Найти в Дзене
Мамулик

Как быстро и интересно научить ребёнка читать

Оглавление

Сегодня поделюсь своей историей и опытом, как же я научила своего ребёнка читать. В моем понимании изначально чтение должно проходить структурированно, то есть всякие пособия, буквари и так далее. И все равно было очень сложно понять, как же объяснить простые навыки сложения букв в слоги. Это для нас легко, взрослых, а вот для детей это абракадабра настоящая.

Не говорю о тех детях, которых тянет учиться читать, у них все получается быстрее, потому что есть желание. У моего ребенка его не было совершенно, поэтому любое соприкосновения с буквами хоть в какой форме вызывало у дочки сплошной негатив. И я совершенно не приверженец учить детей читать рано, но 5,5 лет-6 лет считаю, что уже пора начинать тренироваться. Статья написана для тех родителей, которые никак не могут привить интерес к изучению букв, чтению, а также для тех родителей, кто ищет новые материалы для обучения.

Много лишнего...

Мне кажется у нас дома было, все, что можно для изучения букв и слов. Однако большая часть нам просто не понадобилась. На самом деле, понадобилось всего несколько вещей. И ещё немного по интересу ребёнка.

Что у нас было?

Пазлы с буквами, рамки с буквами. Очень нравился пазл крупный, а так же рамка большая от фирмы крона. Лото с буквами. Карточки с буквами. Были и другие рамки, но именно как буквы дочка так и не стала запоминать ни по чему из перечисленного, а просто соотносила картинки. Или соединили пазл и все.

Самые классные:

Крона, очень большая и клевая
Крона, очень большая и клевая

Оигами напольная азбука
Оигами напольная азбука

Телефоны и планшеты с буквами. Также были как игры или пианино со звуками, ни о каких образовательных вещах речи не шло совсем.

-4

Игры с буквами. Найти, показать, соотнести и так далее. И тоже все мимо.

-5

Игры самодельные. Тут на сколько хватит фантазии. И опять ммимо. Хотя на пару раз было интересно. Пишем буквы на листах бумаги, раскладываем по комнате и даём задание к какой букве идти. Сначала вы, потом вам.

Я даже животных и фетра и буквы сама делала, спрашивается, зачем??!!

-6

Книги с картинками, стихами. Тоже совершенно не зашло. Особенно с окошками и прочей декоративной ерундой. Вот это пожалуй была самая бестолковая наляпанная книга:

-7

Огромное количество разных азбук и букварей. Увы и ах. Но ребенку это просто не интересно. Была и восхваленная Жукова, и скорочтение, и для малышей азбуки. В общей сложности штук 20, если не больше. И ребенку не интересно. Ладно, скажу често, мне эти бо и ба тоже не интересны, видимо она пошла в меня. Ну и как заниматься, если тебе самой не интересно? Чувствовала наверное подвох.

-8

-9

-10

И ещё много подобных, все показывать не вижу смысла.

Как мы учили буквы?

Буквы мы учили по детским журналам, в топе маленькие академики и 3/9 царство. Там минимально заданий на буквы, но за пару месяцев благодаря журналам мы их выучили. Учили именно звуки, а не буквы. То есть делаешь задания, читаешь, а потом мимолетом буковки почитали. В маленьких академиках дочкин рисунок даже напечатали, так что радости от прохождения и нового номера всегда очень много.

Журналы одни из самых бюджетных - по 70-80 рублей, в сравнении с доогими барби, принцессами и прочими, так что можно позволить себе раз в месяц уж точно! Про журналы у меня есть отдельная статья, сы перепробовали их читать все.

-11

-12

Только после того, как дочка выучила почти все буквы, мы начали пытаться их складывать. Вот тут в борьбу вступили все буквари и азбуки, но дочка никак не хотела понимать как это делать, а я уже подумывала о занятиях с педагогом.

Как мы научились соединять слоги

На просторах всемирной паутины я нашла очередной букварь, необычный с буквоежиком. Система чтения такая же, но в игровой форме, берём там самолётик, поезд и буковки в нем едут. В общем такой игрой дочка заинтересовалась моментально. Не буду рассказывать об основной методике написанной. Слогов там и слов мало,в отличии от других букварей идут только слова и буквы. Текста нет совсем. При чем сами буквы мы уже знали, так что начали отрабатывать слоги. Именно тут дочка поняла как это надо делать. Урааа! Первая победа.

У Букваежика ещё есть письма, которые ребёнок получает, но нас они почему то не сильно заинтересовали.

