Начало 90-х годов было временем очень своеобразным - переосмысливалось всё, в том числе и культура. Частью которой была и эстрада, которая с появлением "свободы слова" начала ей пользоваться, но не так, как это делает мастер новым технологичным инструментом, а буквально набросившись на эту новую возможность вещать о том, что вздумается, подобно коршунам, увидевшим свежий (а, может, и не очень) кусок. Насмотревшись на пример западных коллег по цеху, пронырливые продюсеры поняли что хочет видеть народ, среди всего беспорядка и неопределённости, что ему будет в диковинку и что он охотно "скушает", а потом с остервенением будет ждать добавки. Артисты перестали придерживаться некогда державшей их в узде цензуры, воспевая новые реалии, мечты, представая в образах крутых парней и отвязных девчонок, говорящих со сцены о таких вещах и явлениях, которые раньше шёпотом в кругу друзей не везде говорить было приемлимо. Конечно, этой свободой злоупотребляли не все, и было много хороших групп и песен, которые для многих сегодняшних "поэтов" могли бы служить образцом. Давайте вспомним какие группы о чём пели, чем привлекали внимание зрителей, какие проблемы поднимали в текстах или что пропагандировали. Вперёд и с песней!)
Убедительная просьба отметить эту статью лайком, если она найдёт отклик в Вашем сознании! Один клик - не сложно, но для меня довольно важно для понимания результата своей работы, спасибО!) И прошу принять во внимание факт, что в одну статью я не умещу сразу все достойные группы, поэтому будет несколько частей и одна отдельная - резюмирующая все в одном!
1. "Кар-Мэн".
Дюже модная группа! Под бодрую ритмичную музыку двое одетых вперёд нашей моды молодых мужчин - Сергей Лемох и Богдан Титомир лихо отплясывали, исполняя песни с использованием современного сленга и воспевая разные города мира, без глубокой смысловой нагрузки, но так зажигательно, что нравились они почти всем поголовно!
Сергей Огурцов (Лемох) и Олег Титоренко (Титомир) изначально работали в подтанцовке и при этом владели навыком игры на клавишных и бас-гитаре, что стало для них неоспоримым плюсом в начале музыкальной карьеры. Написав песню "Париж-Париж" для другого исполнителя, Лемох вскоре сам начал петь со своим товарищем Богданом под очень популярную музыку в т.н. стиле "Eurodance", посвятив свой первый альбом разным городам мира. "Все притоны обыскал, к наркоманам заезжал, но нигде Будур не встречал..."- понимаете о каком городе речь??)) О Багдаде, разумеется. И про все города +/- в таком стиле повествовалось в разных песнях, ставших хитами за считаные дни с момента выхода.
Но в таком составе группе было суждено просуществовать не долго: в 91-м году Титомир объявил о своём выходе из проекта, и Лемох был вынужден перезаписать все партии своего коллеги самостоятельно. Тем не менее, второй альбом был не менее популярен, чем первый, и благодаря ему мы узнали какой город в стиле диско и как азарт игрока манит в казино, оставляя плакать синьорину проигравшегося вдрызг чувака)
Немножко личного - года в 3-4 брат до усрачки меня запугал таким типом грозного вида, как Падрашин, обладавшего жутчайшим смехом. Именно так начиналась песня "Кар-Мэн" под названием "Bad Russian", которого я воспринимал на слух именно как Падрашин) он ещё и в клипе такой страшный был) Едва заслышав его смех, все мышцы моего тела замирали в оцепенении, и я буквально не мог шевелить конечностями от страха.
2. "Комбинация".
