11,8K подписчиков

Крепкого словца любители - Исполнители Матерных текстов 90-х

15K прочитали

Сейчас вряд ли кого-то удивишь обилием нецензурной лексики в песнях. Они звучат буквально повсюду: из окон автомобилей, из квартир многоэтажек, колонок на дачных участках, наушников сидящего на соседнем месте в маршрутке пацанчика... Да много еще источников можно перечислить - новоявленные рэперы и прочие сомнительные таланты современности без пощады над ушами слушателя эксплуатируют словесную грязь, и оградить себя от случайного соприкосновения с этим "творчеством" почти невозможно. Прошу заметить, я сейчас именно про грязь, ведь бывает и довольно умелое использование народного расхожего словца в песне, и для этого нужно умение и тонкое чувство грани.

мечта любого пацана 90-х
мечта любого пацана 90-х

Но 30 лет назад нужно было приложить определённые усилия, чтобы послушать эдакий неформат. Как минимум, надыбать кассетку и послушать её дома (машины были далеко не у всех, да и магнитолы в них позволить мог себе не каждый), и с мобильными средствами прослушиваниями было куда сложнее - кассетные плееры были не практичны, требовали частой замены батареек, и при их просадке начинали "тянуть и жевать". Да и родительский контроль было осуществлять попроще при отсутствии Интернета и наушников - на коллекции кассет легко спалишь свои предпочтения визуально, а на звучащем из твоей комнаты - аудиально=) Сейчас же сидит подросток за компом в "ушах" как у пилота истребителя, и поди пойми что у него там звучит, - может, Чайковский или Шопен?.. убедить самого себя в этом не сложно, дабы на чадушко своё не надумывать)

такие вот плееры
такие вот плееры

Вернёмся в 90-е. Взрослым, конечно, попроще было - денежка есть (если есть), идёшь в магазин и покупаешь нужную кассету, если найдешь. К слову, найти такой полуподпольный контент, который является предметом данной статьи, было немногим сложнее, чем условных "Комбинацию" или "Ласковый май", но вполне посильно.

Так вот, о создателях матерных песен и рассказов и будет речь! Доселе была небольшая ностальгическая авторская прелюдия)) И в название я вынес" не случайно именно словосочетание "матерные тексты", а не "песни, а чтобы в нём оказался первый представитель списка матершинников с магнитных носителей:

Шура Каретный (1996)

кто не видел Картеного прежде - знакомьтесь)
кто не видел Картеного прежде - знакомьтесь)

Своеобразие данного артиста заключалось в жанре его выступлений - рассказам в форме монолога (вернее, повествовал Шура вечно молчащему другу Коляну) в эдаком "народно-блатном" ключе (иначе говоря, матерном), а также в том, что личность свою он долго время не раскрывал. Умудрённый жизненным опытом шепелявый мужичок средних лет, судя по манере изложения, успевший побывать в исправительных учреждениях, своеобразно, с обилием мата, шуток и долей философии пересказывал известные литературные и кинематографические произведения: "Буратино", "Кинг-Конг", "Годзилла", "Титаник", "Преступление и наказание", "Гамлет", "Муму" и т.п.. Также был у него отдельный нематерный цикл про исторических личностей, таких как Гоголь и Пушкин.

А теперь самое интересное о Шуре Каретном! Не зная биографии автора данного персонажа, назвать его артистом в начале, я бы, возможно и не подумал, но рад вам поведать, что Александр Пожаров (настоящее имя) - долгое время был артистом театра "Эрмитаж", окончил "Высшее театральное училище им. Щепкина", имеет звание Народного артиста (2006г.) и, помимо театральных работ, довольно внушительную фильмографию за плечами. "Трое сверху", "Хозяйка тайги", 2 части "ДМБ", "Марш Турецкого" - лишь часть фильмов с его участием. Для меня стало открытием, что его голосом говорит множество героев мультфильмов - Филин из "Большого УХа", как пример, Мышьякович из "Капитана Пронина",

ещё десятки персонажей. Даже Чапаев из серии компьютерных игр-квестов о "Петьке и Василии Иваныче" говорит голосом Каретного/Пожарова - знали?? И я нет!))

Александр Пожаров на театральной сцене
Александр Пожаров на театральной сцене

Псевдоним же его был выбран не случайно - его родной театр располагается на ул. Каретный Ряд. По собственным признаниям Пожарова в повседневной жизни забористые словечки он никогда не использует, а мотив появления такого эксцентричного альтер-эго при таком творческом послужном списке артист обозначил следующий::

- Шура Каретный - это просто выход моей саркастической энергии, которую не удается, очевидно, выбросить в театре.
Я очень четко разделяю Шуру Каретного и Сашу Пожарова. Конечно, они соединены какой-то пуповиной, но Шура живет сам по себе. И Шура - это в первую очередь язык. Кто-то хорошо про него сказал: «Шура не матерится, он так говорит». И это естественно.
Сам-то я мат не люблю. Очень отрицательно отношусь к бытовому мату. Другое дело - мат художественный.

