Введение
Во все времена информация являлась одним из ключевых факторов, определяющих развитие медицины. Быть в курсе последних достижений, получать свежие данные о последних научных разработках - это желание профессионала в любой области знаний, в том числе и в медицине. Вопрос о поиске медицинских статей, монографий, программ возникает при написании рефератов, дипломных работ, при подготовке кандидатской и докторской диссертации, да и просто в ежедневной практической деятельности врача. Прекрасные возможности для реализации всего вышеперечисленного предоставляет сеть Интернет, с помощью которой возможно не только подобрать все необходимые материалы, но и сделать это с минимальной затратой времени и средств(1).
Практика последних десятилетий свидетельствует, что современная медицина является одним из самых наукоемких секторов экономики, а своими успехами и достижениями она в значительной мере обязана результатам науно-технического прогресса (НТП). Заметную роль стал играть механизм обратных связей, посредством которого медицина оказывает стимулирующее воздействие на динамику НТП. В промышленно развитых странах одним из основных сектора экономики в финансировании перспективных разработок прочно заняла медицина. Лидером в этой области являются США, которые тратят на нужды здравоохранения почти 15% валового национального продукта (2,3). Научно-технический прогресс в медицине формируется под влиянием рынка общественного здоровья.
На кафедре урологии МГМСУ мы уже более 4 лет назад пошли по пути создания независимых Интернет сайтов информационной направленности по разным направления урологии, орентированных на самый широкий круг читателей – от врачей-урологов до специалистов общей практики и пациентов. Нашими проектами стали сайты www.urocon.ru (политематический сайт) и www.urogynecology.ru (сайт для обсуждения вопросов урогинекологии). Мы имеем более чем 7-летний опыт Интернет-консультирования и, будучи сами авторами нескольких проектов, безусловно являемся активными пользователями многих информационных ресурсов. В этой статье мы хотели бы поделиться с Вами некоторыми мыслями о ценности Интернета для практикующего врача, возможностях оптимизации использования всемирной паутины в своей ежедневной работе и связанными с этим проблемами и перспективами.
Интернет в здравоохранении
Современное здравоохранение все увереннее проникает в интернет. Поскольку первоначальной целью использования глобальной компьютерной сети в гражданской практике являлось обеспечение связи между американскими университетами, в нем заложено огромное количество научно-технической, в частности медицинской, информации. Для российских лечебно-профилактических учреждений, особенно амбулаторий, с их ограниченной возможностью доступа к альтернативным информационным источникам, Интернет может оказаться единственным реальным источником новых знаний.
На сегодняшний день вместе с интернет-аптеками в сети насчитывается более 120 тыс. узлов, имеющих отношение к охране здоровья. К сожалению, вместо решения информационных задач, многие серверы занимаются продажей и перепродажей лекарств или медицинской техники, либо направляют пользователей в электронные магазины своих партнеров, а затем получают процент с продаж. В ряде случаев такая практика, преследуя исключительно рекламные цели, страдает необъективностью рекомендаций.
Всемирная паутина в последние годы стала полноценной средой общения для врачей и пациентов, ищущих медицинскую информацию. Данные о болезнях и вспышках эпидемий распространяются не только через объявления правительственных учреждений, но также и через такие неофициальные каналы, как сообщения в СМИ, анализ поисковых запросов, блоги и чаты. Эти источники обеспечивают представление глобального здоровья, которое существенно отличается от сводок традиционной инфраструктуры здравоохранения. Интернет обеспечивает новые возможности по объединению экспертов различных специальностей, создавая виртуальные консультационные образования, общение в которых подразумевает исключительно обмен электронной информацией. Эффективность работы таких образований очень высока а скорость работы на порядок превосходит традиционные нормы. Новые информационные технологии облегчают общение и сотрудничество врачей.
Профессиональные социальные сети во всем мире стали популярными источниками информации о медицине. В урологии классическими примерами являются официальные сайты Европейской и Американской Урологических Ассоциаций, на которых публикуются не только текущие новости медицинской жизни, но и официальные рекомендации этих общественных организаций. Большим авторитетом пользуются Интернет-порталы www.urotoday.com, www.nih.gov, www.afud.org и т.д. В свободном Интернет-доступе можно найти материалы большинства современных урологических периодических научных журналов - Current Opinion in Urology, Journal of Urology, European Journal of Urology. Тем ни менее, их влияние на формирование российского врача-уролога пока невелико. Одним из мощных ограничивающих факторов является пресловутый языковой барьер – абсолютное большинство интернациональных медицинских ресурсов доступны только на английском языке.
Анализ последних исследований по популярности медицинского Интернета показал, что лишь 29% людей в возрасте старше 65 лет ищут онлайн информацию о здоровье (по большей части потому, что всего у 40% есть доступ к Интернет), по сравнению с 58% в возрасте 50-64 лет, 66% 30-49 летних и 71% 18-29 летних, ищущих информацию о медицине в Интернете (3). Несмотря на этот факт, по данным нашей клиники сегодня все большее число пациентов приходят на прием к специалисту «подготовленными», имеющими «на руках» всю необходимую информацию о своем заболевании, а иногда результаты заочных «интерент консультаций» или распечатки обсуждения своих медицинских проблем с форумов и блогов. Мы всегда рады появлению таких больных, поскольку знания пациентов о своем заболевании является основой успешного диалога врача и пациента. Нам представляется такая форма общения гораздо перспективнее столь популярной до недавнего времени версии - «монолога врача». С другой стороны, отзывы этих пациентов об опыте обращения в другие лечебные учреждения показывают, что подчас такие больные оказываются более подготовленными к беседе о своем заболевании, нежели специалисты. Такие проблемы часто возникают на уровне первого этапа оказания медицинской помощи, а именно – амбулаторного приема в поликлинике.
Электронное образование
Давно назрела необходимость в появлении ресурсов, способных сократить дистанцию между источником информации и специалистами, отфильтровывая лишнее, сужая область поиска. И это лишь одна сторона медали. Гораздо большее значение должно придаваться возможностям так называемого электронного образования. Ни для кого не секрет, что врачебная специальность имеет свою специфику - предоставляя право на лечебную деятельность и работу с людьми, она накладывает многочисленные обязательства. Первой и важнейшей заповедью врача была и остается «не навреди». Залогом соблюдения этой заповеди является постоянное совершенствование и повышение собственной квалификации. Решению этой задачи во многом способствует появления так называемых «профессиональных социальных сетей». Помимо обеспечения комфортных условий для общения «в кругу своих», профессиональные социальные сети, число которых увеличивается в геометрической прогрессии, выполняют очень важную функцию - информационную. Несмотря на то, что за последнее десятилетие окружающее нас информационное пространство изменилось кардинальным образом, поиск специализированных материалов по медицине по-прежнему остается нелегкой задачей. Если раньше докторам приходилось тратить много времени на поиск информации, число источников было крайне ограничено и они были труднодоступны, то теперь проблема стала диаметрально противоположной - информации, как и ее источников, стало слишком много. Попробуйте провести простой эксперимент: наберите в поисковой строке браузера, которым обычно пользуетесь, название какого-нибудь заболевания или лекарственного препарата. Информация для врачей в результатах поиска по такому запросу, в подавляющем большинстве случаев, не войдет в первую десятку страниц, «на обочину» ее вытеснят сведения справочного и научно-популярного характера, предназначенные для пациентов. Более того, на лицо повторяемость и воспроизводимость ресурсов. Одну и ту же информацию можно встретить на нескольких десятков сайтов, что свидетельствует об одном источнике или же о слепом копировании контента разными сайтами с целью привлечения большего количество посетителей. Важным фактором является наличие часто обновляющейся информации, такой как терминологические нормы и классификаций. Все сложнее становится угнаться за таким разнообразием информации (5).
