После распада СССР многие российские города и сёла остались без железнодорожного сообщения. Ленинградская, Белгородская, Курская, Новгородская, Тульская, и в особенности - Тверская области могут похвастаться обилием железнодорожных линий, где пассажирское сообщение существует хорошо если пару раз в неделю, а то и вовсе отсутствует. По идее, об этом, а не о погрязшей в неправильных ценностях Европе нужно кричать в различных телевизионных передачах; по идее, Соловьёв должен поливать грязью не США, а региональных чиновников, ничего не предпринимающих для возобновления ЖД сообщения, без которого вымирают малые города и сёла, о существовании которы вы даже не подозреваете... Но видимо, для поднятия рейтинга лучше заявить о строительсве ЖД через новые территории (что само по себе - замечательно), чем, к примеру, о возобновлении ежедневного поезд Москва - Санкт Петербург через Сонково и Будогощь. Кстати, об этом направлении я рассказывал ранее:
Но поговорим мы сегодня всё-таки о хорошем: о единственном местном поезде, который до сих пор курсирует между Москвой и Рыбинском вопреки сидящим в высоких кабинетах менеджерам (точнее - манагерам) российских железных дорог. Вдобавок ко всему, этот поезд ещё и ненадолго вернулся на Савёловский вокзал - свою историческую родину!
В советское время с Савёловского вокзала отправлялись несколько дальних поездов, среди которых был и наш герой Москва - Рыбинск. Через Савёлово, Калязин, Углич и Сонково он выходил на линию Бологое - Ярославль и уже по ней катился до Рыбинска. В 1990-е годы все поезда с Савёловского вокзала были отменены или перенесены на другие вокзалы, а Рыбинск стал отправляться с Белорусского, и таким образом Савёловский вокзал на долгое время стал чисто "электричковым".
В 2021-м в Москве открылся Восточный вокзал... А точнее, не вокзал, а стеклянный ящик - вот как его следовало бы назвать. И наш Рыбинск начал отправляться уже с него, попадая на Савёловское направление по соединительной ветви Бескудниково - Владыкино. Но зимой 2023-го эта ветвь была временно закрыта из-за строительства путепровода, и тут - о, чудо! Пассажирский поезд Москва - Рыбинск на протяжении почти месяца отправлялся с Савёловского вокзала, как в старые добрые времена!
А раз Савёловский вокзал вновь обрёл пассажирские поезда, пускай и ненадолго, значит, пора вставать с дивана и ехать на место событий! Но сначала подпишитесь на телеграм-канал "Всё, что движется", пожалуйста. Я и несколько других транспортных авторов дублируем туда свои публикации, чтобы вы не потеряли нас в привередливой ленте Дзена.
Итак, 5 февраля 2023 года я отправился на живописный перегон Савёловского направления Лобня - Катуар, где в подмосковном лесу по сей день стоят красивые советские металлические опоры. Платформа Луговая - на выход! Полчасика пешком по заснеженной тропинке, и вот она - выемка! Первая фотография не заставила себя долго ждать.
Немного погодя ловлю ползущий в направлении Дмитрова грустненький "трёхкомнатный" ВЛ11, который, видимо, участвовал в конкурсе Московской дирекции тяги на самый грязный локомотив...
Очень скоро меня порадовала ЭД4М в окраске ЦППК, ведь обычно я пользуюсь МЦД-2, где ЭД4М не эксплуатируются... Так что для меня такой поезд в определённой степени является диковиной.
А вот и то, ради чего я приехал в этот замечательный подмосковный лес - старая "Машка" 2М62-0661, которая интересна своим круглым метельником и круглыми фарами, тепловозов с такой внешностью осталось мало. Построен данный пепелац в 1982 году, а на Савёловское направление был командирован для вождения сборных поездов... Но какое отношение всё это имеет к поезду Москва - Рыбинск?!
На обратном пути к платформе Луговая был сфотографирован ЭП2Д, выползающий из зимнего леса... Как же чудесно, что такие места всё ещё есть в Подмосковье!
А навстречу ему - грузовой с ещё одним грязным ВЛ11, но зато данная машина оказалась, как и "Машка", ранних номеров, на что указывают скруглённые лобовые окна. У более поздних ВЛ11 окна скруглений не имеют.
Неподалёку от переезда была поймана слегка замызганная ЭП2Д, которая ехала из Савёлово в Москву, и это отличный повод показать вам из этого же места фотографию, сделанную в 2013 году!
... правда, сделана старая фотография в обратном направлении. Скучаете по зелёным электричкам на МЦД-1?
