Свитки Мёртвого моря, или по-другому Кумранские рукописи, имеют огромное историческое, религиозное и лингвистическое значение. До сих пор остаются неразгаданными вопросы: кто именно их написал и законсервировал в пещерах, как назывался этот народ, куда делся и существуют ли их последователи до сих пор? Изучая историческую диссертацию немецкого учёного Г.Штёкеля о поисхождении казачества от татар, я наткнулся на один факт, который оказался неожиданным и потому таким ценным!
Поделюсь о нём в данной статье. Присоединяйтесь к обсуждению.
Восточные славяне произошли от татар (тюрков)
Штёкель в IV главе своей диссертации о происхождении казачества пишет следующее:
"...татары, исторический облик которых был настолько впечатляющ и убедителен для восточнославянских летописцев, что он вообще стал понятием степного предводителя и отодвинул на второй план все существующие различия в
этническом составе татарских племён".
"В какой степени произошло превращение части старых тюркских народов в восточных славян, в деталях уже невозможно установить с какой-либо определенностью. Польская сторона неоднократно давала положительный ответ на этот вопрос и предпринимала попытки придать особое значение элементу тюркских народов в формировании того же украинского народа".
"...было установлено, что половецкий язык еще долго сохранялся у крымских татар, и еще в середине 14-го века итальянский купец и испанский миссионер называли тюрко-татарский диалект, который они использовали для торговли на Дальнем Востоке, - куманским".
Сам половецкий язык, напомню, - это язык половцев (куманов, западных кыпчаков), живших в степи между Дунаем и Волгой в XI—XIV веках. Именуемый также: кипчако-половецкий, западно-кипчакский, куманский.
Считается, что сами половцы (или куманы) были тюркским кочевым народом из Центральной Азии, составляющим западную ветвь кумано–кыпчакской конфедерации, говорившем на куманском языке. На Руси и в западных источниках их называли половцами, а в восточных - кипчаками.
И тут интерес мой вызвало вот какое упоминание. "Куманский" диалект, которому Штёкель дает следующее пояснение:
Перевод:
"Радлофф (Материалы на тюркском языке Кодекса Куманикус, стр. 6) основывает это утверждение прежде всего на древних переводах Библии караимов (Karaimen), поселившихся в Крыму, "которые содержат многочисленные следы древнего языка команчей (Komanen sprache)". У караимов, иммигрировавших в Литву в 15 веке (потомки которых живут там до сих пор), этот древний команский диалект сохранился в неизменном виде и развивался независимо". К такому же выводу в последнее время приходит и Расовский И.Ю. (Половцы, III, СК X, стр. 162), опираясь при этом на исследование Т. Ковальского"
В Кодексе Куманикус, действительно, язык караимов используется как ближайший родственник куманского языка.
Было бы странным не обратить при этом внимание на схожесть таких понятий как "Караим" - "Куман" - "Кумран" - "Коран".
Кстати, Karaimen - есть ни что иное, как Karai + men...
Может ли обычное фонетическое сходство (Караим - Куман - Кумран - Коран) привести к более серьезным выводам? Подумал я, негрешным местом... Например, стоило бы рассмотрть вопрос относительно авторов, так называемых "Свитков Мертвого моря", называемых ещё Кумранскими рукописями.
Попробовал разобраться.
Караимы - они же татары
Из Большой российкой энциклопеди:
Караимы (евр. קָרָאִים – «караим», буквально – читающие, взывающие; самоназвания – бней микра, баалей микра, люди Писания), в иудаизме – представители направления (караизм, караимизм, караимство), альтернативного раввинистической традиции.
Большинство ученых склонно считать, что караимы — ответвление последователей иудаизма. Однако во многих справочниках они фигурируют именно как народ.
Суммарно численность караимов не превышает 2,5 тысяч человек. Большинство живет (где бы вы думали??) в Крыму, примерно, 1000 человек. В остальных странах (Украина, Литва, Казахстан и Польша) живут примерно по 250–350 человек.
Вот несколько интересных фактов о караимах:
- По своему языку, обычаям и образу жизни караимы похожи на тюркские народы, но при этом исповедуют религию, родственную иудаизму.
- Рядом с их родовым гнездом находится древняя дубовая роща — национальная святыня и место религиозного культа караимов. Она носит название «Балта Тиймез» (топор да не коснётся).
- Родовое гнездо караимов — средневековый город-крепость Чуфут-Кале под Бахчисараем, который сами караимы называют «Джуфт-кале» (Двойная крепость).
Кстати, место находки свитков Мёртвого моря "Кумран" переводится с араб. «две луны».
Из той же Большой российской энциклопедии:
Постепенно караимское движение распространилось в Египте, Палестине, Испании, к 12 в. его центром стала Византия. После захвата в 1453 г. Константинополя турками часть византийских караимов переселилась в Крым. В Восточной Европе (Крым, Литва, Галиция, Волынь) караимские общины появляются с 13 в. Первое достоверное упоминание о караимах в Крыму в г. Солхат (ныне Старый Крым) относится к 1278 г.
Разговорным языком ближневосточных караимов был арабский, византийских – греческий; восточноевропейские караимы говорили на тюркских языках – караимском языке, в Крыму – караимском этнолекте крымско-татарского языка. Язык священных текстов – древнееврейский язык.
Из православной богословской энциклопедии:
Караимы. Слово „караимы“ – еврейское и в переводе на русский язык значить „читающие». Иногда употребляется пo смыслу совпадающее обозначение „Бенэ микра» – сыны чтения. Караамы представляют религиозную фракцию в еврействе, образовавшуюся на основе оппозиции раввинизму, т. е. исключительному господству раввинов в области догматических я моральных определений и дедукций из закона Моисеева (Тора). Сами караимы [сильно отличающиеся от евреев по этнографическому типу, даже по произношению древне-еврейских букв (цаде за русское ч), и не говорящие на еврейском жаргоне, а в Крыму употребляющие татарский язык] выражают свою религиозную обособленность, называя раббанитов, т. е. сторонников раввинов, – „Бенэ мишна“ – сынами предания, верующими преданию, которого хранителями выступали раввины. Следовательно, если бы мы пожелали найти сходное с караимством явление в области христианства, то проще всего было бы указать на протестантизм, и в связи с суровым ригоризиом древнейших караимов, – на кальвинизм.
Если вспомнить, что слово "Karaimen" - есть ни что иное, как Karai + men, то используя простую татарскую симантику легко объясняется, почему они считаются "людьми писания" или "читающие", ведь с татарского "кара" - это "смотри".
То есть, они, будучи приверженцами Писания, говорят: СМОТРИ в первоисточник, а не слушай то, что тебе толкуют горе-комментаторы каждый на свой лад!".
Слово "Коран" тоже перводится, как "чтение вслух" и это тоже показывает важность работы с первоисточником.
Вот и мы не веря поздним интерпретаторам и комментаторам смотрим в первоисточники и видим, что:
- Караимы - это особая религиозная общность;
- Такая же как и та, которой приписывают авторство свитков Мёртвого моря;
- Караимы сохранили приверженность учению Писания;
- Караимы сохранили практически неизменным язык своих предков;
- Этот язык - татарский;
- Караимы нынче населяют территорию Крыма и окололежащие территории;
Из всего этого можно сделать вывод, что Свитки мертвого моря написаны... татарами! Да ладно?!
Почему татарами? Потому, что так обобщенно и называется весь, так называемый тюркский этнос. Его используют для описания множества, якобы, разрозненных и имеющих мало чего общего между собой племен и народов, которые при этом говорят на одном похожем языке. Языки эти тоже, как только не пытаются обозвать и разделить, как будто действуют по знакомой формуле: "разделяй и влавствуй". Когда можно обобщить и просто сказать "татары", историки пишут:
половцы (или куманы) были тюркский кочевой народ из Центральной Азии, составляющий западную ветвь кумано–кыпчакской конфедерации, говоривший на куманском языке. На Руси и в западных источниках их называли половцами, а в восточных - кипчаками
да, некоторые особенности могут быть, но они столь несущественны, что когда вы, уважаемые читатели, начинаете в комментариях обсуждать, что крымские татары - это вАще не те татары, которые на Урале, а казанские и вовсе появились чуть ли не при Ленине и говорят на чувашском и т.д. и т.п. - мне становится смешно. Не надо тратить время на мелочёвку, давайте объединять понятия и без обидняков выстраивать вместе кортину исторических событий.
Это я еще не говорю, что можно отождествить Сарматию с Самарией и самаритянами, которые упоминаются в Библии. А переселение караимов некоторые исследователи как раз связывают с выселением самаритян. Если копать глубже, то можно задаться вопросом - какую связь имеют Самария и Самара? Тоже интересный и глубочайший вопрос... Но об этом не сейчас.
Так что с выводами, наверно, пока достаточно. Давайте переварим и обсудим эту тему, а дальше видно будет. Главное "читайте" и будете уважаемыми "менларами").
Предыдущие статьи по Г.Штёкелю: