Можно по-разному относиться к творчеству группы "Сектор Газа", но нельзя отрицать факт их оглушительного успеха в раннероссийский период и огромного количества почитателей их песен! В глубинке и крупных городах каждый слышал хотя бы самые известные из их хитов. Кто-то тащился от матершинных песен, кто-то от мистически направленных, кто-то от более серьёзных и без мата, а кто-то от всего сразу. Ну и, разумеется, противников у группы Хоя тоже может найтись не мало. Тем не менее, "Сектор Газа" оставил свой след в сфере музыки (рока по большей части), и сегодня легко услышать их хиты из автомобилей, квартир, под гитару или даже на юбилеях в 30 лет=)
Включайте и послушайте при желании фоном во время прочтения данной статьи;)
Образование группы.
Началось всё в славном городе центрального черноземья Воронеже, где молодой рок-музыкант Юрий Клинских (он же Хой) впервые выступил сольно в 1987-м году в местном ДК ТЭЦ со своим репертуаром, ставшим в последствии основой для репертуара группы "Сектор Газа". А в 88-м уже в первом составе группа выступила на Воронежском рок-фестивале, где получила приз зрительских симпатий. Этот момент можно считать стартом успешного шествия данного коллектива.
Несколько ранее Юрий вместе с Александром Кочергой со звучным прозвищем "Ухват" организовали рок-клуб в Левобережном районе Воронежа, имевшем славу индустриального, коптящего небо дымом своих заводов. Из этого района и был Клинских, потому на правах местного называл этот район за его смог и дым "Сектором Газа". Этим и был аргументирован выбор названия группы, в пользу которой Юрий оставил работу сотрудником ГАИ - интересный момент из биографии лидера группы, ставшей в последствии культовой (даже песня про этот орган исполнительной власти есть в его репертуаре). А надоумил его на такую кардинальную смену профессии именно Ухват.
…Был первый воронежский рок-фестиваль. Участвовало очень много воронежских рок-групп. Я их всех прослушал и понял, что чего-то в нашем роке не хватает: злости, драйва, ритма, прикола. В принципе, это было, но не так, как хотел я. Решив исправить этот недостаток, я начал сочинять сам. Было это ранней весной 1987 года.
Вот что по этому поводу говорил сам Клинских.
Хорошо, с вопросом названия группы разобрались, а почему же Юрий стал для многих Хоем? Всё пошло с традиционного выкрика панков "ХОЙ!", который часто могли услышать окружающие от рокера, в свободное время махавшим на дороге жезлом. И по мере обретения популярности к нему всё чаще обращались именно так.
Развитие группы, нарастание популярности. Народная любовь. Тематика песен.
"Сектор" выступал на рок-фестивалях на разогреве у более популярных на тот момент групп, таких как "Гражданская оборона", "Звуки МУ", "Дети" и других. А в апреле 89-го они успешно выступили в Череповце в ДК "Строитель", после чего стали узнаваться за пределами родного города. Запись первых двух альбомов - "Плуги-Вуги" и "Колхозный панк" осуществлялась в ДК "50-летия Октября" благодаря знакомству с Андреем Дельцовым, но качество записи оставляло желать лучшего, отчего широкой популярности они не обрели. Зато свои последующие 2 альбома - "Зловещие мертвецы" и "Ядрёна вошь" парни записали уже с приглашённой солисткой для женских партий Татьяной Фатеевой в более профессиональной студии всё того же Дельцова под названием "Black Box". Хою даже пришлось продать свой любимый мотоцикл "Ява", который был воспет в одной из песен, ради записи на этой студии! Именно эти альбомы были отправлены через знакомых в Москву, где столичный бизнесмен с кубинским именем Фидель Симонов заприметил перспективный проект и прибыл в Воронеж с предложением записываться в МСК, а также давать концерты.
