В своей мастерской художник-график, книжный иллюстратор, профессор Белорусской государственной академии искусств Валерий Слаук работает уже 10 лет. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с ним о литературных предпочтениях, предметах в мастерской, мечте и сомнениях.
Книгоман
За эти годы, как сам говорит художник, оброс вещами. Тут и красный кожаный сапог, что повис на самоваре, и литография из Германии, которой более 100 лет (осталась от матери), и сувенирные часы, будто сошедшие с картины «Постоянство памяти» Сальвадора Дали… Есть у мастера также любимый уголок — двухэтажная мини-библиотека с цитатой из произведения «Буря» Уильяма Шекспира. И везде книги…
— Я очень много читаю, люблю классику, фэнтези, фантастику. Классика — высшее проявление литературы, — считает собеседник. — Чем она хороша? Когда перечитываешь, обращаешь внимание на моменты, которые раньше пропускал. С годами по-новому воспринимаешь произведение.
Раньше искал рассказы в журналах. А сейчас литературы навалом. Только читай! Избирательно подхожу к выбору книг, хотя, бывает, разочаровываюсь. В «Букинисте» часто нахожу что-нибудь редкое. Подсел на испанского автора Карлоса Руиса Сафона, недавно купил книгу Урсулы Ле Гуин. У Харуки Мураками все перечитал.
Сказочное вдохновение
— При создании персонажей отталкиваюсь от сюжета произведения. Надо уважать текст автора, подстраиваться под созданный мир. Могу, конечно, что-то от себя добавить. Иногда записываю сюжет или образы, чтобы не забыть, — продолжил В. Слаук и показал книгу «Чароўны свет: з беларускiх мiфаў, паданняў i казак».
— Любимый персонаж есть? — интересуюсь.
— Лучше покажу героя, который удачно, на мой взгляд, получился. Удачный, значит, убедительный. Например, Евник (в белорусской мифологии дух-хранитель евни — помещения для сушки снопов зерновых культур. — Прим. авт.). Друзья на 70-летие подарили скульптуру этого мифологического существа. Знакомые хотели создать музей фольклора — русалок на ветках рассадить, разных персонажей смастерить по моим иллюстрациям. Но для этого нужны средства, на одном энтузиазме ничего не получится, — пояснил график.
В. Слаук продолжает листать книгу и останавливается на иллюстрации с Опивнем (нечистик, склоняющий людей к пьянству. — Прим. авт.).
— Вот и себя изобразил (в зеленом пиджаке), и друзей — Владимира Вишневского, Георгия Скрипниченко, Владимира Савича, Владимира Яговдика, — сказал собеседник. — Наша действительность состоит из деталей. Мне нравится, когда в работе есть и детали, и настроение. Но это уже как получится. Бывает, начинаешь делать и в процессе все коренным образом меняется. Работа движется самостоятельно, а ты уже следуешь за ней. Иногда, сделав полпроизведения, думаешь: «Напрасно я все это начал…» Но нужно доводить до конца, а уж потом решать, получилось или нет.
Мастер показал готовые оформленные работы, где использовал новый для себя материал — цветные гелевые ручки. Он создает мир, который полностью поглощает зрителя. В нем — динозавры на самокатах, зеленые существа со шпагами, сидящие верхом на жуках, хоровод насекомых… Как создаются миры? А такое количество деталей? Это нечто неуловимое. Загадка.
Коряга как скульптура
Изучаю небольшую мастерскую. Вижу на стене гитару.
— Играете? — слегка касаюсь струн.
— Увы. Очень жалею, что в молодости не научился. Недавно купил эту гитару. Люблю хорошо сделанные красивые вещицы. Мечтаю приобрести саксофон. Это не инструмент, а произведение искусства! Какая форма! А сколько деталей! Получаю наслаждение, когда смотрю на него, — отметил мастер.
На стеллаже столько интересных предметов! Глиняные статуэтки, небольшая картина известного столичного автора, фотография Михаила Булгакова.
— Это очень редкий портрет писателя. На этом снимке он как джентльмен, с моноклем, — улыбнулся Валерий. — А вот фото моего сына. Здесь я с ним в лесу, рядом любимая собака…
Показывает еще несколько снимков, вспоминая теплые моменты, связанные с сыном. Мальчик переехал с матерью в Швецию, когда ему было 8 лет. Сейчас уже 40. Валерий Петрович периодически ездит к нему: есть что вспомнить и чем поделиться!
— А это что за коряга? — любопытствую. — Как скульптура! Напоминает ваших героев…
— Нашел на дороге. Смотрю: что-то странное лежит, похожее на некое существо. Корягу забрал, промыл. Посмотрите, готовый персонаж! В альбоме сделал ее перьевой рисунок, — пояснил Валерий.
Столетник с историей
На подоконниках настоящий мини-сад: уставлены высокими молодыми деревцами в горшках. Нет пустого места! Я не сильна в названиях растений, но алоэ точно отличила. Валерий сказал, что есть еще пальма и фикусы.
— Как этот зеленый гигант — столетник — у меня оказался? Пару лет назад осенью увидел небольшое растение возле подъезда, — вспомнил собеседник. — От холода нижние ветки пожелтели. Пожалел бедолагу, забрал домой, посадил в горшок — он как начал расти! Вырос чуть ли не до потолка! Огромный, сочный, даже цветы выпустил! Но под собственной тяжестью сломался: ветви весом 3–4 кг повалили пальму. Пришлось срезать.
Польза сомнений
— Ждать вдохновения бесполезно. Нужно всегда работать, работать, и, возможно, все получится. Сколько мы вспомним картин Ван Гога? От силы 10. А на самом деле он написал более 2 000, хотя и прожил всего 37 лет. Не спорю, многое зависит от везения. Трудолюбие срабатывает, когда оказался в нужное время и в нужном месте, — считает В. Слаук.
— Можно много трудиться и все равно оказаться незамеченным… — с разочарованием произношу, пытаясь понять, как устроен мир искусства.
— И такое может быть. Многие творцы при жизни не имели материальных возможностей. Произведения искусства — это дело вкуса. В творческом плане я, наверное, удачливый, — ответил художник-график.
Спрашиваю у Валерия Петровича, существует ли лекарство от сомнений. Я, например, часто сомневаюсь в своих творческих способностях. Из-за этого останавливаюсь, все обдумываю.
— Такого лекарства нет. А если бы оно существовало, то его нужно было бы остерегаться! — рассмеялся он. — Сомнения всегда должны присутствовать.
Поверила. Раз сказал мастер, можно творить дальше. И сомневаться!
В конце беседы В. Слаук показал мне несколько упражнений тибетских монахов для поддержания здоровья. А еще произнес такие простые, но ценные слова: «Делай свое дело, и как можно лучше. Никому нельзя завидовать — зависть погубила многих творческих людей».
Фото Сергея Пожоги