Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Бану Хашим: чем известна семья пророка Мухаммеда и как они стали королями?

Бану Хашим изначально были кланом в домусульманской Мекке, к которому принадлежала семья пророка Мухаммеда. Но сейчас так называют обычно лишь его собственных потомков, особенно по линии дочери Фатимы. Самые видные из них используют фамилию аль-Хашими и стали королевскими династиями, что правили и правят в тех или иных мусульманских странах.

Еще до ислама оседлые и кочевые арабы идентифицировали себя сначала по племени, затем по клану внутри племени, затем по семье внутри клана. При этом, существовало две основных группы племен: аднаниты – северные арабы и кахтаниты – южные.

Бедуинское племя бану Кинан в начале 5-го века кочевало в окрестностях Мекки и по своему происхождению относилось к аднанитам. Курайшиты были одним из подразделений кинанитов, которое отделилось от своих собратьев и захватило священный город, принадлежавший тогда йеменцам. В качестве хранителей святилища Каабы они назначили одну из своих наиболее влиятельных семей бану Хашим.

Ее основателем стал Амр аль-Ула, прадед пророка Мухаммеда, который получил прозвище Хашим. Оно переводится то ли, как «измельчитель», то ли, как «спаситель голодающих» – это человек был ответственным за питание паломников. Хашим и его брат Абд Шамс родились сиамскими близнецами – палец ноги одного из них был прикреплен ко лбу другого.

-2

Но отец разрубил их мечом, что было воспринято, как плохое предзнаменование. И действительно, потомки братьев всегда враждовали. Причиной стал спор из-за наследства и контроля за святилищем. В итоге, часть семьи получила право заниматься попечением паломников, а другая сохранила ключи от Каабы.

Хашим, по всей видимости, оказался первым, кто решил воспользоваться особым положением Мекки. Город располагался посреди сухой долины, где земледелие было невозможным. Однако, священный статус защищал его от войн, а центральное положение сулило прибыль от торговли. Прадед Мухаммеда начал отправлять в Сирию ежегодные торговые караваны, и вскоре к его начинанию присоединились все курайшиты.

Поскольку отец пророка ушел из жизни рано, его воспитанием занялся дед Абд аль-Мутталиб, на тот момент являвшийся лидером семьи бану Хашим. Но затем и старик умер, и руководство кланом перешло к его сыну Абу Талибу, дяде Мухаммеда, который тоже взял его к себе в дом.

В это время экономические позиции рода ослабли. Мухаммед, напротив, из-за своих коммерческих талантов и удачного брака сильно разбогател. И уже он взял на попечение одного из двоюродных братьев. Тогда предводители кланов других курайшитов обратились к Абу Талибу с просьбой либо лишить племянника своего покровительства, либо запретить ему проповедовать новую религию. Лидер бану Хашим отказался принять это требование и заручился поддержкой своей семьи.

-3

Но затем Абу Джахль, главный противник пророка в самом начале его служения, убедил большинство мекканской элиты прекратить деловые отношения с хашимитами и не вступать с ними в браки. Бойкот продолжался около двух лет, некоторые из курайшитов перебежали на другую сторону, а затем он был отменен, потому что люди устали от этого.

Когда и Абу Талиба не стало, лидерство в клане перешло к Абу Лахабу, еще одному дяде пророка. В отличие от остальных родственников, он был ярым противником новой веры. Когда Мухаммед заявил, что его дед находится в аду, это позволило хашимитам отказаться от его защиты без потери чести. И в результате мусульмане были вынуждены переселиться в Медину.

Только через много лет они вернулись домой, и глава уммы примирился с близкими, которые согласились перейти в ислам. Однако, после его смерти хашимиты отказались признать Абу Бакра халифом и лишили его и его дочь Аишу, жену Мухаммеда, возможности присутствовать на похоронах.

-4

Начиная с 8-го столетия принадлежность к клану бану Хашим стала считаться признаком высокого рода. На этом основании многие правящие династии сумели узаконить свое положение. К их числу относятся Аббасиды, Фатимиды Египта и та ветвь Хашимитов, которая утвердилась в качестве шерифов Хиджаза. Последние в дальнейшем стали королями Ирака и Сирии, а в Иордании правят и по сей день.