Не следует забывать и о многочисленной армии учащихся - студентов медицинских университетов, курсантов, интернов и ординаторов, которые находятся лишь в начале пути своего становления как специалиста-медика. Мы уверены, что информация для учащихся и информация для врачей должна быть разделена. Состоявшимся специалистам можно предлагать варианты общения и новости о последних достижениях во всех областях медицины, в то время как узконаправленные статьи и дебаты экспертов с использованием авторитетных источников не только не помогут, но могут и дезориентировать учащихся. Отдельную целевую аудиторию составляют пациенты - они также стремятся быть в курсе всего, что касается их заболевания, задавать вопросы специалистам и получать квалифицированные ответы. С этой целью следует активно использовать on-line консультации специалистов. При этом экспертам важно соблюдать целый ряд правил, важнейшими из которых являются следующие: давая интернет-консультации следует исходить из того, что она не может заменить официальную консультацию врача, носит всегда приблизительный и ориентировочный характер и призвана предоставить потенциальному пациенту предварительную информацию общего характера для принятия дальнейших решений. На наших сайтах мы приводим правила Интернет-консультирования, стараясь сразу, с первых шагов, сформировать у обратившегося к нам пациента правильное понимание задачи такого общения. Интернет консультации не могут заменить очный визит к врачу, они только помогают лучше его спланировать и подготовиться к нему. В целом, интернет консультаций не ставят перед собой задачу излечения пациента, а призваны помочь ему «разобраться» в болезни. (5,6).
Система подготовки медицинских кадров в России обеспечивает постоянный приток новых специалистов – около 10 тысяч выпускников ежегодно оканчивают ВУЗы и становятся практикующими врачами. Небольшой процент выпускников занимаются научной деятельностью, что, безусловно, требует постоянного мониторинга новой информации в том или ином направлении медицины. Сегодня для этого можно использовать различные источники, такие как периодические журналы, публикации, материалы конференций и конгрессов, однако с учетом современных стандартов этих возможностей явно недостаточно. Дефицит свежей профессиональной информации отрицательно сказывается на квалификации специалистов, особенно первичного звена - так называемых, амбулаторных врачей. Все сказанное выше справедливо для врачей всех специальностей, не исключением является и урология. Врач с «передовой» - амбулаторный уролог - является важнейшим звеном в общении с пациентами. Именно на приеме в амбулатории происходит знакомство пациента с урологией, формируется стратегия его обследования и лечения. Возникает вопрос – откуда практикующему врачу черпать свежую достоверную информации? Зачастую у специалиста элементарно не хватает времени на обработку информационного потока и посещения регулярно проводимых встреч профессиональных обществ. Остро ощущается нехватка в доступном информационном поле.
Схожая ситуация имела место в странах Европы и США несколькими десятилетиями ранее. Ощутив подобную нехватку специалисты приняли решение о формировании так называемой системы электронного образования (E-learning), включающей в себя социальные профессиональные сети и образовательные порталы - место встречи коллег «по цеху», каждый из которых может поделиться уже имеющимися наработками и собственными знаниями в той специфической области, которой он занимается. Возможность комментировать и оценивать аккумулированную информацию придает ей дополнительную многогранность и динамичность, вместе с тем повышая общий уровень объективности. Была, например, создана социальная сеть врачей США Sermo, которая позволила специалистам на электроном пространстве обмениваться опытом, разбирать сложные случаи, а также получать новейшую информацию о разрабатываемых технологиях и продуктах намного быстрее и проще. Все большую популярность приобретают так называемые электронные образовательные порталы, первоочередной задачей которых является обеспечение практикующих специалистов любого уровня качественной свежей информацией. В создании порталов принимают участие эксперты и лидеры направлений. На подобных порталах присутствуют все возможные способы донесения информации до посетителей, включая новостные ленты, веб-касты, обзорные и проблемные статьи, описание препаратов и методик, разбор сложных клинических случаев и задач. В российском Интернет-пространстве такими сайтами урологической направленности стали www.uroweb.ru, www.urocon.ru, www.uro-gyn.ru и многие-многие другие. В последнее время у специалистов появилась возможность, не выходя из дома или офиса, присутствовать на проводимых сию минуту конгрессах и конференциях, благодаря технологиий on-line трансляций. Социальный аспект также затронут. Посетителям предоставлена возможность общаться в форумах и блогах, создавать свои сообщества по интересующим темам и вопросам.
