Найти тему

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛЮКА БЕССОНА

Оглавление
Постер к фильму
Постер к фильму

Вчера посмотрел свежий фильм Люка Бессона, испытал в некотором роде шок и задумался о том, как легендарный режиссёр докатился до такого. Вспомнились немногословные мужественные герои Жана Рено и Брюса Уиллиса, перед глазами пронеслась галерея красавиц: Изабель Аджани, Натали Портман, Мила Йовович, Луиз Бургуан, Скарлетт Йоханссон… И вот на тебе... Что с Вами, месье Бессон?

Три моих самых любимых фильма Люка Бессона

Я неравнодушен к режиссёрскому творчеству Л.Бессона уже больше трёх десятков лет. Остросюжетность и глубокий психологизм, великолепный кастинг, сочетание экшена и драматизма – всё это в его фильмах впечатляет. Каждая картина запоминается практически на всю жизнь…

Моя любовь к Бессону-режиссёру началась с «Леона» (1994). Восхитительно трогательный дуэт киллера и девочки-подростка, Жана Рено и Натали Портман, мало кого оставил равнодушным. Гениальные режиссёрские находки вроде любимого фикуса позднее не раз обыгрывались завистливыми пародистами. Впрочем, тот же Жан Рено тоже слишком вжился в образ молчаливого киллера. В отличие от его талантливейшей юной партнёрши: звезда Натали Портман вот уже много лет переливается самыми разными, но неизменно яркими красками. Правда, говорят, с годами вкус многим изменяет. Николас Кейдж не даст соврать. С Тором вроде удалось завязать. Или развязаться. Или это только иллюзия?

Постер к фильму "Леон"
Постер к фильму "Леон"

Второй фильм Бессона-режиссёра, мимо которого я не мог пройти, – это, конечно, «Пятый элемент» (1997). Судьба мира вручена в руки прекрасной женщины. Гротескно-сюрреалистическая фантастика, обилие красок и звуков (самые запоминающиеся, как известно, в исполнении Дивы Плавалагуны)… Кстати, о Диве… Вы знаете, что в фильме её сыграла Майвенн, вторая жена Люка Бессона (пела, правда, не она, а Инва Мула), а исполнительница главной роли в фильме стала третьей супругой любвеобильного режиссёра? Мила Йовович в середине девяностых была действительно мила. И немногословна! Как оказалось, последнее было не менее важным фактором, чем внешние данные, которые вдобавок без стеснения выставлялись напоказ. И, естественно, доставляли немало радости зрителям.

Постер к фильму "Пятый элемент"
Постер к фильму "Пятый элемент"

В девяностые Бессона было ещё не так много, как в двухтысячные. Всего пять фильмов снято в качестве режиссёра, из них один документальный. «Никита», «Леон», «Пятый элемент», «Жанна д’Арк» – это классика мирового кинематографа. Во всех четырёх потрясающие образы прекрасных сильных женщин, противостоящих всему миру. В двух последних они ещё и по совместительству спасительницы этого самого мира. Но мне больше по душе обаятельная Адель из «Необычайных приключений Адель» (2010) в исполнении невероятно, сногсшибательно привлекательной в то время Луиз Бургуан. Избавившись (как выяснилось, не навсегда) от минипутского наваждения, месье Бессон вновь удивил. Вот как можно из сумасшедше нереальной истории, приправленной труднопонимаемым чёрным юмором и асилумовскими спецэффектами, сделать нечто смотрибельное? А я, признаюсь, смотрел эту сказку три раза. О чём не жалею. Может, даже и в четвёртый раз как-нибудь посмотрю.

Постер к фильму "Необычайные приключения Адель"
Постер к фильму "Необычайные приключения Адель"

Режиссёр и не только

В двухтысячные таланты Бессона раскрылись во всей красе. Может, даже слишком. Мне кажется, слишком. Слишком много повторов. Скажем, посмотревший хоть раз «Леона», «Никиту» или «Пятый элемент» без труда вспомнит основных героев, важнейшие эпизоды. Даже какие-то детали, мизансцены. Но чем отличается, например, «Такси-2» от «Такси-3», «Такси-4», Такси-666»? С разбегу получится найти ответ? Что, «Такси-666» не смотрели? Ах, да! Его ещё не сняли! Простите! А сколько «Перевозчиков» со Стейтемом? «Заложниц» с Л.Ниссоном? Разрушенных до основания «13-х районов»?

