Народного учителя СССР Виктора Федоровича Шаталова (1927-2020) в середине 80-х знал весь Советский Союз. Его эмоциональные встречи в Концертной студии «Останкино» собирали у экранов телевизоров целые семьи и школьные коллективы, которые горячо приветствовали усиление творческого начала и самостоятельности в деятельности учителя, проводимые в жизнь автором новой методики. В 90-е уже не было повального ажиотажа, но педагог-новатор продолжал преподавать, развивать свое направление, и в 2000 году в Москве было открыто учебное заведение дополнительного образования – «Школа-студия Шаталова», где и сейчас работают его ученики и последователи.
Создатель методики настаивал на том, что в системе взаимодействия «учитель — школьник» слова учителя должны обретать форму, максимально адаптированную для восприятия учащимися. Такой формой стала так называемая опорная схема (ОС) – закодированная в виде знаков, символов, образов информация урока. И вскоре возник массовый запрос: вот если бы удалось сделать универсальный вариант ОС – разумеется, не для всех предметов вообще, но для каждого в отдельности: математики, русского языка и т.д.
Но в этом-то и крылась главная проблема! Универсализация, то есть ориентация на использование опорных схем, данных учителю в готовом виде, вошла в противоречие с приоритетом творческого подхода и индивидуальной самостоятельности. Как вариант: для успешной педагогической деятельности любого предметника потребовалась не только высокая дидактическая подготовка, не только теоретическое изучение предмета внедрения, но и адаптация до уровня собственной методики.
Проще говоря, практика показала, что эффективно применять знаменитые опорные схемы может только тот учитель, который сам их и составляет. Учителя не понимают и даже отрицают чужие ОС, поскольку закодированное и символическое выражение информации сугубо индивидуально. Ведь в ОС кодируется материал именно этого урока, объяснения именно этого учителя и учитываются индивидуальные особенности именно этих учащихся. Не схема определяет содержание урока, а содержание урока определяет схему.
Ну что, на методике – крест?! Нет, конечно! Как пел любимый бард из тех же восьмидесятых: «причина твоя не кручина, а только ступень для тебя»! Ни в коем случае не стоило и не стоит опускать руки! «Школа-студия Шаталова» потому и существует, что в ней продолжается поиск, анализ и взаимообмен наилучших форм кодирования и расшифровки, «архивирования» и наглядности учебного материала. Самые деятельные, самые талантливые и самоотверженные педагоги продолжают собирать, формировать и совершенствовать свой практический опыт, а также делиться им с широкой аудиторией.
Ярким примером может служить учебное пособие Ольги Геннадьевны Легасовой «Такой простой русский язык».
Практический опыт автора – свыше сорока лет педагогической деятельности в системе среднего и высшего образования – собран и закреплен в 60 опорных конспектах (схемах с комментариями и примерами). Издание может послужить как школьному учителю, так и вузовскому преподавателю, а более всего – репетитору на любой стадии параллельного курса. Репетиторство - очень важная часть образования. Вроде бы «вторичная», но именно в ней перед преподавателем стоит наиболее сложная задача, почти всегда неординарная и каждый раз неожиданная: выявить и заполнить старые пробелы в знаниях ученика, исправить неизвестно кем и когда допущенные ошибки, зачастую еще и преодолеть личную неприязнь ученика к предмету, которым ну никак не получается овладеть, и так далее, и тому подобное… И почти всегда приходится начинать не с начала, не с теории, но буквально «на ходу», когда завтра-послезавтра надо сдавать экзамен, а несчастный выпускник и его родители не знают, за что хвататься! За состав предложений и пунктуацию? За причастия или деепричастия? За «не» слитно или «не» раздельно? За чередования «кас»-«кос», «гар»-«гор»? А может, вообще за «жи»-«ши» и «ча»-«ща»?
Хвататься же, как всегда, надо за хорошую книжку от хорошего, талантливого, а главное, очень доброжелательного автора. Человеческие качества играют далеко не последнюю роль, и каковы они – это чувствуется даже в самых прагматичных и схематичных дидактических материалах. Время до конца учебного года еще есть, не упустите счастливую возможность!
Легасова О.Г. Сборник опорных конспектов по русскому языку для 5-11 классов с пояснениями. – Москва: «Школа Шаталова», 2021. – 144 с., схемы.
Книги по теме:
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.