Но вернёмся к поезду Москва - Рыбинск! И к тепловозу 2М62-0661. Какая же между ними связь? Дело в том, что поезд-то приезжает в Москву утром по понедельникам, а в Рыбинск уезжает вечером по пятницам... Не занимать же холодному составу драгоценный путь на Савёловском вокзале! Так что прибывший состав увозили в Бескудниково, где он ждал несколько дней своего отправления, а потом возвращали обратно - вот для этих целей и использовался тепловоз "Машка". Одну из таких "Загонок" я снял 17.02.2023 неподалёку от станции метро Тимирязевская рядом с Дмитровским шоссе. Фото получилось очень шумным и некачественным, что неудивительно для моей тогдашней слабенькой камеры в условиях полного отсутствия освещения.
...но год спустя я узнал о программе DxO, раздавил в ней все шумы, после чего смог ещё и сделать фотографию более светлой и насыщенной по цветам. Вроде вышло неплохо! Как вам?
Сделав фото на перегоне, я прыгнул на Дмитровском шоссе в автобус, доехал до Савёловского вокзала и сфотографировал Машку с составом уже в свете фонарей... Просто вдумайтесь: больше 20 лет назад последний пассажирский поезд уехал с Савёловского, и неизвестно, когда появится здесь в следующий раз! Если вообще РЖД не отменят этот несчастный Рыбинский поезд!
А вот в дебри Савёловской глухомани поезд отправится с тепловозом ТЭП70 Октябрьской железной дороги. Но даже этот ТЭП70 оказался не простым, а так называемым "вертикальнобуферным"... Вон, видите, у него красные огоньки расположены в аккурат под фарами, как и положено тепловозам ТЭП70 ранних номеров. Жаль, правда, что "Тапок" раннего выпуска покрашен в корпоративные цвета РЖД, которые ему совершенно не идут, как, собственно, и Машке. Кстати, на действительно красивые ТЭП70 вы можете посмотреть в моей статье 2021 года.
30 июня 2023 года Рыбинский поезд уже вовсю ходил с Восточного вокзала, но я всё-таки отправился его фотографировать на открытую после постройки путепровода соединительную ветвь Владыкино - Бескудниково. Погодка стояла не очень лётная: низкая тяжёлая облачность, мелкий дождь, а строительная площадка, через которую мы с Владом вынуждены были пробираться к месту съёмки, представляла собой песок и глину, смешанные с водой... Хорошо, что я был в сандалиях, и смог проигнорировать подобную неприятность. Но первым делом сфотографирован был не "Рыбинск", а старинный и редкий гусеничный кран! Ни то Takraf RDK-250.2 из ГДР, ни то советский РДК-250, чёрт его разберёт! Может, вы знаете?
И ещё один неизвестный кран, на этот раз башенный. Подозреваю, что тоже нечто старое и советское, если есть эксперты - попрошу вас дать пояснения.
А вот и поезд Москва - Рыбинск! В летнее время он вырастает с четырёх вагонов до десяти и более, все они окрашены в корпоративные цвета РЖД, как и тянущий это хозяйство ТЭП70БС-0299 Октябрьской дирекции тяги... А вот и новенький путепровод, из-за которого и был весь сыр-бор с переносом "Рыбинска" на Савёловский вокзал зимой 2023 года! Под ним пройдёт очередная собянинская хорда. Естественно, фотография получилась тёмной и шумной, но нажатием пары кнопок в программе DxO она превратилась в это:
Поезд Москва - Рыбинск ходит по сей день, и это самое настоящее чудо! Какое количество подобных региональных поездов было отменено по всей России, какое количество небольших населённых пунктов с железной дорогой остались без железнодорожного сообщения, включая расположенные между двумя столицами Москвой и Петербургом Тверские, Вологодские и Новгородские глухомани - хотелось бы и вовсе не вспоминать, да только нельзя забывать об этой пакости, устроенной как перевозчиком так и региональными властями.
Рыбинский же поезд, как мне кажется, существует вопреки всему, и я надеюсь, что в прекрасной России будущего он потеряет свою уникальность, так как вместе с ним по всяким глухоманям снова начнут курсировать региональные поезда. Ведь если что-то советское в современной России и следует возродить, то такие поезда совершенно точно входят в этот список.
Пожалуйста, поддержите работу моего канала небольшим ежемесячным платежом на Бусти или любым другим удобным способом, если у вас есть желание и возможность.
До скорого!
Видео по сюжету этой статьи со всеми поездами - смотрите здесь.