Кадр из фильма "Такси" (1998). Продюсер и сценарист Люк Бессон
Кадр из фильма "Такси" (1998). Продюсер и сценарист Люк Бессон

Мне кажется, всё творчество Люка Бессона – нескончаемый кинокомикс. Яркие картинки, минимум диалогов, гротеск, абсурдность происходящего, быстрая смена событий – словно журнал с комиксами читаешь. А вы любите комиксы? Я – не очень. Хотя их киноадаптации за динамичность и доведённую до гиперболы условность порой смотрю с удовольствием. Наверное, что-то вроде этого ищу и нахожу в фильмах Люка Бессона.

Догмен (2023). Что это было?

В последние годы Люк Бессон нечасто радует своих поклонников. Неоднозначно встречен самый дорогой европейский фильм «Валериан и город планет». Многих российских почитателей таланта Бессона неприятно удивил шпионский триллер «Анна», полный ошибок в изображении России. Ошибки свои автор позднее признал. Хотя не признал обвинения в сексуальных домогательствах, выдвинутые четырьмя женщинами. Впрочем, эта скандальная история меня, если честно, мало интересует. Хотя, наверное, накладывает отпечаток на мировосприятие и творчество режиссёра.

Итак, «Догмен».

Постер к фильму с иероглифами
Постер к фильму с иероглифами

Год производства: 2023.

Страна: Франция.

Премьера в России: 25 января 2024 года.

Слоган: «В этом мире можно доверять только собакам»

В главных ролях: Калеб Лэндри Джонс, Джоджо Т. Гиббс

Автор сценария и режиссёр: Люк Бессон

Что понравилось?

Драматизм, проблематика, эмоциональность.

Что не понравилось?

Звук, главные герои, собаки.

Да, корни всех наших проблем в детских травмах. Психологи знают. Но пока не могут помешать.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Мать бросает семью ради собственного благополучия. Брат тоже предаёт. Отец превращает жизнь в ад. Любимая девушка выбирает карьеру и более красивого и здорового. Правосудие слепо. Всё как обычно. Лишь собаки искренне любят. Да ещё мужиковатая афромать-одиночка с кучей собственных проблем проявляет сочувствие. Хотя что она может проявлять, кроме сочувствия? Как по мне, самый неудачный каст во всей фильмографии Бессона. Наверное, не чувство прекрасного ему изменило. Скорее удача, точнее отсутствие доверия. Были или не были изнасилования, но на себе никто проверять не хочет. В последние годы – точно. Раньше и несовершеннолетних дочек для сомнительных ролей отдавали с лёгкостью. Нравы были другие? Или Люк Бессон моложе и представительнее?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Ну, ладно. Хватит о грустном. Хотя, конечно, грустного, даже трагического, в фильме на десяток-другой сериалов. Жестокости, насилия, несправедливости тоже достаточно.

Что не так с собаками? Ну, уж слишком породистые для бездомных! Они, что, все стерилизованные? А если нет, то где их беспородное потомство?

Сразу вспомнился старый фильм об ограблении с помощью собак банка. Давно смотрел. Кажется, назывался «Банда доберманов». Доберманами управляли с помощью ультразвуковых команд, подаваемых неким свистком. Бред, конечно, полный. Чтобы издать нужный звук, надо его для начала услышать самому. Бетховен мог сочинять музыку, когда оглох, но если бы он был глух от рождения, то вряд ли написал бы хоть что-то мелодичное.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Догмен разговаривает с собаками, и они его понимают. Условность кинокомикса такое допускает. На этой условности многое в сюжете фильма строится. Мне, конечно, не нравится та условная предопределённость, согласно которой в мире нормальных людей правильная эмоциональная реакция на чужую беду невозможна. Ну, с небольшой оговоркой, что ЛГБТ-сообщество наиболее толерантно. После собак, конечно. За собаками и трансами будущее! Одни стерилизованы и не плодятся. Другие не стерилизованы, но тоже не плодятся. Светлое такое будущее. Детки в клетке.

Рекомендую ли я кому-нибудь данный фильм?

Однозначно не рекомендую детям: гиперболизированная натуралистичность сцен насилия подтверждает его возрастной рейтинг 18+.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Вторая ГГ тоже не слишком привлекательна. Так что не стоит ожидать, что желающие ею полюбоваться прильнут к экранам, как при виде других бессоновских кинокрасавиц.

В общем, если вас не смущает такая мелочь, как отсутствие эстетического удовольствия или, наоборот, наличие сцен насилия, смотрите смело. Всем остальным гарантировано отвращение. Кино не для всех. Беспросветно тяжёлое, удручающе мрачное. Надеюсь, у месье Бессона совесть чиста и он сможет собраться и создать что-нибудь не менее легендарное, чем «Леон» или «Голубая бездна», что-нибудь не менее яркое, чем «Пятый элемент» или «Необычайные приключения Адель». Ну, или хотя бы запустит очередную популярную франшизу вроде «Такси» или «Перевозчика».

Приятного просмотра!