Прежде, чем продолжить описывать вехи развития успеха "Сектора", давайте поговорим о том,что же так понравилось народу в их текстах и музыке? Конечно, огромную часть благодушия слушателей удалось получить благодаря использованию ненормативной лексики, даже откровенного мата, простонародных выражений и жаргонизмов. Темы, поднимавшиеся в песнях, будоражили своей злободневностью, актуальностью для многих, особенно молодое поколение, а также обычных представителей рабочего класса и даже социальных "низов": "совковый быт", явления перестройки, алкоголь, наркомания, секс, похабные комические ситуации, а позже потусторонний - загробный мир и мистика, описываемая как в фильмах ужасов. Всё это пришлось по душе огромной части населения, которые покупали кассеты, брали их у друзей, чтобы перезаписать себе. Тем более качество записи со временем значительно улучшалось благодаря сотрудничеству с профессиональными студиями. К этому их творческому периоду мы и вернёмся в повествовании, предварительно процитировав самого Юрия Клинских касательно своего творчества:
…А вообще к нашим песням надо относиться с определённой долей иронии. Мы поём о людских пороках, которые реально существуют, но многие люди боятся в этом признаться. А мы им раскрываем глаза и тычем мордой во всю эту грязь. Такая своеобразная терапия получается. Мы конечно не ангелы, но и не какие-нибудь грязные скоты.
…Я пою матом не ради мата, а, не кривя душой, выдаю всё, что просится. Тексты житейские, короче. <…> Я что думаю — то и говорю, и пою. Без прикрас, даже о тех сторонах жизни, о которых считается приличным умалчивать… Я ругаюсь, если только это слово другим заменить нельзя, если песня будет не так звучать. Но я не задаюсь целью ругаться матом.
Итак, продолжаем о взлёте "Сектора Газа". На студии "Мир" был записал на мой взгляд прекрасный альбом "Ночь перед Рождеством", откуда многие песни мне пришлись по душе, а группа начинает давать столько концертов, сколько и представить себе тяжело, но Фидель представил ещё больше. Безграничная жадность последнего породила множество групп-двойников, гастролировавших под фонограмму по всей стране, по примеру "Ласкового мая". Это совсем не устроило Клинских, что привело к разрыву отношений со скользким бизнесменом, не имевшим ограничений в своей жадности. Но прежде случился вот какой случай: Юрий однажды стал свидетелем в Москве подобного концерта двойников, вылез на сцену прямо во время выступления, но... был избит своими же поклонниками.
Свято место пусто не бывает, и довольно скоро место организатора всех процессов занял продюсер Сергей Савин, который привёл ребят в топовую студию "Gala Records", где был перезаписан некогда изданный альбом "Колхозный панк", но уже в достойном качестве, и стоит признать, что он разлетался с прилавков как горячие пирожки! Вскоре был снят первый в истории группы клип на одноимённую альбому песню, который показали в передаче "50/50" по каналу ОРТ, а затем последовало участие в известной программе "А" по ТВ что способствовало знакомству слушателя с исполнителями и затрудняло дальнейшую деятельность дармоедов-двойников, всё ещё паразитировавших на чужой славе.
Популярность "Сектора Газа" стремительно росла! Они стали появляться в хит-парадах, а имя коллектива узнавал в стране почти каждый! На волне успеха продолжались писаться альбомы. Так, в 92-м году был издан "Гуляй, мужик" на остросоциальную тему, а в 93-м "Нажми на газ", включавшие в себя множество известных хитов, о которых напишу чуть позже. Параллельно велась бурная гастрольная деятельность по 150 концертов в год! Разумеется, состав группы неоднократно терпел изменения, и я нарочито об этом не пишу до определённой поры;)
Но что может быть лиричнее самой "Лирики"??
В 94-м выходит восьмой альбом "Танцы после порева", а вслед за ним и знаменитая матерная панк-опера "Кащей Бессмертный", запись которого ходила по рукам всего нашего 6-го класса и считалась чем-то открывающим щёлочку во "взрослый мир")) За основу арий для сказочных персонажей были взяты переаранжированные хиты западных групп. Но стоит заметить, что женские партии, которых там было много, исполняла уже не Фатеева, а Ирина Пухонина, идеально заменившая свою предшественницу так, что многие даже и не догадались о смене вокалистки. По этой сказке даже планировалось снять фильм, но артистам не хватило ни времени, ни денег на это.
Следующим шагом вперёд была нарезка записей на CD-диски и появление постеров с изображением новоиспечённых народных кумиров. Этими достижениями коллектив обязан своему на тот момент новому концертному директору Константину Ляхову, прежде не имевшему опыта подобной работы. Что ж, - с высоты прошедшего времени можем заключить, что риск был оправдан.
Дальнейшим этапом стало с позволения сказать "взросление творчества" Юрия и практически отказ от мата в пользу более глубокого смысла и содержания текстов, примером которого стал альбом "Газовая атака", выпущенный в 96-м году. На нём была высокая концентрация душевных, глубоких и жизненных, а также лирических песен: "30 лет", "Life", "Твой звонок", "Туман". Юрий просто перерос предыдущий этап развития, выйдя но новый - не пристало уже серьёзному повзрослевшему мужчине петь про истощающие смрад носки) Это был первый коммерческий успех! Потом вышли альбомы в стиле "Избранное", а в 97-м появился на свет "Наркологический университет миллионов", в котором определённый характерный стёб присутствовал, название альбома оправдывалось тематиков некоторых песен, но всё же матершина уже была минимизирована, а песня "Пора домой" стала абсолютным хитом на все времена! С ней даже "Сектор" пригласили выступать на Красную площадь ко Дню Победы!
Состав участников.
Не проделывая танцев с бубнами, наглядно продемонстрирую выдержку из Википедии, нагляднее которой ничего на свете нет)
Сектор Газа - это Клинских.
Кризис и последний "тяжелый" альбом.
В период с 1997-го по 2000-й год можно сказать, что "Сектор Газа" пребывал в творческом кризисе, связанном с как экономическим кризисом в стране, так и с личным. Новые "пластинки" не выходили, но выпускались старые под новым соусом - коллекции, баллады и ремиксы. Группа по-прежнему гастролировала как по нашей стране, так и по Германии, причём неоднократно. Хой Хотел сделать что-то новое и эксклюзивное: так, к примеру, он вынашивал идею о полностью мистическом альбоме в стиле "тяжёлый рэп". И по большей части его задумка воплотилась в жизнь в 2000-м году, когда на прилавках появился тяжелейший как в плане звучания, так и по загробному содержанию альбом "Восставший из ада"! Вот как Юрий высказался о его создании сам:
…Я всё время стремился к тяжёлому звуку, просто технология не позволяла реализовать мои задумки, и я не въезжал, что и как нужно сводить, и оператор не въезжал. Все же на попсе были воспитаны. И качество дальнейших альбомов зависело от того, насколько удачно я въезжал в технологию записывания музыки, и чем больше я набирался опыта, тем лучше выходили альбомы. И сейчас могу сказать, что весь этот «спектральный анализ» я изучил и теперь знаю, как надо делать тяжёлую музыку. Для этого я переслушал море альбомов, у меня одной тяжёлой музыки восемьсот дисков (а всего — тысяча двести)! И последний альбом — это тяжеляк, клёвый! Специально применяли суперметаллические примочки, накладывали гитары, всё делали «по фирме», во всяком случае, по сведению альбом вышел близким к «фирме». На настоящий момент такого звука я в бывшем Союзе ещё не слышал, по тяжести. Я хотел этого добиться и добился… Потому что всегда стремился вперёд.
К сожалению, это был последний альбом "Сектора Газа"... Вернувшись из гастролей по Германии, в июне на стадионе "Лужники" Юрий выступал один с песней "Демобилизация", но технические казусы мистическим образом раз за разом не давали ему допеть новую композицию до конца. Так и осталась песня недопетой, как символ недосказанности всего, что Юрий мог и хотел донести через своё творчество... Спустя 10 дней с того момента Хой ушёл из жизни псоле сердечного приступа, а "Сектор Газа" прекратил своё существование, оставив о себе лишь память миллионов людей. Таким было прощание со сценой народного кумира.
Направление или жанр творчества "СГ".
А вот на эту тему было уже много споров и разногласий ещё с тех времён, когда они только стали известными! Изначально кто-то их назвал панк-роком, и многие поверив в это на слово, так считали или считают (и я в т.ч. так думал). Но знатоки панк-рока в грудь бьют, что никакой это не панк-рок) Так что же тогда? Кто-то полагал, что это некий стиль "треш", кто-то вообще фольклором и современной народной песней, но так уж вышло, что "Сектор Газа" сам создал определённое направление.
Увлечения Юрия Клинских разными музыкальными направлениями, такими как тяжёлый рок, металл и пресловутый панк, и даже рэп или славянский фолк. И вот что он сам говорил насчёт направления своего творчества:
…Многие интересуются, в каком стиле играет «Сектор Газа»? Дело в том, что в молодости (в 70-е годы) я слушал западный рок, Высоцкого и уже в конце 70-х «Машину времени». Так вот, «Сектор Газа» — это смесь всего этого. А поэтому я определил стиль группы не иначе как «фьюжн», то есть «сплав», так как каждая песня «Сектора» — это разный стиль: хард, панк, диско и многое-многое другое. Сам же я вот уже несколько лет «сижу» на металле и рэпе. А когда это всё вместе — металлический рэп, то для меня это полный кайф…
и
…Сам я люблю очень многие песни, хорошие песни во всех стилях, поэтому я и стараюсь делать по принципу, как в своё время делала это группа «ДК», что меня и подтолкнуло. Она тоже просто хохмила там в одном стиле, в другом… Просто, чтоб альбом был интересен, а не так как, например, включил одну песню там, например, «метал» пробубнил, вторая также… Просто приедается, а альбом должен быть интересным, чтоб его слушать…
Сам я далеко не эксперт в течениях музыки, поэтому не скажу достоверно к какому же всё-таки направлению относится "Сектор Газа". Пишите своё мнение в комментариях!
Судьба участников.
Сперва о дальнейшей судьбе самой группы "Сектор Газа" - она прекратила своё существование сразу же после смерти Юрия Хоя. А её бывшие участники разного созыва организовывали свои группы со схожими названиями, такие как "Ex Сектор Газа", "Сектор Газовой Атаки", "С.Г.", но большого успеха так и не сыскали. Но был один забавный момент:
видимо, по ошибке в фильм Гая Ричи "Рок-н-ролльщик" звучал фрагмент песни "Допился" в исполнении "Ex Сектор Газа" Игоря Кущева - некогда соло-гитариста "Сектор Газа".
Потом, многим позже, в 2015-м году компания "Warner Music Russia" выпустила сборник неизданных песен Юрия Клинских и лучших хитов под названием "Вой на луну".
Напишу только про самых долгопребывавших в группе участниках:
- Игорь Аникеев - клавишник, в группе 6 лет: умер от коронарной недостаточности в 2014-м году, выступая на свадьбе в ресторане.
- Василий Черных - гитарист, в группе 3 года: умер, будучи сбитым атомобилем в 42 года.
- Вадим Глухов - концертный гитарист, в группе 7: умер в 2011-м году, изначально считавшийся пропавшим без вести, но позже его тело было обнаружено рядом с пустыми флакончиками валерьянки и корвалола. Примечательно, что он не переносил даже их запаха.
- Игорь Жирнов - гитарист, в группе 9 лет: жив и играет в группе "Рондо", в которой выступал параллельно с 93-го года. Один из лучших аранжировщиков в России.
Можно смело сказать, что "Сектор Газа" увековечен творчеством Юрия Клинских (если напишите об этом в комментарии - выпущу о нём отдельную статью), а также многих других людей и оставил свой след в русском роке, не зависимо от того, желает ли это признавать рок-мир или нет! Всем ХОЙ!) Ставьте лайки, если статья понравилась, подписывайтесь на канал Shang-Tsung Года - поговорим о 90-х!)