Найти тему
За впечатлениями!

Фильм-провокация. Впервые в жизни я досмотрела до конца "Мастера и Маргариту"

Это та постановка, после которой хочется читать "Мастера и Маргариту", идти в театр на "Мастера и Маргариту", смотреть других "Мастеров и Маргарит". И сравнивать. И искать новые смыслы, нюансы и грани.

Да, этот фильм - безусловная провокация. Создать не соответствующую первоисточнику экранизацию романа, который читали все, но у которого до сих пор нет ни одной устраивающей всех киноверсии. Это безусловный, даже если не преднамеренный, вызов и поклонникам романа, и в чём-то самому автору, которого нахально и смело переигрывает команда Михаила Локшина.

И на эту провокацию поддаёшься. Скажем, я ни разу в жизни не досмотрела ни одну из экранизаций "Мастера и Маргариты" до конца. Большинство синопсисов к ним не возбуждают желания даже начинать смотреть. А более-менее адекватный сериал Владимира Бортко тяжеловесен, в нем не чувствуешь атмосферы булгаковского романа-феерии. Скрупулезная копия - да. Почерк, ощущения - нет.

Сюжет

В чём-то дословный по Булгакову, в чём-то фантазийный - о Булгакове. Мастер в кино - это сам Михаил Афанасьевич. Маргарита Николаевна - живая, впечатлительная, порывистая его современница, с которой он знакомится на первомайской демонстрации. А в руках ее те самые желтые цветы.

Если коротко - сюжет о любви писателя и Маргариты, читающей роман того, кого она назвала Мастером. 

Если подробнее - то это вариация по мотивам знаменитой фантасмагории. В ней есть все - и Пилат с Иешуа, и Воланд с Фридой, и оторванные головы, и примус, и москвичи, которых испортил квартирный вопрос, и сама Москва, нереальная в своей альтернативности, и чистый спирт.

Сюжет изящно переплетает Булгакова и героев его романа. Все персонажи его произведения, даже Воланд, кочуют на страницы книги из его реальной жизни, где приходятся Мастеру знакомыми, и коллегами, и недругами. Ими он и вдохновляется для создания образов в романе.

И абсолютно понятно, почему в итоге фильм не назвали, как собирались изначально, "Воланд". Это кино не про Воланда, не про Мастера и не про Маргариту. Оно про роман. Роман "Мастер и Маргарита" и есть главный герой фильма "Мастер и Маргарита". В течение 2.5 часов экранного времени он рождается, живет, умирает и, можно, сказать, воскресает, как один из его главных героев.

К слову, 2,5 часа пролетают магически незаметно.

Актеры и роли

Мастер

Евгений Цыганов. Интеллигентный, невозмутимый, с выразительным взглядом, играющий полутонами в мимике, которая за две секунды отражает гамму эмоций - от изумления и насмешки до презрения и безразличия. Как это было в момент, когда на заседании Массолита препарировали его роман, осуждая за идеологические несоответствия генеральной линии партии. 

Мастер трогательный в неловкости, когда Маргарита впервые приходит к нему в гости, чуть вальяжный в своей востребованности, пока еще его роман обласкан, принят и готовится к премьерному показу. Философски-обреченный и даже физически не очень похожий на себя при лунном свете, он сидит в темноте на полу в сумасшедшем доме у кровати Бездомного. Я ничего не понимаю в актерской игре и моя оценка - это такое себе, но в моих глазах Цыганов идеально соответствует образу персонажа.

Маргарита

Её играет жена Евгения Цыганова Юлия Снигирь. И в фильме им остается не играть любовь, а просто ее показывать. Она во взглядах, в прикосновениях, жестах, естественная, прожитая, живая. И сама Маргарита такая. Одновременно лёгкая, без пафоса и дерзкая, смелая. Снигирь в одном из интервью сказала: "Мою Маргариту будут ругать за всё". Те, кто будет ругать, в следующей экранизации получат Сашу Бортич в этой роли, так и знайте)

Воланд 

Хорош, чёрт!)

