Поделюсь тем, что мне удалось выяснить из технологии создания наших федеральных авиационных правил (ФАП). Сразу оговорюсь - особо впечатлительным лучше не читать, есть элементы абсурда, способные воздействовать на тонкую ранимую психику и душевную организацию российского авиатора.
Итак, как мы уже обсуждали, законодатель в гражданской авиации один - Минтранс (ст. 24 Воздушного кодекса РФ). В министерстве отношение к авиации имеет всего один департамент - Департамент государственной политики в области гражданской авиации или кратко "ДГА". В предыдущей статье мы обсудили (да многие еще и продолжают комментировать) руководящий состав отрасли. Так вот, в составе специалистов ДГА, по инсайдерской, собранной по крупицам информации (сам я не вхож), громких авиационных имён нет. Женщин, правда много. Есть и симпатичные, говорят))
Специалисты этого авиационного департамента в рамках проводимой по указанию президента регуляторной гильотины (которая продолжилась как "Гильотина 2.0") по задачам, поставленным какими-то чиновниками
правительства, переписывают ФАПы в сторону их оптимизации, сиречь упрощения. Все это делается под лозунгом снятия "избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности", в том числе и в сфере гражданской авиации.
Надо заметить, что в сети гуляют множество проектов ФАПов. От формулировок иногда становится просто тошно. Тошно и страшно за качество создаваемых нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность гражданской авиации нашей страны. Что скажешь... одним словом "гильотина". Слово-то какое!
Вот на прошлой неделе рассматривали ФАП "Правила эксплуатации аэродромов, вертодромов, посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов". Правила важные, касаются всех.
В частности, в проекте ФАП:
- имеются многочисленные разночтения;
- устанавливаются заведомо неисполнимые избыточные требования (оператор аэродрома не может проверять фактические параметры строящихся объектов без привлечения геодезистов);
- возникающие несоответствия не могут устранятся "НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО";
- и так далее.
Вроде как, обошлось... Документ в таком виде не приняли, отправив на доработку. А как вообще согласовываются подобные документы?
Механизм согласования новых документов (или изменений к уже изданным)
Проекты новых правил выкладываются на всеобщее обозрение на Федеральный портал нормативно-правовых актов (regulation.gov.ru). Любой зарегистрировавшийся на портале может прислать свои предложения (правки) в проект документа. Очевидно, предполагается, что авиаторы всея Руси денно и нощно сидят у компьютеров и ждут новые проекты правил. Может и надо бы, конечно, проявлять больше гражданской активности, но менталитет у нас, как мне кажется, немного другой... Думаю, это стоит учитывать.
После завершения так называемого "публичного обсуждения", проект ФАП поступает в Рабочую группу в сфере воздушного транспорта при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, которая так и называется "Воздушный транспорт".
Сначала проект документа рассматривают члены рабочей группы от делового сообщества (РГДС). Список членов РГДС вывешен на сайте регуляторной гильотины. Вы можете ознакомиться и порадоваться каким "специалистам в области гражданской авиации" доверен анализ и согласование проектов новых федеральных авиационных правил. Не имею ничего против профильных объединений ГА и эксплуатантов, которые в РГДС представлены, но меня лично особенно впечатлило присутствие среди членов РГДС представителей регионального общества инвалидов, туриндустрии и всем известного почтового оператора. Напомню, что эти люди призваны согласовывать проекты наших лётных законов. В общем при желании ознакомитесь с составом самостоятельно. Как попадают в члены РГДС? Вроде как, по приглашению Минтранса...
Проект правил обсуждается в РГДС, где утверждается голосованием - простым большинством. В том случае, если сроки утверждения ФАП "горят", а немногочисленные профессионалы в РГДС поднимают бучу, то были случаи, когда целый замминистра встречался с членами РГДС и буквально уговаривал переголосовать потому, что "сроки горят и вообще очень надо", и обещал, что "это временно и как только ФАП утвердят, Минтранс немедленно примется писать новые ФАП", но уже с учетом замечаний. Мы же в это верим, правда? 😉
Рассказали случай, который имел месте в РГДС "Воздушный транспорт" - когда рассматривали ФАП про экспериментальную авиацию, представители большой Сургутской авиакомпании и авиационного альянса авиаработ "костьми ложились", доказывая абсурдность требований новых ФАП, но большинство членов РГДС послушно утвердили ФАП про экспериментальную авиацию, о которых я расскажу в следующий раз. Спойлер - актуальность "Зицпредседателей Фунтов" резко растет.
Далее, после согласования проекта ФАП членами рабочей группы от делового сообщества (РГДС) проект рассматривается членами рабочей группы в полном составе (РГПС). Это уже с участием сопредседателей рабочей группы от делового сообщества и от Минтранса, т.е. курирующего замминистра. Ну здесь, думаю, комментировать особо нечего, и так всё ясно.
Далее, когда проект ФАП согласован всеми вышеуказанными сторонами, Минтранс направляет проект ФАП в Минюст на предмет проверки его соответствия законодательству РФ (другим нормативно-правовым актам), регистрации и опубликования в установленном порядке. И все - новый авиационный закон готов!
Если знаете какие-то нюансы нашего нормотворчества, которые прошли мимо моего внимания, просьба - поделитесь в комментариях для полноты картины.
Ну, и напоследок, еще раз расскажу для тех, кто не читал ранее о событиях, в которых я сам принимал участие. Пару лет назад бывший замруководителя Росавиации (тот, который был из пилотов) собрал в зале коллегий множество представителей отрасли и предложил под эгидой УЛЭ ФАВТ всем вместе написать одни из самых важных наших правил - ФАП-128. Полгода все вместе трудились, списывались, спорили, и в итоге получились хорошие правила, написанные профессионалами для профессионалов.
Где эти правила?.. Говорят, что гуляют, где-то в недрах Минтранса, но так пока и не увидели свет...
Примечание. Уважаемые читатели! Я не гонюсь ни за количеством подписчиков, ни за лайками. Пусть на канале будет небольшая аудитория, но соблюдающая правила приличия и взаимного уважения. Искренне убежден, что общение должно доставлять удовольствие обеим сторонам диалога. По этой причине - за попирание норм элементарной человеческой вежливости, грубость, оскорбления или сквернословие - в бан. И давайте обойдёмся без политики.