Найти в Дзене

О фортепианной игре. Скорость ИЛИ качество? Как работать, чтобы «или» заменить на «и»

Оглавление

Часто встречающаяся проблема учащихся, в особенности в относительно младшем возрасте, когда в их стремлении играть быстро, страдает качественная сторона игры.

С самого начала работы над тем или иным технически мобильным произведением, или же его частью, ученик норовит брать те темпы, в которых не справляется. В этом случае возможно появление раздражения, тревоги, разочарования ученика (а может и учителя).

Крайне вредная ситуация, формирующая заниженную самооценку учащегося и также подавляющая его внутренний стимул к занятиям. К тому же никакой пользы для исполнительских навыков он извлечь из подобного опыта не может.

Из личной библиотеки
Из личной библиотеки

Казалось бы, банальная проблема, о которой нечего говорить. Не можешь играть быстро – бери посильный темп. Но в том-то и подвох, играть быстро ученик может! Но вопрос – как? И насколько он успевает себя слышать и анализировать – что он делает.

О качестве

Привычка качественной работы вырабатывается с самого начала. И она имеет огромное значение! Возможно, одно из определяющих дальнейшее будущее музыканта в профессии. И даже без профессиональных обязательств всегда пригодится быть грамотным, понимать – что к чему.

Я часто говорю своим младшим ученикам (а вообще-то и студентам тоже пригодится)

Никогда не играть ничего просто так. Не наигрывать себе под нос, не играть «под рояль». Никогда не шлёпать по клавиатуре, не возить руками, вытирая пыль.

Такое обращение с инструментом подобно неосознанной речи с переизбытком «слов паразитов», не имеющих для неё определённого ценностного значения.

То есть – важно выработать привычку осознанной игры, с восприимчивым слухом. В любой ситуации, даже при игре двутактового мотива тремя пальцами на piano.

Только тогда необходимый уровень качества станет естественной составляющей фортепианной игры исполнителя.

Не будет необходимости затрачивать колоссальные усилия, чтобы переучивать безграмотную игру. А что это такое? Это когда ученик (пианист) сам себе мешает играть хо-ро-шо, нецелесообразно расходуя свою двигательную силу, или не расходуя её вовсе. Просто оттого, что нет понимания причинно-следственной связи тела исполнителя, т. е. его способа воздействия на инструмент, и, собственно, самим звуком. А звук – это всё!

-3

Формула проста

Качественная игра способствует выработке техники исполнителя, повышая её уровень, следовательно – возможность беглой, мобильной игры. Здесь скорость может поставить свой плюсик к качеству.

А качество заканчивается там, где начинаются неосознанные занятия.

Мой личный вывод заключается в том, что на этапе обучения, любая (не нарушающая композиторскую интерпретацию) скорость игры произведения приемлема при качественном исполнении.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также статьи:

О моих уроках: