Найти в Дзене
Виктор Никитин

Мона Бест - прародительница мёрсибита.

Битлз - на старт, внимание, марш... Всё когда-то начинается, ну и всё когда-нибудь заканчивается. Битлз когда-то начинали. Когда? И как? Об этом много написано. Сложно сказать что-то новое, но вот такая личность как Мона Бест - о ней есть что рассказать...я попробую.

Название статьи никак не придумывалось. Кто такая Мона Бест? Мать троих детей, из которых самый старший и известный Пит Бест, участник Битлз на самом раннем этапе их существования. Владелица клуба и гостевого дома в Ливерпуле - Casbah Coffee Club. Но самое важное - первая женщина- промоутер рок-н-ролльных групп. Ее даже кто-то в более поздние времена назвал ‘Mother of Merseybeat’. На этом, пожалуй, и заострим внимание в этом рассказе.

Раскрывать тайны триумфа Beatles - все равно что открывать золотую жилу. Хотя многие ассоциируют рок-н-ролльную сцену 60-х годов с любимым квартетом, в этой истории есть гораздо больше - началась она задолго ... до рождения ее участников.

В XIX веке (примерно 1860-70 год), за годы до того, когда родители впервые произнесли имена Джон, Пол, Джордж и Ринго, неизвестный строитель построил викторианское здание, которое в конечном итоге занял консервативный клуб Вест-Дерби. Этот конкретный дом был уникальным, в отличие от многих других резиденций в Ливерпуле. Расположенный вдали от шумной дороги, этот просторный дом мог похвастаться 15 небольшими спальнями и раскинулся на пышном участке площадью 4000 м2.
Интерьеры излучали уютную и в то же время таинственную атмосферу, все комнаты были оформлены в глубоких оттенках зеленого или коричневого. Сад, некогда бывший диким оазисом, добавлял очарования, в то время как подвал выполнял практическую функцию хранилища угля. Вот такая идилическая картина рисуется у читателя в его воображении.

Семья Бестов берет свое происхождение в Индии. Он - офицер британской армии, она собиралась стать врачом. Но после Второй мировой войны Джон и Мона переехали в Британию со своими двумя сыновьями - Питом и Рори. Они осели в Ливерпуле и примерно в течение лет десяти ютились в небольших комнатенках, что сильно не нравилось Моне, так как в Индии у них были более просторные апартаменты.

В 1957 году ее сын Рори рассказал ей о доме по адресу Хейманз-Грин, 8, который был выставлен на продажу. У Моны проснулось желание начать свой бизнес. За три года до этого она выиграла на бегах солидную сумму, которую не потратила, а отложила на будущее.

Учитывая все сомнения и понятное волнение – но и свое огромное желание владеть собственным кафе-баром, который впоследствии станет центральным на растущей музыкальной сцене, Мона, заложив все свои драгоценности, выкупила этот дом и переоборудовала свой собственный погреб, чтобы ее сыновья и их друзья могли собираться, знакомиться с новыми людьми и наслаждаться современной музыкой. Она назвала свой кофейный клуб Casbah (The Casbah Coffee Club), и дальше уже началась его история, связанная со знаменитыми группами и музыкантами.

Помимо коротко подстриженных голов и причесок под-швабру, ее фигура стала решающей основой для прочного наследия, которое охватывает десятилетия: ‘Мать Мерсибита’ - Мона Бест. Звучит, правда? Теперь ее все историки Битлз величают именно так. Хотя, возможно, сильно преувеличивают...Есть и еще одно прозвище только для своих - Мо. Как бы, по-американски.

Она делала многое из того, чего не делали другие, например, Cavern Club. Она привлекала в основном рок‘н’ролльных музыкантов.
В отличие от многих других клубов того времени, в Casbah также подавали пирожные, закуски, безалкогольные напитки и кофе, приготовленный с помощью кофемашины. 15 комнат наверху не пустовали - засидевшиеся посетители частенько ими пользовались. На официальное открытие клуба Мона первоначально пригласила квартет Леса Стюарта с Джорджем Харрисоном на гитаре. Однако группа распалась после размолвки, и Харрисон вместо этого вскоре оказался в группе под названием The Quarrymen по протекции Пола Маккартни.

