Найти тему
Упрямый рок

Старухина симфония

Посетители концерта Филиппа Копачевского. Москва, Большой зал консерватории, 27 января 2024 г.
Посетители концерта Филиппа Копачевского. Москва, Большой зал консерватории, 27 января 2024 г.

Тот, кто хотя бы иногда ходит в консерваторию, знает, что основной ее контингент – это женщины-пенсионерки. Как в поликлинике. Смотришь на сидящих в зале и видишь почти исключительно их. Практически нет ни мужчин, ни женщин фертильного возраста. И так уже много лет.

Явление это чисто российское. Когда по телевидению показывают концерт классической музыки откуда-нибудь из Вены, Лондона или Гонконга, то видно, что в зале сидят через одного – мужчина, женщина, мужчина, женщина. И все возрасты представлены, от восьми до восьмидесяти. Но если концерт из московской консерватории, то старушек никуда не скрыть, как бы оператор ни выхватывал из зала кадры с мужчинами.

Можно было бы предположить, что это состарившиеся женщины, которые всегда были поклонницами классики и ходили в консерваторию с юных лет. Но нет. Вышеописанная картина была и двадцать, и сорок лет назад. Я бывал в консерватории в семидесятые годы, будучи подростком, и еще тогда, вглядываясь в зал, обратил внимание на пенсионерскую тенденцию. Старшие товарищи мне рассказывали, что то же самое было в пятидесятые и шестидесятые годы. Получается, что потребность в посещении консерватории возникает у женщин где-то на шестом десятке. А у мужчин не возникает вовсе.

Единственное исключение – это концерты сверхмодных исполнителей, когда есть нездоровый ажиотаж. Тогда в консерватории процент мужчин и молодежи немного выше стандартного. А на выступлениях даже выдающихся, но немодных музыкантов – привычная божье-одуванчиковая картина.

Можно только порадоваться за этих необыкновенных женщин. Несмотря ни на что – дороговизну билетов, позднюю дорогу обратно, снег, гололед, войны, эпидемии – они ходят в консерваторию, потребляют искусство. Если бы еще не душились так обильно, было бы совсем хорошо.

Как-то лет десять назад я стоял в очереди в кассу консерватории, был первый день продажи абонементов, а их всегда разбирают быстро. Очередь поглядывала на меня с подозрением – ни возрастом, ни полом я не гармонировал с основным контингентом. Помню, среди стоящих возник конфликт. Как часто бывает, повздорили двое, но у каждой сразу появились сторонницы, что придало происходящему масштаб. Меня развеселили реплики, которыми обменивались старушки, у каждой из которых на лице читалось законченное высшее образование, а то и ученая степень. Самое безобидное из того, что я услышал, было: «валите отсюда», «сама нахалка», «на рынок к себе иди», «откормила жопу», «мудачка», «п**да с ушами».

Да, тяжело дается классическое искусство. Но пенсионерки не сдаются, ходят стабильно, и в мороз, и в жару. А мужчин и молодежи нет. Где их носит во время исполнения симфоний, арий, сонат, прелюдий? Не дает ответа.

Может, что-то в консерватории подправить?

Контингент в ожидании начала концерта.
Контингент в ожидании начала концерта.