-13

-14

-15

Когда принцип стал понятен надо было отрабатывать слоги. И тут стало понятно, что буквоежик ребенку тоже надоел. Надо было искать что то новое и более интересное.

Отработка слогов б и а - ба

Первая отработка слогов была с буквоежиком. Тут я столкнулись с двумя проблемами:

Первая, что ребёнок периодически ещё забывал буквы, хотя в повседневности их помнил. Но при чтении голова похоже работает по другому. Так что на весь период у нам был поставлен плакат с буквами, сейчас он уже подстерся. Получалось, что дочка сама быстро вспоминала букву по картинке без моей помощи. Спустя год картинки очень блеклые, никак на фото, но в качестве помощника отлично служит. Это букварь на холсте.

-16

Вторая проблема, что дочка долго складывала слоги вот так: а и б аб. В и у ву. Как бы я не объясняла что надо сразу читать без этого в и у - ничего не получалось. Если вы столкнулись с этой проблемой, значит слушайте. Делать ничего не надо. Когда ребёнок потренируется, он будет быстрее вспоминать слоги и перестанет думать таким образом. Первое время после успешного прочтения дочка вскликовала: "мама! Представляешь! У меня в голове само складывается!". Так что пусть тренируется и все получится.

Однако, интереса становилось все меньше. Стала думать и искать ещё.

Кубики

Тогда я купила Кубики. Обычные пластиковые кубики по цене 150 рублей. Мы начали тренироваться на них. На них же учили различие между гласными и согласными, делали это так: отделяли в правую сторону девочек, в левую мальчиков и наоборот. Потом их соединили и дружили, то есть читали. Девочки, конечно всегда старались вылезти и встать вперед мальчиков. У мальчиков, думаю все будет в точности наоборот. Конечно, спустя несколько занятий это тоже надоело :))

-17

Кубики чаплыгина

Следующий шаг - покупка кубиков чаплыгина. Пиар нереальный, брала их на авито. Думала, будет лучше обычных. Прям вау, круто. Ребёнок посмотрел и вернулся к обычным кубиками за 150 руб, сказал что это не интересно. Спустя полгода кубики также были перепроданы на авито. Плюс один, я ничего не потеряла.

-18

Карточки вундеркинг с пеленок

Ещё одна распиаренная вещь. Тут много много карточек, которые надо читать. Взяла новые, потратила 2500 руб. Ну что сказать? Слоги проще читать на кубиках, слова в книгах, само исполнение красивое и качественное, но для нас также не интересно и бесполезно оказалось.

-19

Магнитные слоги в виде машинок и самолётов

Книги или даже скорее игры, в которых подставляешь, машинки, самолёты и т д с согласными к гласным. Идея хорошая, но прочитав пару раз, ребенок также потерял интерес, потому как слишком однообразно. Подойдёт больше для кружков и садиков, где много детей и никто подобного не видел.

-20

-21

KoroBoom

Большой набор с кучей кучей всего в игровой форме. Ооочень большое разнообразие, хотя и цена не маленькая. Отдала за комплект около 3000 руб, но ребенку действительно интересно, есть что больше любит, есть что меньше. Простые слоги в итоге отработали с этим набором и по времени, из всего что есть, с ним занимались дольше всего. Вот на него потраченных средств совершенно не жалко. Вся программа от и до расписана по урокам, что то повторяли по несколько раз и по желанию ребёнка.на фото реально все что входит, магнитная доска, куча пособий, игр, стаканов,магнитов, мешочек, игр, книг и т д. Если вы в начале пути - советую однозначно, если уже читаете - уже брать не стоит.

-22

-23

Как мы научились читать слова целиком (полные слова, склады, слоги, разделение - как лучше?)

Ну и осталась последняя задача - понять как эти слоги соединять в слова. Простые слоги ма-ма, ма-ша и т д дочка быстро освоила, тут главное практика. Потом встал вопрос как научить читать сложные слова, где гласные одни впереди, или несколько согласных идут подряд. Нашла несколько методик:

1. По слогам запоминать и читать знакомые слоги, то есть метод на память

2. Читать с разделением прямо в книгах "о-на по-ш-ла"

3. Читать по складам без разделения.

Первые два варианты показались сложными, второй ещё и не правильным - как потом учить читать без этого разделения? Все буквари и книги с разделением сразу отложила подальше. Пример:

-24

Учила по книге читалочка от феникс, цена около 150 руб. Очень простой метод - в слове выделять рядом стоящих мальчики согласую и девочку гласную, остальные точечки внизу. И читать по ним. Сначала помогать себе и проставлять волны внизу, затем делать это в голове.

-25

Читалочка феникс
Читалочка феникс

Очень быстро дочка поняла как это делать, и спустя небольшое время начала читать слова без палочек и точечек, все делая в голове. Книгу читалочку после этого забросили, но свою основную функцию, она, считаю, выполнила.

Узнаем первый и последний звук

Как только мы научились читать слова, стали учиться узнавать первый и последний звук, это тоже важно. Делали это в основном на распечатках заданий: Составь слово из первых букв. Так дочке было гораздо интереснее. Но на это потратили больше времени, для нас оказалось сложно выделять последний звук. Ничего не покупала, все можно найти в интернете.

-27

Я сам

После этого дочке уже не интересны буквари и т д совсем и окончательно, иногда играет с набором Кора бум, но больше занимаемся по тем же журналам, некоторым книгам, читаем самые простые книги, о них позже. Можно взять интересные тренажёры для чтения, с наклейками и т.д. покажу все самое интересное в нашем арсенале. Тренажёры нужно смотреть по интересам ребёнка и без разделения на слоги, можно так же поискать в интернете, что больше понравится и распечатать.

Я могу читать сам в виде комиксов - предполагается обучение с нуля. Но с нуля совсем не пошло. Кроме того какие то буквы читает мама, какие то ребенок. У нас это стало отработкой чтения, ребенок читает все сам и как раз учиться читать сложные слова, с мягким знаком. Тут три части. Начинаем с первой, после прочтения дочка решила её даже оставить и перечиывает в виде комиксов, даже в сад брала читать и показывать.

-28

Бобуквы, бобосказки, бобошутки

У этого же производителя есть такие книги и раз комиксы понравились, то и бобы тоже должны были понравится! Но не тут то было. Ребенок сказал что все книги глупые и неинтересные :) каждому - свое.

-29

Гномик Гоша и фея Лили

Специальные книги, волшебные. В них ребенку присылают письма гномик и фея. Тут и доп задания. Конечно все это в игровой форме. Иногда они посылают подарки - книгу, бомбочку для ванной, то что любит ребенок. Вот в такой форме можно легко тренировать чтение пару раз в день. У гнома 4 книги, у феи 3. Я веду их параллельно, потому что сложность одинаково возрастает.

Ещё в них можно отвечать, есть пустые конверты и марки. Этого мой ребёнок делать совсем не любит, так что письма с вопросами я не отправляю.

-30

-31

Аналогично есть очень дешёвый набор на сима лэнде за 80 р от животных. На маркетах дороже.

-32

Общение с мамой по мессенджеру

Следуюший шаг - общение с мамой/папой/бабушкой по мессенджеру. У дочки планшет и она отправляет мне голосовые сообщения, так как писать еще не умеет. Я же отвечаю только словами. Стараюсь использовать простые. Вот так и учимся:)

-33

Приложения на планшете

Можно заниматься на планшете, там много разных приложений. Но дочке пока ничего не понравилось. Оформили подписку от яндекса, там теперь есть приложения без рекламы- сказбука и котокуб. В целом приложения хорошие, но задания слишком однообразные, так что сюда заглядывает 1 раз в 1-2 недели, не чаще.

-34

-35

Фразовый конструктор

Очень нам понравился этот вариант для отработки базовых слов. Игра очень универсальная. Множество кубиков со словами, по которым можно составлять фразы. У меня ребёнок вообще воспринимает настольные игры, только где надо что то придумывать, воображать. Море игр со сказками по картинкам, воображаоиумов. Но фразовый конструктор самый лучший. Столько вариантов, и даже с предлогами. Играем по разному - придумываем сказки, задаём вопросы друг другу и с помощью картинок составляем ответы. Но больше всего нравится игра былица - небылица. Сначала одновременно составляем реальную фразу, потом чушь несусветную. Но как же ребёнок любит эту чушь придумывать и даже готов читать что там написано, потому что по картинкам не все бывает понятно. Так что эту чудо находку советую, но только тем, у кого дети любят воображать и придумывать.

-36

Книги для первого чтения

Что посоветую:

Две книги серии "зато сам"

-37

-38

Серия книг для первого чтения 5 ступеней. Я читаю сам. Начинаем с первой.

-39

-40

Ещё аналогично. Свободное чтение. Вакоша. Также с 1 ступени. 4 этапа.