а образ Шуры он позаимствовал у одного из случайных знакомых, с которым он познакомился в Балаклаве. Шепелявый пожарник делился о своём просмотре оперы "Князь Игорь" так, что Пожаров не мог сдержаться от смеха. От него же и пришёл в народ транзитом через Каретного знаменитый "Чих-Пых".

Ну, а свою аудиторию он осознавал и характеризовал вполне отчётливо:

- Вообще, аудитория - я по письмам сужу - четко делится на две группы. С одной стороны, люди высокого интеллектуального уровня. Они знают классику, и им ужасно нравится эта игра на понижение, которая рождает смеховой эффект. С другой - плебс. Ну совсем низы. Эти все воспринимают поверхностно, одним планом. Им смешно уже то, что матом говорится. А вот средняя прослойка Каретного не понимает.

На момент написания этой статьи Александру 73 года, в 2017-м он пережил операцию по удалению опухоли, после чего проходил курс реабилитации, отдав ведение своих соцсетей в руки доверенных лиц. Его канал на наиболее известном видеохостинге живёт по сей день. От себя же пожелаю Александру Пожарову ещё долгих лет здравия!

Сектор Газа (1987 - 2000)

Об этой группе сказано уже так много, что и добавить-то мне нечего. Но и обойтись без упоминания "Сектора Газа" в контексте такой статьи - непростительное упущение! Путь Юрия Клинских\Хоя от клубов Воронежа до профессиональных звукозаписывающих студий в Москве - это отражение того, насколько точно он попал своих простым, искренним творчеством в настроение народа. Более подробно о группе предлагаю почитать здесь:

От первых плохо звучавших альбомов с обилием отборной, но органично звучавшей матершины "Сектор" за 10 с небольшим лет трансформировался в классно звучащий коллектив, исполняющий песни с забористыми выражениями, но без откровенного мата, на остро-социальные, бытовые (местами наркоманские и маргинальные) темы, темы загробные и весьма даже жизненные ("Туман", "Life", "Лирика", "30 лет", "Пора домой", "Демобилизация").

А вот к наиболее матерным я бы отнёс все альбомы, выпущенные до переезда в столицу: "Сектор Газа", "Колхозный панк", "Зловещие мертвецы", "Ядрёна вошь", "Ночь перед Рождеством", "Гуляй, мужик", "Нажми на газ". Но совершенно недетская сказочка "Кащей Бессмертный" была записана на профессиональной студии. Ну а концентрацией обсценной лексики, пожалуй, являются небезызвестные "Частушки", по сей день где-нибудь да кем-то пропеваемые.

Красная плесень (1987 - н.в.)

Яцына - второй слева
Яцына - второй слева

Истинный долгожитель среди матершинников мира музыки. Единственным бессменным участником группы является её основатель Павел Яцына из Ялты. Записав свои первые 4 альбома в 93-м году в квартирных условиях на кассетный магнитофон, "Красная плесень" перешла на студийную запись, постоянно экспериментируя и со стилистикой, и со звучанием, и с тематикой.

Несмотря на огромный разброс музыкальных направлений и жанров как от альбома к альбому, так и в рамках одной "пластинки", основным Яцына выделяет панк-рок, неоднократно упоминая его в названиях песен. Кстати, творчество "Красной плесени" содержит в себе не только песенные воплощения, но также и пародии, частушки, сказки, анекдоты, стихи и прочие. Удивлю многих из читающих: за 37 лет своего существования коллектив Яцыны выпустил 76!!! альбомов, параллельно занимаясь ещё 17 различными проектами в разные временные промежутки. Самым примечательным из них я бы назвал "Shovellica" (по аналогии с Metallica, только от англ. shovel - лопата) - здесь мужики играли на самодельных гитарах, изготовленных из чего бы Вы думали? Ага, из лопат.

оригинальный музыкальный инструмент можно наблюдать здесь
оригинальный музыкальный инструмент можно наблюдать здесь

Мата и брани у этой группы в каждом их продукте - хоть отбавляй, и мне лично очень-то "Красная плесень" никогда не заходила, но в 90-е всё же было забавно послушать. Альбомы без бранных слов тоже были, но их можно по пальцам одной руки пересчитать, что на фоне их дискографии совсем не много ("Баллады и лирика", "Маленький мальчик и другие пионерские куплеты" и серия альбомов "СОЮЗ популярных пародий"). Примечательным аспектом у этой группы можно выделить существования своей микровселенной с периодически встречающимися персонажами - вампир Кашёлкин, Фёдор Гамнюков, сантехник Лёша Кабанов, синяк Иван Лепёшкин, металлист Балалайкин, рэппер Гоня и гопник Личинка, Чебуратор и т.д..