Одной из насущных проблем является общая направленность большинства урологических медицинских интерент-ресурсов, ориентированных в первую очередь на врачей стационаров. Эта тенденция очевидна при анализе контента – преобладают статьи и новости об оперативном лечении урологических заболеваний, опыте применений современных методик и оборудования. До недавнего времени в России небыло готового информационного поля, удовлетворяющего запросам амбулаторных специалистов-урологов. В сентябре 2011 года при содействии компании Astellas появился первый российский проект, призванный удовлетворить информационные и образовательные потребности специалистов поликлинического звена - электронный портал «Академия Амбулаторной Урологии»
На страницах портала реализованы все доступные в настоящее время способы электронного образования, включая циклы лекций ведущих урологов по многим актуальным темам. Более того, для посетителей доступны новостные данные из таких источников как упоминавшиеся выше урологические журналы (Journal of Urology, European Urology, Journal of Endourology, Journal of Pediatric Urology), материалы конференций, электронные новостные урологические издания. Формирование контента сайта «Академия Амбулаторной Урологии» происходит после тщательного анализа наиболее интересных сообщений с последующим переводом на русский язык в виде рефератов статей. Создателями портала был сознательно органичен доступ, который могут получить лишь специалисты, занимающиеся проблемами урологии, что несомненно повышает целевую направленность и ценность данного ресурса. Благодаря прямым on-line трансляциям специалисты могут знакомиться с материалами научно-практических конференций, проводимых по всей России.
Заключение
Опыт зарубежных коллег и наш собственный говорит о неоспоримой ценности проектов электронного образования. В нашей стране данные ресурсы лишь начинают свою активную деятельность. Сентябрь этого года ознаменовался появлением первого русскоязычного портала урологической направленности, целевой аудиторией которого являются преимущественно амбулаторные специалисты-урологи. Очевидно, в ближайшее время следует ожидать появления новых Интернет-ресурсов и по другим направлениям медицины, что позволит существенно поднять уровень квалификации и обеспечить современными данными о новых разработках и технологиях специалистов-медиков всех уровней, особенно врачей амбулаторного звена. В заключение стоит отметить, что, согласно старинной мудрости, любое новшество проходит три стадии признания: первая - «этого никогда не может быть!», вторая - «в этом что-то есть…», и третья – «кто ж этого не знает?!». Стремительность появления в нашей жизнь новых интерактивных технологий и профессиональных виртуальных сообществ позволяет им удивительным образом проходить все эти три этапа одновременно, быстро превращая Интернет в незаменимый инструмент современного врача.
Список литературы
1. В. Е. Синицына и С. П. Морозова "Медицина в Интернете", М, 2010
2. Рынок медицинской техники и здравоохранительных услуг. Виленский А.В., Федосеев В.Н.//Маркетинг в России и за рубежом № 3 /2001
3.Романова С.А., Захарова В.М. Медицинская промышленность: «первоквартальные» достижения 2000 г. // Ремедиум. — 2000. — 7—8.
4.http://nxmed.ru/zdorove/dostupnost-meditsinskoy-informatsii-onlayn/
5. В.А.Плешаков. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект кибесоциализации человека в социальных сетях интеренет-среды// Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2010. Вып. 4 (19). С. 131–141
6. R Brian Haynes, N.L.Wilczynski Optimal search strategies for retrieving scientifically strong studies of diagnosis from Medline: analytical survey BMJ 328 : 1040 doi: 10.1136/bmj.38068.557998.EE (Published 8 April 2004)
Оригинальная статья опубликована на сайте РМЖ (Русский медицинский журнал): https://www.rmj.ru/articles/urologiya/internet-v-meditsine-i-urologii/#ixzz8LZGab2Nr
Under Creative Commons License: Attribution