В приволжском городе Саратове в 1988-м году, вдохновлёнными творчеством группы "Мираж", двумя начинающими дельцами "рашн шоу-бизза" Шишининым и Окороковым была основана группа, состоящая исключительно из девушек, под названием "Комбинация". Взяв под свой контроль молодых музыканток, за год они записали альбом, с которым гастролировали по региону, а уже в 89-м во втором альбоме вышел хит "Russian Girls", который принёс коллективу широкую известность. Далее успех только развивался; девчонки выпускали шлягер за шлягером, напевая о явлениях современности: женских мечтах о красивой жизни, аксессуарах и мерилах успешности, дефиците на прилавках, о моде, о "заграничных устремлениях". Примером таковых песен были "Модница", "American Boy", "Бухгалтер", а после ухода в сольную карьеру одной из народных любимиц - Алёны Апиной, вышли в свет и "Вишнёвая девятка", "Два кусочека колбаски", "Серёга"... Конечно, только этими песнями репертуар данного коллектива не ограничивается и находилось немало любителей и других композиций) Да что и говорить - даже фильм был снят с группой "Комбинация" и Дмитрием Харатьяном в главной роли, и назывался он "Мордашка". Разумеется в киноленте звучали песни, исполненные новоиспечёнными актрисами.
Теперь немного об участницах группы. Так называемый "золотой состав" существовал до 91-го года и в него, помимо выше упомянутой Апиной, входили Татьяна Иванова, Светлана Костыко, Ольга Ахунова и Анна Ковалёва. Трудно поверить, но одна из участниц состоит в группе с момента основания и по сегодняшний день - это солистка Татьяна Иванова. За многие годы состав участниц многократно претерпевал изменения, и отдельного внимания заслуживает уход из жизни в 1993-м году продюсера Александра Шишинина. Да и вообще криминальная аура вокруг "Комбинации" присутствует, ведь убийство главы коллектива не было единственным. Так, известно и об убийстве одно из девушек, не состоявшей в группе, но приглашённой выступать прикинувшись участницей в левом концерте. В общем, где "денег тьма", там что-то светлое увидеть тяжело.
Иногда по тихой грусти об ушедших временах на каких-либо крупных ретро-концертах Иванова и Апина вновь собираются воедино и со сцены исполняют свои лучшие и самые сильные хиты. Поэтому, если кто-то их не наслушался в своё время, ещё не всё потеряно)
3. "Технология".
Созданная в 1990-м году группа "Технология", взявшая за музыкальную основу использование электронные инструменты и образ "Depeche Mode" - ультрамодные кожаные наряды крутых пацанов, на пик популярности вышла в 91-93 годы. Да и песни-то они пели такие...технологичные) "Нажми на кнопку - результат..." можно считать аннотацией к приходу в мир компьютерных систем и передовых явлений в области техники)) Признаюсь, что, окромя этой песни и "Странные танцы" других песен у них я не знаю, но понимаю, что это лишь от того, что не имел желания их узнать. При этом поклонники группы наверняка смогли бы мне объяснить, что я не прав и не уделил должного внимания творчеству этого некогда популярного коллектива.
В их лучшие годы, а вернее, в лучший год, продюсером стал небезызвестный Айзеншпис, но буквально через год сотрудничество было прекращено. Стильные парни в кожаных нарядах с причёсками-площадками или же зачёсанными назад волосами довольно быстро ушли из поля зрения крупнейший медиаплощадок, хотя и были не прочь в нём остаться, а состав участников начал ротироваться с 96-го года и началась чехарда - то одни уходят, другие приходят, подобно футбольным трансферам с группой "Модуль". Группа существует и по сей день, наверняка добившись бОльшего успеха в плане популярности, чем канал Shang-Tsung Года, поэтому буду рад Вашему лайку или подписке, чтобы одолеть-таки устаревшую группу кожаных старичков)) Давайте дружно нажмём на кнопку "подписаться на канал" или "большой палец вверх" - и получим результат)
4. "Дюна".
Образованная в 1987-м году ребятами, работавшими в магазине компьютерной техники и занимавшимися ремонтом музыкальных инструментов, группа "Дюна" писала песни, что называется "по кайфу" или в своё удовольствие. На заре своей карьеры отсеяв троих первоначальных участников и заменив их на других, они записали песню на слова Сергея Катина "Страна Лимония" немало определившая успех грядущего предприятия. Клип был, конечно, трешовенький) Песня тоже не фонтан литературных приёмов и речевых оборотов, но всё же клип был ещё хлеще) По словам Виктора Рыбина - лидера и вокалиста группы, сниматься в клипах и давать шоу на сцене выходили техники и справились с этой задачей выше всяких похвал. Одетые как пионеры-переростки, исполняя образы взрослых дядей-алкоголиков со двора с недозрелой кукушкой под какие-то накуренные тексты, они заработали симпатии многих россиян. Многих, но не моей бабушки, которая ставила им мощный дизлайк в словесной форме)) А мне они нравились. Музычка их была несколько фольклорная: присвистывания, поскрипывания и покрякивания, балалаечки и вот в таком духе) И голос у Рыбина такой, как бы сказать... дворовый, компанейский. А какие у них были клипы! - бюджетнее просто не придумать) но, когда визуальным сопровождением своих песен они выбрали мультики, это как-то оживило впечатления зрителей до тех пор, пока такой формат не надоел. Что-то вроде смешных иллюстраций газеты "Петрович", только на тему исполняемых текстов. Например, первым из таких был мульт на песню "Корефана", в которой с сарказмом демонстрировались политические процессы в странах Азии.
Что касается хронологии издания альбомов, то после выпуска альбома "Страна Лимония", принёсшего группе "Дюна" успех и гастроли по всей стране (кстати, "Привет с Большого Бодуна" из него), в 92-м году из коллектива ушёл Сергей Катин и ещё некоторые участники, и Виктор Рыбин приступил к записи альбомов самостоятельно. Так, год за годом выходили новые хиты, такие как "Женька", "Пулемёт", "Про Васю", "Борька-бабник" и многие другие. А в 95-м, вернувшись из Франции, уже в качестве автора песен обратно подоспел Катин. И на протяжении долгих лет "Дюна" дарила своим поклонникам новые шлягеры, придерживаясь своего стиля, но изредка записывая и лирические композиции, навроде "Воздушного змея".
Хочу отметить и выразить уважение Виктору Рыбину, ведь он вместе со своей небезызвестной женой Натальей Сенчуковой победили страшную болезнь и сегодня у них всё хорошо!
5. "Лицей".
Рождение этой поп, а точнее даже поп-рок-группы датируется концом 91-го года и продюсером был папа сегодняшнего продюсера "Лицея" Анастасии Макаревич - Алексей Макаревич (некогда гитарист группы "Воскресенье"). Сразу отвечу на вопрос тех, кто хочет знать степень родства Насти и Андрея Макаревича: Андрей и Алексей Макаревичи двоюродные братья, а Настя удочерена Алексеем, поэтому кровного родства нет, но фактически авторитетный дядя помог становлению коллектива.
Впервые на телевидении трио молодых девчонок 14-15 лет выступило на программе "Утренняя звезда" и изначально называлось вполне по-детски - группа "Каникулы". Но прямо за кулисами переименовались в "Лицей", вероятно, для пущей серьёзности) Первый состав и стал самым известным: Настя Макаревич, Лена Перова и Изольда Ишханишвили. Не знаю из приближённого ли к ТВ рода Изольда "БПшка на голове", но Лена Перова являлась сестрой Сергея Супонева. До 95-го года они записывали песни и даже альбомы, которых я лично затрудняюсь вспомнить без помощи Всемирного Мегамозга, но вот за 5 лет до перехода в новое тысячелетие "Лицей" взорвал хит-парады песней "Осень", которую без труда вспомнит каждый, кто жил в то время! Далее песни в исполнении этих девушек стали более узнаваемыми, но в 97-м году, как я уже писал, группа потеряла Перову, разорвав с ней контракт из-за участия в качестве ведущей параллельно работе в "Лицее", и на её место пришла Анечка Плетнёва, задержавшаяся в составе аж до 2005-го года, пока не ушла в свободное плавание. И, кстати, сольно и в составе группы "Винтаж" добилась не меньших успехов. Ещё раньше неё, в 2001-м, из лицея "выпустилась" и Изольда - так началась чехарда с составом, не прекращающаяся по сей день.
Как по мне, то хитов группа больше не выпускала, но чего-то там поют, а продюсирует их самая опытная - Настя Макаревич. Но не всем же быть бессмертными, как "Queen" или "Rolling Stones", поэтому от музыкальных сообществ (особенно от русских) трудно ждать десятилетий стабильно выходящих хитов.