Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

К. Дж. Сэнсом. Соверен. Горбун Шардлейк и войны Роз

Если вы любите историю средневековой Англии, любите детективы – тогда точно не прошли мимо приключений горбуна Шардлейка. А если прошли, то я вам завидую: у вас есть возможность окунуться в этот мир.

Третий роман «Соверен» в серии исторических детективов о горбуне Шардлейке – самый «Ало-Белый». Хотя действие происходит в 1541 году, но причины событий уходят своими корнями в эпоху войн Алой и Белой роз, противостояния Ланкастеров, Йорков и Тюдоров. Этот фон, пожалуй, самое интересное в романах Сэнсома.

Вообще было бы интересно специально поговорить об отдельных исторических сюжетах, зацепленных «Совереном». И я это сделаю в самое ближайшее время. В этом же очерке только самая общая картина и отзыв о романе.

Осень 1541 года. Лондонский стряпчий (юрист) Шардлейк и его помощник Барак едут из Лондона на север страны в Йорк. У них новый хозяин. На смену казненному в прошлой книге Кромвелю пришел архиепископ Кранмер.

На Шардлейка и Барака возложены две вроде бы безобидные миссии. Первая: подготовить прошения к королю жителей Йорка. Вторая: проследить за безопасностью политического заключенного.

Разумеется, вскоре по приезде Шардлейк и Барак втянуты с события, связанные с убийством. Иначе роман не был бы детективом, не так ли?

Следы убийства стекольщика выводят Шардлейка на шкатулку, набитую какими-то документами. Документы очевидно представляют интерес как для заговорщиков, так и для ближайшего окружения короля.

Новый хозяин Шардлейка архиепископ Кранмер.
Новый хозяин Шардлейка архиепископ Кранмер.

Вот в этих бумагах и всплывает тема войн Роз. Генеалогическое древо Йорков, предсмертное признание некоего Блейбурна, парламентский акт Titulus Regius. Как только приближенные к королю лорды узнают о существовании документов, поднимается непонятная для Шардлейка суета. Ну вот, опять горбун вляпались в политические интриги.

В связи с династическими вопросами всплывает и недавняя казнь Генрихом VIII Тюдором графини Солсбери и ее сына. Графиня – дочь герцога Кларенса, брата королей Эдуарда IV и Ричарда III. Она и ее потомки – династическая угроза Тюдорам, если… Если признание Блейбурна окажется правдой.

Вся эта подоплека – настоящий бальзам для любителя эпохи войн Роз. К тому же она здесь подается с высоты, по меньшей мере, шестидесяти лет. Еще живы самые последние свидетели эпохи.

Войны Роз – не единственное историческое, что звучит в романе. Действие разворачивается на фоне поездки на север Генриха VIII. Король направляется в Йорк. Здесь, во-первых, четыре года назад произошло восстание, вошедшее в историю как Благодатное паломничество. Во-вторых, весной был раскрыт еще один заговор.

Так что обстановку, в которой ищет документы Шардлейк, вполне можно охарактеризовать как напряженную. Плюс всё осложняется острой неприязнью северян к южанам, и традиционных сторонников Йорков к, как многие считают, узурпаторам трона Тюдорам.

И последнее. Шардлейк умудряется сунуть нос в еще одно дело, которое грозит потерей головы – здесь раскрывается мелкая интрижка королевы Кэтрин Говард. Интрижка, которая приведет молодую дурочку на плаху.

Генрих VIII и Кэтрин Говард. Кадр из сериала "Тюдоры".
Генрих VIII и Кэтрин Говард. Кадр из сериала "Тюдоры".

Это на редкость шикарный исторический фон. Он способен заслонить собой основную детективную интригу. И, что самое важное, скрыть ее недостатки. Знаете, как прекрасно сервированное блюдо может скрасить недостаточно хороший его вкус.

Горбун и его помощник перекатываются от сцены к сцене. Несмотря на анонсированную проницательность Шардлейка, он совершает одну ошибку за другой. Истина открывается ему случайно. Да еще в таком банальном виде как признание преступника.

Опять же автор как-то неубедительно придает большое значение документам, якобы способным пошатнуть трон Тюдоров. Ну это, право же, вздор. Троны шатаются не из-за наличия или отсутствия бумаг, не из-за слухов о незаконнорожденности. В конце концов против одного слуха всегда можно пустить другой.

Но черт возьми! Это же Сэнсом! Одна из лучших серий исторических детективов последних десятилетий. За бесподобно выписанный фон, за прикосновение к тайнам и загадкам прошлого ему можно многое простить.