Имея примерно около 300 постоянных поклонников - членов клуба, трио Пола Маккартни, Джона Леннона и Джорджа Харрисона собиралось в Casbah, чтобы закрепить за собой место. Мона Бест, со свойственной ей прямотой, согласилась на их выступления, но взяла с них обязательство завершить покраску внутренних помещений клуба. Группа согласилась, получив на некоторое время помещение для репетиций и вечерних выступлений. Синтия Пауэлл, которая позже станет женой Леннона, нарисовала силуэт Джона на стене - художественная деталь, которая, говорят, до сих пор украшает это место.

The Casbah был не просто первым рок‘н’ролльным заведением в Ливерпуле; здесь сформировалась целая культура, которая закрепила за городом, а позже и за Beatles, статус места мирового класса в сфере музыкальных талантов.

Переехав из Индии в 1945 году, Мона оказалась в разрушенном войной городе, олицетворяя независимость и свободолюбие своим харизматичным и нетрадиционным характером, своей силой воли, она сделала то, что не смогла сделать никакая женщина. Только по тому, что никому бы не пришло это в голову - из подвала, где хранились запасы угля, сделать клуб, где собирались бы молодые люди послушать выступления молодых непрофессиональных музыкантов. А эту идею ей подал ее сын - Пит Бест, которому она когда-то купила ударную установку. Все совпало как нельзя лучше.

-2

Сын Моны, Пит Бест, играл в группе Black Jacks. Тут же в клубе выступали и Quarrymen, четвертым был Кен Браун. Мона посчитала это хорошим вложением, так как сын все время был при деле, удовлетворяя свое музыкальное любопытство. Его брат, Винсент "Роуг" Бест (сын Моны и Ника Аспиналла), бережно хранит наследие своей матери и The Casbah Coffee Club (Мона Бест умерла в 1988 году). Этот клуб по-прежнему остается достопримечательностью, так или иначе связанной с именем Битлз.
Говоря о влиянии его матери на музыкальную сцену города, Роуг признает, что в те времена женщине было сложно прорваться в шоу-бизнес, и тем значительнее успех его матери в этой тяжелой работе. Конечно, сейчас и тогда - шоу-бизнес разные вещи. Мона, скорее всего, занималась Битлз и другими группами по наитию, нежели подчиняясь законам развития шоу-бизнеса, как сейчас. Роуг говорит:

"Никого из женщин рядом не было, она была первой, кто это сделал. Через двери Casbah прошло так много групп, которые продолжили свое существование и добились успеха. Очевидно, что самой известной из них были Beatles, и Мо положила им начало”.

Интересно:

Клуб "Casbah", расположившийся в подвале дома Моны Бест на Хейманс Грин, должен был открыться 29 августа 1959 года, и Мона начала продавать членские карточки, пока искала группу для выступления на премьере. Поэтому она встретилась с Кеном Брауном и Джорджем Харрисоном, чтобы пригласить The Les Stewart Quartet на открытие, и группа получила работу. Однако перед мероприятием Лес Стюарт ушел из группы, и его квартет распался. Джордж позвал своих приятелей Джона и Пола, чтобы создать группу, которая могла бы выполнить условия прежней договоренности. Итак, Пол, Джон, Джордж и Кен сформировали новую группу. За неимением лучшего названия они снова стали называться Quarrymen.

Мона проявляла больше, чем просто интерес к Fab Four: она верила в них. Она также стала “подкованной в бизнесе”, как объясняет Роуг, и применила эти навыки в рок-н-ролле, стремясь поддержать группу и других потенциальных талантов.

“Для нее это было не просто несбыточной мечтой”, - утверждает Роуг. “Я думаю, сначала она была просто удивлена, что все так быстро пошло на лад, но она и раньше знала, что у нее что-то должно получиться. Она основала Casbah promotions и поняла, что они были для нее самой любимой группой. Поэтому она хотела, чтобы они были на первом месте в этом списке”.

