Найти в Дзене
Закат Европы

Главный провал Макрона. Бесславный закат влияния Франции в Африке

Вчера Буркина-Фасо, Мали и Нигер заявили, что они немедленно покидают Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАC). Своё решение представитель Нигера объяснил следующими словами:

Спустя 49 лет доблестные народы Буркина-Фасо, Мали и Нигера с сожалением и большим разочарованием отмечают, что организация (ЭКОВАС) отошла от идеалов своих отцов-основателей и духа панафриканизма. Организация явно не смогла помочь этим государствам в их экзистенциальной борьбе с терроризмом и отсутствием безопасности

Подобное хоть и ничего фактически не меняет (т.к. членство данных стран в организации было приостановлено ранее: Мали в 2021-м, Буркина-Фасо в 2022-м, а Нигера в 2023-м), но совершенно однозначно является очередным гвоздем в крышку гроба былого влияния Франции на "черном континенте".

-2

В самом ЭКОВАС, равно как и во французских СМИ сгладили данную новость, заявив, что согласно статье 91 Устава объединения, выход какого-либо члена возможен лишь спустя год после официального уведомления. И, мол, в течение этого года государство всё равно обязано следовать всем внутренним установлениям ЭКОВАС.

Подобное звучит довольно абсурдно, т.к. я напомню, что ранее организация наложила на Буркина-Фасо, Мали и Нигер санкции. Что ещё они могут сделать? Разве что ввести новые ограничительные меры, которые будут действовать лишь на бумаге. В любом случае, авторитета блоку это явно не добавит.

-3

Кратко напомню, что в своё время (1975 год) ЭКОВАС создавался как один из инструментов Франции по контролю над экономиками стран Западной Африки. После формального распада колониальной системы, метрополии стремились объединить свои бывшие колонии в наднациональные институты, дабы продолжить контролировать получившие "независимость" страны. В качестве одного из подобных объединений и стал ЭКОВАС.

Теперь что касается последствий. Стоит сказать, что во-первых, выход из ЭКОВАС не решит многие проблемы сам по себе, а во-вторых, данное объединение является далеко не самым важным инструментом влияния Франции, т.к. в регионе по-прежнему сохраняется валютная система, основанная на франке КФА (colonies françaises d’Afrique - аббревиатура французских колоний в Африке).

В рамках неё существует две региональные денежные единицы - отдельно для стран Центральной и Западной Африки (франк КФА BEAC и франк КФА BCEAO). Формально они находятся в ведении региональных ЦБ. Однако их эмиссия контролируется казначейством Франции.

-4

Поэтому о полном разрыве с Парижем можно будет говорить лишь после создания подлинного альянса стран Сахеля с прицелом на дальнейшее объединение в единую федерацию с новой валютой, не зависящей от Франции. Однако решение Буркина-Фасо, Мали и Нигера - один из необходимых шагов на длинном пути к созданию по-настоящему альтернативного финансового контура и отказа от франка КФА. Их успех мог бы подтолкнуть и другие страны.

Так или иначе, позиции Франции в Африке шаг за шагом ослабевают. Напомню, что в декабре 2023-го произошло довольно знаковое событие - последние французские солдаты покинули Нигер, выполняя требование нового правительства "освободить помещение". Одновременно с выводом войск закрылось "на неопределенное время" и посольство Франции в Ниамее.

В своё время ключевую роль в становлении т.н. "Франсафрики" (Françafrique) - системы неформальных отношений Франции со своими бывшими колониями, сыграл Шарль де Голль. Париж гарантировал африканским странам военную опеку и безопасность, получая взамен экономические преференции и политическую лояльность. Разумеется, самим африканцам, оплачивающим данное "сотрудничество" хроническим недоразвитием и недофинансированием собственных производств, "особые отношения" с Францией никаких выгод не приносили. Это играло на руку лишь местным коррумпированным элитам. Тогда как Париж устроился более чем удобно.

Тем не менее, де Голль реализовал довольно циничный, но крайне выгодный для своей страны проект, сумев поднять её "с колен" после унижения 2МВ. Дальнейшие лидеры Франции точно так же отдавали себе отчет о роли Африки для экономического процветания Парижа. Франсуа Миттеран открыто говорил, что "без Африки у Франции не будет истории в XXI веке". То же самое заявлял и Жак Ширак, признаваясь, что "без Африки Франция скатилась бы до уровня третьесортной державы".

Ну что же, вот она и скатывается. Их "одаренный" наследник Макрон официально заявил об окончании "эпохи французской Африки", констатировав, что теперь Париж будет выступать лишь в роли "нейтрального собеседника". Разумеется, нитей соединения по-прежнему много. Однако закат французского паразитирования на Африке не за горами.

В свою очередь, надеемся, что Россия, напротив, неустанно работает над укреплением связей с африканскими странами - упускать возможность закрепиться там, где тебя ждут, было бы непростительной глупостью. Как минимум в военном аспекте подвижки имеются точно. В сентябре прошлого года на фоне нескольких визитов делегации МО во главе с генералом Евкуровым, Нигер, Мали и Буркина-Фасо создали организацию коллективной обороны - Альянс государств Сахеля.

А что касается экономических вопросов и ухода от франка КФА, то на помощь в дальнейшем могла бы прийти, например, единая валюта БРИКС.