Жанр пародий занимал в творчестве группы особое место, и были (а, может, и есть) ценители именно этого пласта их записей. Спародирована была масса известных личностей разного времени - от Сталина, Брежнева, Жириновского и Горрбачёва до Верки Смердючки, Сергея Жукова и Ромы Билыка из группы "Звери". Для записи в разных направлениях, в т.ч. и разговорных, в "плесень" приходили люди, многие из которых уходили после выхода альбома. Помимо Яцыны (само собой), к костяку можно было бы отнести Сергея Левченко, Сергея "Сида" Михайлова, Алексея Самарцева и Павла Безрукова, рисующего на протяжении долгих лет обложки для альбомов. Кстати, были ещё и мультипликационные клипы)

вот их фирменные иллюстрации
вот их фирменные иллюстрации

Из отрадных для меня моментов, хотел бы обозначить, что при разбросе тематик в далеко не самом приятном диапазоне (алкоголизм и наркомания, преступность, $екS, извращения, преступность и оружие, гитлеризм, садизм, психические расстройства, вандализм и отнюдь не приятные вещи) Яцына, в том числе на своём сайте, призывает не относиться к творчеству группы серьёзно, воспринимая исключительно как чёрный юмор. Также лидер группы выступает против того, чтобы записи прослушивали не достигшие совершеннолетия.

Х.З. (1989 - н.в.)

Должен признаться, что с творчеством упомянутого выше коллектива с очень броским названием я не знаком лично, но тот факт, что в составе этой группы исполнителей матершинных песен участвовали Марина Хлебникова (Марья Искусница в "ХЗ"), Найк Борзов, а однажды с ними спел Олег Тиньков, устроивший им тур по России. Ну и дела - группа такая старая, живёт по сей день, но вот в популярности несколько уступает коллегам из этой статьи... или это только я так думаю? Ведь не затрёшь тот факт, что ХЗ неоднократно выступали на одной сцене с весьма авторитетными в мире русского рока группами.

Основанная «Бегемотом» (Игорь Бажанов) и «Карабасом» (Владимир Капцов) группа исполняла преимущественно короткие куплеты с забористыми словечками и применением бурлеска. На сей день состав участников близок к первозданному и включает в себя всё тех же Карабаса с Бегемотом и Алексея Заева.

Ленинград (1997 - 2008, 2010)

Сейчас вряд ли кого-то удивишь обилием нецензурной лексики в песнях.-10

Харизма основателя и солиста "Группировки Ленинград" (официальное название) бесспорна, и на примере Шнура мы может наблюдать как за десятилетия от маргинально-алкоголического вида мужичка произошла трансформация в интеллигентного, не просто опрятно выглядящего, а откровенно гламурного мужчину-дебошира прошлых дней. Но что в Сергее Шнурове мало поменялось, так это то, что он как матерился, находясь у истоков своего творчества, так и сегодня матерные слова, вылетающие уз его уст не вызовут удивления. А всё потому что в исполнении "Ленинграда" как звучал крепкий русский обиходный мат, так на протяжении всего существования группы и звучит с периодическим его отсутствием в некоторых песнях.

трансформация Шнурова
трансформация Шнурова

Алкогольно-бытовая тематика конца 90-х вплоть 2010-х плавно сменилась сатирой и стёбом над актуальными псевдопроблемами: заморочками над внешностью и лакшери-предметами/атрибутами людей, стремлением к "шаблонам навязанного идеала", социальной и политической обстановкой. Ну, а просторечивые народные бранные словечки являются неизменными помощниками Шнура и в немалой степени способствуют успеху его коллектива.

Менялись солистки, которые добавляли определённую изюминку своим вокалом, но не менялось одно - даже женщины в своих партиях использовали крепкий мат. Что порой вызывало особенный фурор среди слушателей, ведь от мужчины слышать бранные слова привычно, а от прилично выглядящей дамы - нет.

Наверняка этот список можно было бы дополнить ещё кем-нибудь. "Мальчишник"? Если притягивать за уши, то да, с их раскачкой темы взаимоотношения полов и ярко выраженного $ек$уального подтекста, но с той же долей справедливости за резонансность текстов и табуированность темы можно было бы сюда приплести и группу "Анонс" с их "Оля и спид" и прочим.

Любопытнее было бы почитать что напишет в комментарии Читатель? Ведь часто комменты бывают не менее содержательны, чем то, к чему они пришиты)) Вам на развлечение вспоминал былое COWABuNGA!, читайте также: