Найти в Дзене
Стихия Высоцкого

Горы и зажигалки

В день рождения Владимира Высоцкого в Екатеринбургском музее его имени открылась временная выставка, в качестве экспонатов которой выступает серия фотографий, сделанная известным спортивным обозревателем газеты "Известия" Борисом Федосовым. 51 черно-белый снимок, на которых Владимир Высоцкий запечатлён в горах Кабардино-Балкарии, один и с разными людьми, на фоне гор. Фотографии по какой-то причине газете не понадобились, так что негативы всё это время хранились в семье Б. Федосова.

БОРИС ФЕДОСОВ (1931-1989)
После окончания школы Борис работал на шинном заводе. Путь в спорт начинал с дворового футбола. Был вратарём дублирующего состава «Торпедо» (М.). Травма прервала его спортивную карьеру. С 1956 Федосов – спортивный обозреватель газеты «Труд». С 1965 до своей скоропостижной смерти работал в «Известиях» – спортивный обозреватель, заместитель редактора газеты по отделу информации. С 1973 по 1980 возглавлял Федерацию футбола СССР, 17 лет был председателем Федерации спортивных журналистов Москвы. В декабре 1969 совместно с Федерацией хоккея СССР организовал международный турнир на Приз газеты «Известия» (престижнейший турнир, буквально неофициальный чемпионат мира), 20 лет был неизменным руководителем турнира. По его инициативе проводились значительные спортивные состязания – Кубок СССР по легкой атлетике и пр. В 1971 Ф. организовал прощальный матч знаменитого вратаря Льва Яшина, в котором участвовали звезды мирового футбола. Федосов придумал и сам нарисовал эмблему турнира "Известий" – Снеговика, и даже от коллег получил пожизненное прозвище Снеговик, но его герой был действительно популярен: книги, статуэтки, шайбы, значки, пепельницы и даже заколки для галстука со Снеговиком массово раскупались. И хоккеисты его любили как талисман.

Вот такой удивительный человек был рядом с Высоцким в горах.

Местные журналисты не могут определиться с происхождением и количеством снимков. То их 53 и "их предоставила жена музыканта, певица и актриса Марина Влади". То их 51 и попали они в музей всё же другим путём:

- У новой коллекции фотографий сложный путь. Найти ее нам помогла Марина Влади, французская актриса, вдова Владимира Высоцкого, - рассказала Мария Головина, директор музея. - Она нашла для нас этот путь, семью, которой принадлежали фотографии. Мы обратились к ним. Впоследствии фотографии были выставлены на аукцион Екатеринбургской ассамблеи, выкуплены уральским предпринимателем Андреем Симановским и подарены нашему музею, за что мы, конечно, очень благодарны.

Во вторую версию верится больше.

Негативы хранились в фирменном конверте газеты «Известия» 
Фото: Алексей БУЛАТОВ  https://www.ural.kp.ru/daily/27558/4883032/
Негативы хранились в фирменном конверте газеты «Известия» Фото: Алексей БУЛАТОВ https://www.ural.kp.ru/daily/27558/4883032/
— Это уникальные фотографии, мы ничего не убирали, не очень получившиеся кадры вошли в выставку. Уникальность не только в том, что эти фотографии никогда не были опубликованы, но и в том, что это единственные фотографии Высоцкого в горах, сделанные не для его киноработ, а в обычной жизни, на прогулке, — добавила Мария Головина.

И хотя в каждом источнике написано, что фото сделаны не во время съёмок, а на отдыхе, в 1970 году, народ немедленно стал высказывать свою осведомлённость и свои предположения:

-3

Чтобы не вводить читателя в заблуждение, коротко скажу: съёмки фильма "Вертикаль" прошли на несколько лет раньше, а на съёмки "Белого взрыва" к Говорухину Владимир Высоцкий с Мариной Влади приезжали в Крым, где режиссёр и снимал бОльшую часть "кавказских" горных эпизодов, т.к. в самом начале работы над фильмом чуть не разбился, подлетая на вертолёте к месту съёмок в настоящих горах и по состоянию здоровья уже не мог туда вернуться. Да и было это в 1969 году. А между тем, фотографии Б. Федосова сделаны летом 1970 года.

Об этом эпизоде высоцковед М. Цыбульский в своей давней статье написал буквально следующее:

"Дата следующего визита Высоцкого в Кабардино-Балкарию известна точно – конец июля 1970 г. И. Роговой, московский высоцковед, в молодости увлекавшийся альпинизмом, уточнил, проанализировав записи в своей "Книжке альпиниста", что, приблизительно, 29 июля он присутствовал на концерте Высоцкого в альплагере "Баксан". Позднее Роговой нашёл несколько человек, общавшихся с Высоцким в тот период. Беседы с ними позволили установить, что Высоцкий выступал также в альплагерях "Эльбрус", "Шхельда" и в гостинице "Азау".

       А более, увы, прибавить к сказанному нечего. Все известные мне подробности значения не имеют. "В конце июля 1970 г. Высоцкий не менее недели провёл на Кавказе в Баксанском ущелье и несколько раз выступал в окрестных альплагерях. Сухого закона в это время не придерживался", – изящно заметил И.Роговой. Так что на этом следует поставить точку". (
Высоцкий в Кабардино-Балкарии, 2004, доп. 2008)
В 1970 году там было, конечно же, не так, но горы-то никуда не делись)
В 1970 году там было, конечно же, не так, но горы-то никуда не делись)

Сборника интервью "О Владимире Высоцком", составленного И. Роговым, где можно прочитать его беседы с этими альпинистами, у меня нет, но забавное совпадение: только перед этим прочитала в сборнике "Живая жизнь - 2", как именно Высоцкий добирался до места своего отдыха. Провёл день в Пятигорске, озадачил первого секретаря местного горкома комсомола, мол, съёмки в Домбае срываются, а деньги кончились. В конце концов был довезён частным порядком почти до места, но дорогу перекрыл недавно сошедший сель. Тогда Высоцкий вылез из машины и дальше отправился пешком. Охота пуще неволи, как говорится. А установить точную дату этих событий помогла дотошность биографа и аккуратность коллекционера. Вот фрагмент воспоминаний И.В. Калинского (Пятигорск, январь 1992):

- Пришёл Хазанов (тогда управляющий трестом ресторанов и столовых), я их познакомил, Анатолий Матвеевич сел за наш столик. А Хазанов был творческий человек, любящий жизнь, знающий жизнь. Разговорились... Высоцкий достал зажигалку, дал прикурить Анатолию Матвеевичу, тот увидел эту зажигалку и говорит: "Сейчас мы после обеда заедем ко мне на минутку домой, я вам кое-что покажу".
Ну, мы закончили обедать и поехали к Хазанову домой. Я, Владимир Семёнович Высоцкий и Анатолий Матвеевич Хазанов. Он жил тогда напротив магазина "Тысяча мелочей, на улице 40 лет Октября, на третьем этаже. Мы пришли к нему в квартиру, и оказалось, что одна из комнат была заставлена шкафами. Хазанов начал открывать дверцы этих шкафов, внутри были аккуратные ячейки, и в каждой ячейке лежала зажигалка... Анатолий Матвеевич был страстным коллекционером зажигалок. Он много бывал в других городах и в других странах мира, и отовсюду привозил зажигалки. Когда в кафе "Юность" он увидел зажигалку фирмы "Ронсон", - он сразу загорелся, потому что такой зажигалки в его большой коллекции не было...
Анатолий Матвеевич предложил Высоцкому на выбор любую зажигалку в обмен на "Ронсон". Высоцкий отказался взять другую зажигалку, а просто подарил ему свою на память... И ещё он расписался на карточке: "На память Анатолию Матвеевичу Хазанову от Высоцкого". Так что в коллекции Хазанова должна быть зажигалка Высоцкого и карточка с автографом..." (Калинский И.В. Один день в Пятигорске // Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого: кн. 2. / интервью и лит. запись В. Перевозчикова. М., 2023. С. 264)

В архиве дотошнейшего Игоря Рогового, в своё время запротоколировавшего чуть ли не каждый шаг Высоцкого, есть карточка:

"Хазанов А.М. - коллекционер зажигалок из Пятигорска. В его коллекции под номером 229 на обратной стороне карточки-паспорта написано: "Всегда встречаю хороших людей. Сегодня случай мне не изменил. Спасибо. Вл-р Высоцкий. 20 июля 1970 г."

А фотографии получились замечательные. Жаль, что столько лет хранились в конверте. Прекрасно, что теперь их могут увидеть люди.

Кстати, о зажигалках. Предположительно, весной-летом 1968 года Высоцким был написан такой текст:

Угадаешь ли сегодня, ёлки-палки,
Что засядет нам назавтра в черепа?!
Я, к примеру, собираю зажигалки,
Ну а Севка — начал мучить черепах.

     Друг мой Колька увлекается Ириной,
     Друг мой Юрка бредит верховой ездой,
     Друг мой Витька дни проводит под машиной,
     Друг мой Лёвка летом ходит с бородой.

Если я задурю, захандрю —
Зажигалки я вмиг раздарю,
Или выбросить просто могу,
Или одновременно зажгу.

Варианты, черновики: https://vk.com/page-50031359_49729954

В собрании сочинений приводится и история от Иосифа Кобзона, связанная с этой коллекцией:

Высоцкий В.С. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 2. Стихотворения и песни / сост. В. Дузь-Крятченко; текстологич. работа и коммент. С. Жильцов. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2018. – С. 54.
Высоцкий В.С. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 2. Стихотворения и песни / сост. В. Дузь-Крятченко; текстологич. работа и коммент. С. Жильцов. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2018. – С. 54.

Слышала я версию, что коллекционером зажигалок был отец поэта, Семён Владимирович Высоцкий, но, похоже, что это всё-таки не так.

Спасибо, что прочитали. С другими материалами канала можно ознакомиться здесь: Каталог статей "Стихии Высоцкого".