Боремся с бранью! Причём в мировом масштабе! Да-да!!!
Оказывается, 3 февраля – Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой! Хотя этот праздник и неофициальный, но международный. И для сегодняшнего дня весьма актуальный!
Для всех культурных людей (а тем более для тех, кто связан с языком!) тема эта весьма важная. Для тех же, кто «околокультурен», – это повод задуматься над своим речевым поведением. А главное – над нашим к этому поведению отношением…
А как вы думаете, в каком языке больше всего бранных, нецензурных слов? Или, по-нашему, мата? Или, как говорят высоколобые лингвисты, обсценной лексики?
Принято считать, что в русском. А вот и нет!..
Признаюсь честно: в связи с этой датой – Днём борьбы с ненормативной лексикой – ассоциации у меня возникают самые разнообразные. Например, вспоминается старый стишок про Тихона Николаевича… Ну да, композитора нашего известного, с говорящей фамилией Хренников:
В Большом премьера новая,
В Большом народу нет:
И опера хреновая,
И матерный сюжет…
Поэтому разберём всё по порядку…
…О проблемах русского мата я уже писал (см. ТУТ: «Названия жуков вместо матерных слов», «Названия жуков вместо матерных слов-2»). Надо признать, что проблема эта – архисложная. Причём вызывает она яростные споры буквально у всех – от простого шкипера до высоколобого академика (вроде Ивана Бунина, бывшего, как известно, страстным матерщинником). А сегодня осложняется ещё и повальной интернетизацией. Потому что слова, которые мы когда-то вполне обоснованно называли НЕПЕЧАТНЫМИ, теперь при помощи Вездесущей Сети стали доступны всюду и всем…
- СПРАВКА
Десять лет назад, в 2014 году, Владимир Путин подписал Закон о запрете использования нецензурной лексики в СМИ, произведениях литературы и искусства, а также в кино, театральных постановках и во время концертов.
1 февраля 2021 года вступили в силу поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации», согласно которым социальные сети обязаны удалять противозаконный контент, в том числе и содержащий нецензурную брань.
НЕЦЕНЗУРНОЕ БОГАТСТВО ЯЗЫКА…
Оказывается, по количеству матерных (не-нормативных, не-цензурных – то есть не являющихся нормой словоупотребления, не допускаемых цензурой, табуированных в общественных местах слов) русский язык занимает не первое и даже не второе место!
Согласно статистике, «впереди планеты всей» по любви к крепкому словцу оказались англичане. Вторыми в мире матерщинниками стали другие «покорители морей» – голландцы. Ну а мы, носители Языка Пушкина (который, как известно, за словом в карман никогда не лез) занимаем в этой «мировой табели о мате» почётное третье место…
- СПРАВКА
Интересно, что слово «брань» произошло от общеславянского глагола borti («бороться»; однокоренные слова – «побороть», «оборона»). Сперва оно означало сражение, битву, борьбу и лишь потом стало означать «словесное противостояние», а слово «бранить» приобрело современное значение – «ругать, распекать, высказываться нелицеприятно, резко порицать».
Немного странно, но носители Великого и Могучего гораздо меньше гордятся тем, что Россия – родина водки и хрена, чем нашей русской матерной лексикой. (Не понимая, что величие и могучесть русского языка состоит вовсе в не этом…) Они уверены, что, мол, без русского мата ни один среднеазиатский хлопкороб, ставший нынче московским строителем, ни одного кирпича не покладёт… или не наложит? В общем, с заданием прораба-армянина, который изъясняется с помощью тех же самых слов, этот хлопкороб не справится…
АНЕКДОТ
Пирамида в Египте. Перед ней – табличка:
«ЭТО СООРУЖЕНИЕ ВОЗВЕДЕНО ПО УНИКАЛЬНОЙ,
НЫНЕ УТЕРЯННОЙ ТЕХНОЛОГИИ –
БЕЗ ЕДИНОГО МАТЕРНОГО СЛОВА...»
ПРИЗНАК СКУДОУМИЯ И ТУПОСТИ
Увы, сегодня мат становится нормой нашей жизни. И главное, он не встречает в обществе практически никакого неприятия и противодействия, памятного старшему поколению, жившему во времена СССР. Идущие по улице и громко матерящиеся подростки и ничуть не отстающие от них в этом «поганословии» девушки никого не шокируют. Никто не возмущается, не делает замечания, не пытается одёрнуть…
Вы только вдумайтесь в эти цифры: по статистике, всего лишь 38 процентов россиян категорически не приемлют матерщину! Остальные 62 процента жителей нашей страны относятся к употреблению нецензурной брани лояльно…
Композитор, поэт и исполнитель Юрий Лоза на тему сегодняшнего засилья матерщины размышляет так:
…Проблемой современного общества становится употребление матерных слов подростками. Для них – это попытка казаться старше, увереннее, самодостаточнее, сильнее. В отличие от взрослых, большинство из которых отдаёт себе отчёт в том, что нецензурные выражения – это дурной тон, многие подростки используют эти вульгарные выражения, вообще не привязывая их к ситуации, то есть «разговаривают матом».
