Найти тему
BFM.ru

У хуситов в районе Красного моря новая тактика. Как далеко она заведет?

Китай через Иран пытается повлиять на хуситов, которые атакуют суда в Красном море. По данным западных СМИ, ранее с соответствующей просьбой к Пекину неоднократно обращались американцы. Сами хуситы начали обстреливать танкеры. Нефть на этих новостях умеренно растет, но паники на рынке нет. Зато есть поводы для беспокойства у кондитеров

   EPA/ТАСС
EPA/ТАСС

Проблема нападений на торговые суда в Красном море обсуждалась на переговорах в Пекине и Тегеране, передает Reuters. Состоялись несколько встреч, подробности неизвестны. Ранее Financial Times сообщала, что США несколько раз обращались с просьбами к Пекину повлиять на Тегеран в вопросе сдерживания хуситов, которых, как считается, поддерживает Иран. Правда, по сведениям издания, никакой поддержки от Китая американцы не получили. МИД КНР не подтвердил, но и не опроверг оказание давления на Иран из-за проблем с судоходством в Красном море. При этом представитель ведомства заметил, что китайская сторона «готова к сотрудничеству для смягчения ситуации».

По сведениям Financial Times, китайские корабли в Красном море хуситы не атакуют. Поэтому транспортные компании из КНР воспользовались ситуацией и перенаправили туда свои суда, чтобы перехватить контракты по доставке грузов. Издание приводит названия сразу нескольких китайских компаний, которые теперь активно работают на Ближнем Востоке. Официальных комментариев КНР пока нет. Но все это очень похоже на правду. Продолжает эксперт финансового рынка Андрей Бархота:

-2

Андрей Бархота эксперт финансового рынка «Знаменитая китайская поговорка — «сидеть на берегу и ждать, когда проплывет труп твоего врага». В этом отношении китайская мудрость тоже действует: пока будет продолжаться конфликт, мы попробуем извлечь экономические выгоды, то есть будем перехватывать логистические маршруты. При этом китайцы отлично понимают, что быстрого консенсуса с Ираном и, соответственно, с хуситами достичь не удастся. А если все-таки будет найдено мирное решение, китайские компании, китайские судовладельцы, фрахтовые компании уже будут на этом рынке и будут занимать солидную долю. Так просто они оттуда не уйдут. Поэтому здесь стратегия win-win».

Сами хуситы перешли к новой тактике. Если раньше они атаковали в основном контейнеровозы, то теперь стали обстреливать и танкеры. Так, агентство Bloomberg сообщило, что у берегов Йемена был обстрелян индийский танкер под панамским флагом, который, предположительно, вез российскую нефть. По сведениям британской компании Ambrey, которая занимается вопросами морской безопасности, выпущенная хуситами ракета взорвалась примерно в миле от корабля. Танкер при этом не пострадал.

О текущей ситуации с коммерческими судами в Красном море рассказывает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

-3

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Хуситы внимательно смотрят, по кому они бьют, поэтому говорить, что они атакуют всех подряд, неправильно. Мы же видели, что они изначально наносили удары по судам, которые как-то связаны с Израилем. А теперь они начинают, видимо, расширять количество своих целей и бьют еще и по союзникам Израиля или по тем судам, которые считаются таковыми. Когда мы говорим об атаках на нефтяные танкеры, раньше их не происходило. Раньше в основном атаковались контейнеровозы. А атаки по танкерам начались тогда, когда США и Великобритания стали атаковать ракетами самих хуситов. Они вообще-то объявляли, что если кто-то предоставит хотя бы свое воздушное пространство для нанесения ударов, они будут воспринимать это как объявление войны».

Доставка грузов в обход Красного моря уже негативно повлияла на ряд отраслей, в первую очередь на пищевую. Раньше предупреждали о росте цен на кофе, теперь говорят о «пугающих» ценах на шоколад. Как заявили в Международной ассоциации какао, стоимость изначально дорогих какао-бобов, из которых делают шоколад, взлетит еще выше из-за обстрелов хуситами торговых судов.

Но любителям шоколада пока можно не волноваться. Он, скорее всего, подорожает, но не прямо сейчас. Продолжает президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев:

-4

Виталий Муравьев президент кондитерской фабрики «Победа» «Отдельные африканские производители, не Гана, не Кот-д'Ивуар и не Нигерия, кто не на Западном побережье, продают физически какао-бобы уже дешевле, чем биржа, и на 15%, и на 20%. Это говорит о том, что та цена, которая сформировалась, для стран — производителей какао уже шикарная, их все устраивает, они готовы даже дешевле продавать. На 2024 год основные игроки уже законтрактовали какао где-то по 3,5 тысячи фунтов за тонну. По мере 2024 года у всех игроков начнут приходить партии какао, законтрактованные по новым биржевым ценам».

Нефтяники пока не спешат отказываться от маршрута через Красное море. В частности, Saudi Aramco заявила, что продолжает использовать его для доставки продукции, хотя обстрелы кораблей хуситами уже привели к росту стоимости перевозки. Но мировой рынок нефти не очень впечатлен, ралли не наблюдается. Смесь Brent, правда, преодолела отметку в 82 доллара, но дальше дело пока не пошло. Возможно, все еще впереди.

Из-за атак хуситов немецкий оператор круизных туров AIDA Cruises отменил все рейсы через Красное море и Суэцкий канал. Всего будут аннулированы более 9 тысяч билетов, сообщает газета Bild (сайт заблокирован в РФ).