-41

-42

Про пипа. Дома, на улице и т д. 4 ступени. В продаже уже сложно найти, нашла только одну часть. Изд. Розовый жираф.

-43

-44

Такса Клякса. Вторая часть с историями, про детский сад нам не понравилась. Эта очень смешная.

-45

-46

Все те же я могу читать сам

-47

Я читаю сам сфера

-48

-49

Поверьте, у меня дома ещё миллион книг на самое первое чтение :)) но как первое, советую эти, самые самые простые. Дальше - по интересу. Например, моя дочка дальше продолжила читать комиксы про "эмиля и марго", хотя они не самые лёгкие, но интерес берет свое, а книги - всегда с ней.

-50

Читаем вывески

Кроме того в магазинах и на улицах предлагаем прочитать вывески, дома - названия книг, продуктов, журналов, даже лекарств)) Моей нравится и такая игра - она берет предметы с надписями, пишет на листочке, приносит четыре предмета и даёт подсказку, а мы должны догадаться, какое слово там написано. Часто она пишет совсем другое слово, а потом от души хохочет, что, нет, нет такого слова, я пошутила!!!

-51

Пишем слова сами

Одновременно с чтением стоит начать отрабатывать разбор слова по буквам, как устно так и письменно. Устно просим составить любое слово, письменно слово, пропущенную букву и т д. Делать это можно на бумаге, специальные пособия для этого не нужны.

-52

Как часто и много заниматься?

Заниматься нужно регулярно. То есть каждый день, через день, но всего по 10-15 минут, чтобы не отбить интерес. Со временем ребёнок все чаще читает окружающие слова, по своему интересу, а не вашим просьбам.

-53

В окончании покажу игры, которые можно ещё рассмотреть для обучения, но что нам не зашло:

Шифр из букв

По символами складывается буквы и читаем слово. Правильно ли получилось? По логике должно было быть интересно, но мой ребёнок отказался напрочь это делать, сказал не интересно.

-54

Дуббль буквы

Ищем одинаковое на карточках, буквы, слова, звуки. На внимание и запоминать буквы, звуки.

-55

Звуковые азбуки, плакаты, телефоны и планшеты

Считаю самым бесполезным материалом для занятий.

-56

Лото и домино буквы, слоги

Буквы с лото мы так и не запомнили, домино интересно со слогами, но тоже по интересу ребёнка.

-57

-58

-59

-60

Словесное лото вместе весело читать

Очень качественные наборы на 3-4-6 букв, но какие то картинки даже я не нашла, и конечно игра на несколько раз. Цена высокая. 600 р за набор.

-61

-62

Словесный маджонг

Вообще её не поняли, нужно просто искать слоги и составлять слова. По итогу просто читали слоги.

-63

-64

Составь слова из букв деревянная

Популярно, много где есть. У нас не зашло, слишком нудно. Проще чтобы ребёнок сам писал слова, по буквам, или вставлял пропущенные буквы.

-65

Сфера, книги с картинками и ввсякоеиз этой линии

Очень большая серия, и азбуки и игры, отработка, есть книги подставлять картинки. Но нам тоже не зашло, тексты не интересные, книги тоже. Но довольно хорошие пальчиковые игры на гимнастику.

-66

-67

-68

Магнитные буквы и слоги

Обычные буквы не зашли, буквы с картинками тоже. А вот в наборе кора бум слоги. С ними занимались, но систематически по плану занятий из методики, которая там и была. Самой что то придумывать мне лень:)

-69

Игры со словами половинки

Тоже не поняли, так как большинство слов самые простые, например собака. То есть ребёнок собирает собаку и читать даже не надо, и так все понятно. Есть разрезные, в журналах, айрис пресс.

-70

Игры со словами

Женя кац - книги с ерундой и не ерундой)) таких книг в серии 5.

-71

Игра крокодил - объяснять, рисовать вещи и угадывать. В чем тут чтение? Слово читаем на карточке, изображаем его и никому не говорим.

-72

Домашний квест

На последок предложу игру дома - квест. Пишем слова и раскладываем их в разные места, даём первую бумагу ребенку. Итак, ваза - ванная - кот - шкаф - сон и т д. В конце ребёнок находит мини приз :) ребенку очень нравится,но не всегда есть время и желание этим заниматься.

-73

На этом все, творческих успехов! Если статья вам понравилась, ставьте лайки, пишите комментарии. Все фото взяты из сети, так как статью писала не дома, но за указанные пособия и книги могу поручиться!