Моё категорическое мнение – постоянно матерятся те, у кого маленький словарный запас. А бороться можно только одним способом – везде и всюду объяснять людям, что мат, употребляемый для связки слов, является признаком скудоумия и тупости.
Чувствуется, что нецензурная вакханалия, которая охватила нынешнее общество (и в первую очередь – молодёжь!), у Юрия Лозы, как и у меня, вызывает только одно желание: крепко выругаться…
«КАКОВА КОМПАНИЯ, ТАКОВ И РАЗГОВОР»
Что же до «нецензурного богатства» русского языка…
Да, надо признаться, что некоторые литературные (или окололитературные) жанры трудно представить себе без крепкого словца, которое из «песни» не всегда выкинешь. И это в первую очередь касается, конечно, так горячо любимых мною анекдотов!
Актёр Камиль Ларин (комический театр «Квартет И») по поводу ненормативной лексики в произведениях юмористического жанра говорит следующее:
«…Есть такие истории, или анекдоты, которые без мата никак. Иногда слово невозможно заменить литературным аналогом. Ну разве можно представить себе шутки Фаины Раневской, в которых крепкие словечки заменены эвфемизмами? Я знал пару человек, которые так виртуозно ругались, что это песня! У нас иногда проскальзывает непечатное слово. Но мы ставим для себя ограничения. Но совсем игнорировать “плохие слова” нельзя. Это часть фольклора». («Вечерняя Москва», 11.11.2021, №130 (1220), vm.ru. – C.18-19.)
То, что иногда крепкое словцо уместно, своим творчеством доказывал и «наше всё» – Александр Пушкин. Он искренне полагал:
«Если уж ты пришел в кабак, то не прогневайся – какова компания, таков и разговор; <...> А если ты будешь молчать с человеком, который с тобой разговаривает, то это с твоей стороны обида и гордость, недостойная доброго христианина».
В письме П.А. Вяземскому от 2 января 1831 года Пушкин сожалел по поводу цензорских купюр в «Борисе Годунове»:
«Все это прекрасно; одного жаль — в «Борисе» моем выпущены народные сцены, да матерщина французская и отечественная…»
А своё виртуозное владение словом без его опошления блестяще показал в стихотворении «Телега жизни» (1823):
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! . . . .
«ПОЧЕМУ МАТ СТАЛ НОРМОЙ ДЛЯ МНОГИХ?»
Свой взгляд на проблему матерщины – у православного священника, протоиерея Андрея Ткачёва (его иногда называют «современным Иоанном Златоустом»). В своих рассуждениях, кстати, он ссылается на Михаила Михайловича Бахтина – послушайте, это очень поучительно!
«ВЫЗЫВАЕТ РВОТНЫЕ ЧУВСТВА…»
Правда, даже отец Андрей Ткачёв признаёт, что вопрос мата на войне – это отдельная тема. И наверное, он согласился бы со словами нашего известного литературоведа, профессора МГУ Петра Алексеевича Николаева, бывшего участником Великой Отечественной войны:
«Вот утверждают, дескать, на войне ребята бросались в атаку, выкрикивали: “За Родину! За Сталина”. Но во время бега невозможно произнести этой фразы – дыхания не хватит. Бежит мальчик семнадцатилетний и знает, что погибнет. После каждой такой атаки во взводе погибала половина. И они выкрикивали мат. Они спасались этим, чтобы не сойти с ума. Есть мат, который священен.
Когда идут по улице молодые разгильдяи с бутылками пива и девчонки рядом ругаются, у меня это вызывает рвотные чувства, потому что я воспринимаю как оскорбление по отношению к мату, с которым погибали дети России…»
…В общем, господа матерящиеся, не следует забывать, что девиз советских шахматистов:
«НА КАЖДЫЙ ШАХ ОТВЕТИМ МАТОМ!!!» –
не всегда следует воспринимать чересчур буквально…
Илья Карпенко
Фото – из открытых источников интернета
(ПРОДОЛЖЕНИЕ – ЗДЕСЬ!!!)
АНЕКДОТ
Университет, филологический факультет. Профессор рассказывает об обсценной (ненормативной) лексике. Заканчивает лекцию и обращается к студентам:
— Вопросы есть?
— Скажите, профессор, а есть ли новые матерные слова?
— А почему вы спрашиваете?
— Так потому что старые уже не справляются с ситуацией…
ОДЕССКИЙ АНЕКДОТ
Одессит говорит своим друзьям:
— Так, все мне тут тихо ша! Сейчас сюда таки придёт моя невеста! При ней попрошу бэз мата!!! А тебя, Жора, я представлю как моего любимого глухонемого друга…
Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с друзьями и коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на Дзене, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья