существует.
И в 2022-2023 годах в Постановление 862 придумано внести изменения, которые, мягко говоря, создают правовые коллизии и условия для обхода требований Воздушного кодекса РФ не очень добросовестными авиабизнесменами.
Противоречия с Воздушным кодексом
Постановление 862 гласит, что авиационным организациям экспериментальной авиации, эксплуатирующими экспериментальные ВС, можно "использовать их за плату на договорной основе для перевозки грузов (в том числе почты) и служебных пассажиров, пожаротушения, дежурства авиационных сил и средств поиска и спасания, летных проверок наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи."
Согласно статье 7 ВЗК имущество экспериментальной авиации может быть, в том числе, в собственности физических и юридических лиц, т.е. в частной собственности.
Ну, во-первых, в Постановлении 862 используется новое для всех понятие "служебный пассажир".
Пунктом 2 статьи 100 Воздушного кодекса РФ устанавливается понятие «пассажир» и далее по статьям этого и других НПА прописаны его права и обязанности. А вот понятия «служебный пассажир» в Кодексе нет в принципе.
Но перевозить "служебных пассажиров" на ВС экспериментальной авиации можно - Постановление 862 это ж дозволяет... Неясный статус и права "служебного пассажира", который оказался на борту ВС, скорее всего, не по своей воле, а в связи с необходимостью, могут создать ох какие сложности... Нечто подобное сейчас и у "больного", перевозимого санавиацией, о чём я писал ранее 👇.
Во-вторых, напомню, что пунктом 1 этой же статьи 100 ВЗК устанавливается, что "перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты." То есть для перевозок грузов и почты нужен сертификат эксплуатанта. Это прямо следует из федерального закона от 19.03.1997 N 60-ФЗ, коим является Воздушный кодекс.
Но зачем получать сертификат на КВП и нести сопутствующие расходы, если можно этого не делать и возить грузы и почту?... деньги те же, а мороки значительно меньше.
Двойное регулирование авиаработ
В приложении N 1 к ФАП-494 об авиаработах указан перечень работ, для которых требуется получение сертификата эксплуатанта гражданской авиации - там есть и тушение пожаров, и лётные проверки, и поиск и спасание.
ФАП-494 разработан в соответствии со статьей 114 ВЗК, которая устанавливает, что авиационные работы – это «работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов». А статьёй 115 ВЗК устанавливается, что договор на выполнение авиационных работ заключается заказчиком с «подрядчиком (эксплуатантом)», что корреспондирует пункту 3 ст. 61 ВЗК, где сказано, что эксплуатант – это юридическое или физическое лицо, «имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта».
Так вот Постановление 862 об экспериментальной авиации разрешает выполнение части авиаработ, только "без этих ваших усложнений" в виде сертификата эксплуатанта.
Обход требований законодательства?
Зачем проходить все эти процедуры сертификации в гражданской авиации и выполнять требования ФАПов, когда есть такой привлекательный вариант стать "авиационной организацией экспериментальной авиации" и исполнять только то, что сам придумал прописал во внутренних документах?
Вот цитата из "Правил допуска экспериментальных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях" 👇:
6. Допуск экспериментальных воздушных судов к перевозке служебных пассажиров осуществляется в соответствии с распоряжением руководителя авиационной организации экспериментальной авиации, ... в порядке, установленном инструкцией по организации перевозок служебных пассажиров, утвержденной руководителем авиационной организации экспериментальной авиации.
Вместо эпилога
Постановление 862 вкупе с написанными Минпромторгом авиационными правилами позволяет юридическим и физическим лицам становится авиационными организациями ЭА и не исполнять требования Воздушного кодекса в части обязательной сертификации эксплуатантов для выполнения коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ. И Госкорпорация по ОрВД будет безропотно принимать планы полетов в соответствующей графе.
Вся ответственность за коммерческую деятельность организации ЭА возложена на одного единственного человека - «руководителя организации экспериментальной авиации». Кто он и какие требования к этому к этому человеку? Я не нашел. Это вполне может быть 85-летний старик со множеством диагнозов, предохраняющих его от заключения под стражу, с которого в случае чего, спрос будет минимальным. Этакий зицпредседатель Фунт.
Я уж не говорю, что экспериментальное ВС на то и экспериментальное, чтобы с ним эксперименировать-испытывать его, а в коммерцию стоит отправлять только испытанные и получившие сертификат типа...
Если вспомнить случай в Якутии с самолетом-зондировщиком Ан-30, с которого быстренько сняли все метеорологическое оборудование и отправили перевозить картошку и который с этой картошкой рухнул, то этот самолет как раз и относился к экспериментальной авиации. И было это еще до изменения Постановления 862. И как принято писать в титрах к фильмам - ни один из авиабизнесменов не пострадал))).
Представляете, что всех нас может ждать дальше?...
Примечание. Уважаемые читатели! Я не гонюсь ни за количеством подписчиков, ни за лайками. Пусть на канале будет небольшая аудитория, но соблюдающая правила приличия и взаимного уважения. Искренне убежден, что общение должно доставлять удовольствие обеим сторонам диалога. По этой причине - за попирание норм элементарной человеческой вежливости, грубость, оскорбления или сквернословие - в бан. И давайте обойдёмся без политики.