Найти тему
Книжный класс

Легкий-легкий русский язык и другие предметы

Народного учителя СССР Виктора Федоровича Шаталова (1927-2020) в середине 80-х знал весь Советский Союз. Его эмоциональные встречи в Концертной студии «Останкино» собирали у экранов телевизоров целые семьи и школьные коллективы, которые горячо приветствовали усиление творческого начала и самостоятельности в деятельности учителя, проводимые в жизнь автором новой методики. В 90-е уже не было повального ажиотажа, но педагог-новатор продолжал преподавать, развивать свое направление, и в 2000 году в Москве было открыто учебное заведение дополнительного образования – «Школа-студия Шаталова», где и сейчас работают его ученики и последователи.

Шаталов Виктор Федорович
Шаталов Виктор Федорович

Создатель методики настаивал на том, что в системе взаимодействия «учитель — школьник» слова учителя должны обретать форму, максимально адаптированную для восприятия учащимися. Такой формой стала так называемая опорная схема (ОС) – закодированная в виде знаков, символов, образов информация урока. И вскоре возник массовый запрос: вот если бы удалось сделать универсальный вариант ОС – разумеется, не для всех предметов вообще, но для каждого в отдельности: математики, русского языка и т.д.

Но в этом-то и крылась главная проблема! Универсализация, то есть ориентация на использование опорных схем, данных учителю в готовом виде, вошла в противоречие с приоритетом творческого подхода и индивидуальной самостоятельности. Как вариант: для успешной педагогической деятельности любого предметника потребовалась не только высокая дидактическая подготовка, не только теоретическое изучение предмета внедрения, но и адаптация до уровня собственной методики.

фото из книги Легасова О.Г. Сборник опорных конспектов по русскому языку для 5-11 классов с пояснениями. (изд-во "Школа Шаталова")
фото из книги Легасова О.Г. Сборник опорных конспектов по русскому языку для 5-11 классов с пояснениями. (изд-во "Школа Шаталова")

Проще говоря, практика показала, что эффективно применять знаменитые опорные схемы может только тот учитель, который сам их и составляет. Учителя не понимают и даже отрицают чужие ОС, поскольку закодированное и символическое выражение информации сугубо индивидуально. Ведь в ОС кодируется материал именно этого урока, объяснения именно этого учителя и учитываются индивидуальные особенности именно этих учащихся. Не схема определяет содержание урока, а содержание урока определяет схему.

фото из книги Легасова О.Г. Сборник опорных конспектов по русскому языку для 5-11 классов с пояснениями. (изд-во "Школа Шаталова")
фото из книги Легасова О.Г. Сборник опорных конспектов по русскому языку для 5-11 классов с пояснениями. (изд-во "Школа Шаталова")

Ну что, на методике – крест?! Нет, конечно! Как пел любимый бард из тех же восьмидесятых: «причина твоя не кручина, а только ступень для тебя»! Ни в коем случае не стоило и не стоит опускать руки! «Школа-студия Шаталова» потому и существует, что в ней продолжается поиск, анализ и взаимообмен наилучших форм кодирования и расшифровки, «архивирования» и наглядности учебного материала. Самые деятельные, самые талантливые и самоотверженные педагоги продолжают собирать, формировать и совершенствовать свой практический опыт, а также делиться им с широкой аудиторией.

Ярким примером может служить учебное пособие Ольги Геннадьевны Легасовой «Такой простой русский язык».

Легасова Ольга Геннадьевна
Легасова Ольга Геннадьевна

Практический опыт автора – свыше сорока лет педагогической деятельности в системе среднего и высшего образования – собран и закреплен в 60 опорных конспектах (схемах с комментариями и примерами). Издание может послужить как школьному учителю, так и вузовскому преподавателю, а более всего – репетитору на любой стадии параллельного курса. Репетиторство - очень важная часть образования. Вроде бы «вторичная», но именно в ней перед преподавателем стоит наиболее сложная задача, почти всегда неординарная и каждый раз неожиданная: выявить и заполнить старые пробелы в знаниях ученика, исправить неизвестно кем и когда допущенные ошибки, зачастую еще и преодолеть личную неприязнь ученика к предмету, которым ну никак не получается овладеть, и так далее, и тому подобное… И почти всегда приходится начинать не с начала, не с теории, но буквально «на ходу», когда завтра-послезавтра надо сдавать экзамен, а несчастный выпускник и его родители не знают, за что хвататься! За состав предложений и пунктуацию? За причастия или деепричастия? За «не» слитно или «не» раздельно? За чередования «кас»-«кос», «гар»-«гор»? А может, вообще за «жи»-«ши» и «ча»-«ща»?

фото из книги Легасова О.Г. Сборник опорных конспектов по русскому языку для 5-11 классов с пояснениями. (изд-во "Школа Шаталова")
фото из книги Легасова О.Г. Сборник опорных конспектов по русскому языку для 5-11 классов с пояснениями. (изд-во "Школа Шаталова")

Хвататься же, как всегда, надо за хорошую книжку от хорошего, талантливого, а главное, очень доброжелательного автора. Человеческие качества играют далеко не последнюю роль, и каковы они – это чувствуется даже в самых прагматичных и схематичных дидактических материалах. Время до конца учебного года еще есть, не упустите счастливую возможность!

фото издательства "Школа Шаталова"
фото издательства "Школа Шаталова"

Легасова О.Г. Сборник опорных конспектов по русскому языку для 5-11 классов с пояснениями. – Москва: «Школа Шаталова», 2021. – 144 с., схемы.

-8
-9

Книги по теме:

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.