Найти в Дзене
Книжный класс

Учителя прошлого – учителям настоящего

Дореволюционная школа в России
Дореволюционная школа в России

«Не падайте духом, боритесь, читайте, ищите совершенства, стремитесь к истине, добру и красоте, помните, что вы - оплот и надежда России», – с таким заветом обращался к народным учителям Виктор Петрович Острогорский (1840-1902). Перед началом нового учебного года очень кстати будет вспомнить этого человека, одного из выдающихся отечественных педагогических деятелей, убежденного сторонника нравственных и гражданских начал общедоступного народного образования. В помощь нам – его книга «Из истории моего учительства. Как я сделался учителем (1851-1864)», впервые вышедшая в журнале «Образование» еще при жизни автора, затем дважды переизданная в книжном формате.

Острогорский Виктор Петрович (1840-1902). Фото  с сайта "Большая Российская энциклопедия"
Острогорский Виктор Петрович (1840-1902). Фото с сайта "Большая Российская энциклопедия"

В ней автор вспоминает собственное участие в образовательном процессе сначала как гимназиста и студента, а затем и педагога. Описывает свое окружение во время учебы, уделяя много внимания выдающимся людям его профессионального поприща, а также разнообразным формам учебы в университетах, гимназиях, платных и бесплатных училищах, на курсах самообразования и т.д. Книга Острогорского открывает нам интереснейшие подробности истории педагогики в России, ее целеполагания, политических влияний, гражданских позиций, методических поисков.

Группа университетских товарищей и сотрудников по Василеостровской школе В.П. Острогорского. 1861-1862. Фото взято здесь: "Из архива Виктора Петровича Острогорского" https://humus.livejournal.com/8565276.html?noscroll
Группа университетских товарищей и сотрудников по Василеостровской школе В.П. Острогорского. 1861-1862. Фото взято здесь: "Из архива Виктора Петровича Острогорского" https://humus.livejournal.com/8565276.html?noscroll

Сам Виктор Петрович был убежденным сторонником демократических идеалов, старался воплощать в жизнь идеи Н И. Пирогова и К. Д. Ушинского, В. И. Водовозова и В.Я. Стоюнина. Рассматривал образование и воспитание как единый процесс, особое внимание уделял этико-эстетическому воспитанию, видел в нем могущественный фактор формирования сознательных и полезных своему Отечеству членов общества.

Валдай.Педагоги и ученики школы В.П. Острогорского.Фото взято здесь "Из архива Виктора Петровича Острогорского" https://humus.livejournal.com/8565276.html?noscroll
Валдай.Педагоги и ученики школы В.П. Острогорского.Фото взято здесь "Из архива Виктора Петровича Острогорского" https://humus.livejournal.com/8565276.html?noscroll

Выделяя роль семьи в раннем эстетическом развитии ребенка. Острогорский считал, что главной заботой родителей должна стать высокая духовность семейной атмосферы, нравственная связь между членами семьи. Этому была также посвящена его публицистическая и литературная деятельность.

фото Государственная публичная историческая библиотека России
фото Государственная публичная историческая библиотека России

Острогорский В.П. Из истории моего учительства. Как я сделался учителем (1851-1864) /Предисловие, комментарии, именной указатель Л.В.Беловинского; Москва: Государственная публичная историческая библиотека России, 2023. – 304 с.

-6
-7
Уголок кабинета В.П. Острогорского в Петербургской квартире на Ивановской улице. Фото взято здесь "Из архива Виктора Петровича Острогорского" https://humus.livejournal.com/8565276.html?noscroll
Уголок кабинета В.П. Острогорского в Петербургской квартире на Ивановской улице. Фото взято здесь "Из архива Виктора Петровича Острогорского" https://humus.livejournal.com/8565276.html?noscroll

Публикации по теме:

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.