Его играет немецкий актер Аугуст Диль. Немец прекрасен. И даже не в соответствии с русской генетической памятью, в которой, уже больше 80 лет немцы ассоциируются с адским злом. Он просто божественно (в противовес своей инфернальной роли) играет. Магнетического обаяния человек. Взгляд бездонный, лицо резкое, акцент колоритный и настоящий. Актер переключает эмоции как по щелчку пальца, непроницаемая серьезность в одно мгновенье сменяется гомерическим хохотом, ироничная усмешка - нарочито невинным выражением лица. Его глаза говорящие, мимика выразительная, сцены с Воландом хочется ставить на перемотку и снова наблюдать за этой нечеловеческой (а с чего бы по-другому?) сменой масок. 

И ещё

Ладно главные герои. Но второстепенные персонажи! Шиииикарный, невероятный Степа Лиходеев (Марат Башаров), боже, эта сцена пробуждения с похмелья. Эти трясущиеся руки и вся скорбь еврейского народа во взгляде. И это тотальное просветление и возрождение при виде пейсярика и сосисок)) Наслаждение в каждом кадре! 

Есть в фильме и "кастрированные" герои. И первый из них - Бегемот, даром что кот. В этой постановке, я бы сказала, не кот Кеша играет кота Бегемота, а кот Бегемот - кота Кешу. Не помогает даже озвучка Юры Борисова. Здоровенный черный мейн-кун очарователен и уж точно лучше нелепого чучела в этой роли у Бортко, но не исчадие ада. Обычный классный кот, в конце фильма словивший свои 10 секунд славы, спалив к чертям Москву.

Свита у Воланда вообще не поражает воображение, если честно. Тот же Коровьев. Юрий Колокольников исполнил больше хоаккинфениксового Джокера, чем Коровьева. Клоунский костюм, характерный смех. Коровьев? Саркастичная умная нечисть? Не нашла. Про Азазелло и сказать нечего. Мелькнул, кажется, чисто чтобы было, для галочки.

Самый заметный персонаж из свиты Мессира - это Гелла (Полина Ауг). Ее роль, как и прочих собратьев из окружения Воланда, маленькая, но благодаря в чем-то инопланетной внешности она притягивает внимание.

Также в касте - Алексей Гуськов, Игорь Верник, Леонид Ярмольник, Александр Яценко, Евгений Князев и другие прекрасные актеры.

Атмосфера

Неформальный а-бронзовый Воланд задает тон общему характеру картины. В ней чувствуется лёгкость, даже какая-то буйность. Если сравнить этот фильм с постановкой Бортко почти 20-летней давности, то вторая тяжелая и монументальная, как Дворец Советов из первой. Там все какие-то пафосные, театрально переигрывающие. 

Кстати, сам Бортко так сказал о нынешней экранизации.

"Я смотреть не собираюсь. Как отношусь к новым переосмыслениям произведения? Ну а что, запретить, что ли? Люди хотят снимать и снимают. Наверное, кушать хотят". (С)

Ах Владимир Владимирович, Владимир Владимирович)

В нынешней экранизации "Мастера и Маргариты" никакого разрыва аорты и народноартисточьей грузности. Никто не играет в мастодонтов, никого не парализует священнный экстаз от сопричастности с великим.

Получается выразительно и ярко. И хоть по содержанию фильм, опускающий множество деталей, не может догнать книгу-оригинал, по атмосфере он делает отличную попытку.

Визуал

Картинка - это то, что в новом "Мастере и Маргарите" хвалят единодушнее всего. Она действительно роскошная и достойна большого экрана. Начиная от теплых фильтров, отсылающих к более раннему периоду кинематографа, и заканчивая ласкающим глаз сиянием, как в диснеевских сказках, вокруг прозрачной, летящей над ночной Москвой Маргаритой. 

Красива монументальная сталинская Москва, красива столица в тихих переулках, невероятна она в огне. Впечатляющ и масштабен Ершалаим, эффектен и атмосферен бал Сатаны.

Вообще неудивительно: предыдущий фильм режиссера Михаила Локшина - "Серебряные коньки". И это тоже картина, про которую на выдохе говоришь: "Красиво". Что характерно, других полнометражных работ у этого Мастера нет. 

Две из двух. 

Я в восхищении.

P.S.

После двух дней проката "Мастер и Маргарита" завоевал на Кинопоиске 8.0 баллов зрительского одобрения. Любопытное развитие событий, учитывая количество хейта, взрывавшего интернет еще неделю назад)