Настоящий переворот произошел, когда The Quarrymen вернулись из Гамбурга уже под именем Beatles. Позже в 1962 году у них появился Ринго Старр в качестве барабанщика.

“Она чувствовала, что в них что-то есть, особенно когда они вернулись из Германии. Они буквально покорили весь Ливерпуль, и за ними последовали другие группы. И это продолжало нарастать, нарастать и нарастать, и мы знаем, что произошло в конце концов”.

Нет учебника о том, как создать самую большую и популярную группу за всю историю музыки. В равной степени рецепт трудно выразить словами. Мона поверила в свою мечту. Может быть, вера в то, что все получится и есть то условие, которое приведет тебя обязательно к успеху?

“Они по-прежнему самая большая и популярная группа в истории музыки”, - утверждает Роуг, и он абсолютно прав.

Возможно, это было безупречное сочетание счастливых обстоятельств, наличие таланта, харизмы и надежной системы заботы и заинтересованности, которая поддерживала непоколебимую веру в потенциал Beatles. Или это был эффект известного легендарного царя, чье прикосновение сразу превращало все в золото - это было явление, в котором магия, заложенная в музыке, нашла наиболее глубокий отклик.
А может быть, это была Мона? Подлинная сила природы, маяк непоколебимой решимости. Твердо решив направить музыкальную сцену по предначертанному пути, Мона стала первой в мире женщиной-промоутером рок-н-ролла. Ее сотрудничество с такими невообразимыми талантами, как Beatles, изменило их траекторию, продвинув их в эпоху постоянного и заслуженного ажиотажа. Или все-таки это преувеличение?

Это запись концерта Пола Маккартни в Каверн клубе.

На предстоящем аукционе будет выставлен на продажу ежедневник с записями Моны Бест начала 1960-х годов, где отражена работа ее клуба Casbah. Предпоследняя инкарнация the Quarrymen распалась в 1959 году. В то время "каменотесами" были Джон, Пол, Джордж, Кен и, всякий раз, когда на сцене, где они были заняты, появлялось пианино, то добавлялся еще Джон Дафф Лоу.
После распада группы Джон и Пол остались вдвоем, а Джордж присоединился к квартету Леса Стюарта, состоящему из него самого, Кена Брауна, Леса Стюарта и барабанщика Джеффа Скиннера.

-3

Однако всего после восьми концертов The Quarrymen уволились из-за финансового спора с Моной. 10 октября Кен повредил ногу, и было решено, что он не сможет играть, поэтому группа выступала как трио, в то время как Кен отвечал за продажу билетов при входе. Когда Мона захотела заплатить Кену ту же сумму, что и остальным троим, они запротестовали, и Мона уволила их. Но они вернулись, и в дневнике Моны есть запись об этом. Кен же присоединился к группе с Питом Бестом, Чезом Ньюби и Биллом Барлоу под названием The Blackjacks. Но и они распались, когда Пит был приглашен в Beatles. В девяностых годах Кен написал черновую рукопись для книги о своем времени с Джорджем, Полом и Джоном, которая называлась “Моя жизнь” и впоследствии была переименована в “Какой-то другой парень!”. Рукопись объемом примерно в 38 000 слов так и не нашла сбыта и остается неопубликованной. Браун страдал от эмфиземы и умер в своем доме в Эссексе в июне 2010 года в возрасте 69 лет.

The Quarrymen в Casbah Club, Кен в очках. .
The Quarrymen в Casbah Club, Кен в очках. .

The Quarrymen играли каждую субботу в клубе. В свободное время красили стены комнат.

-5

Обратите внимание на эту заметку в местной газете об открытии клуба Kasbah (именно так он написан в заметке) и о том, что на открытии планиуется участие группы The Quarrymen на открытии, которые потом будут играть каждую субботу в этом клубе. Интересно, что имя Джона Леннона написано как Lennan.

Ежедневник Моны, который сейчас выставлен на продажу, содержит несколько листов бумаги с указанием недель (исключая воскресенья) с 1 января 1959 по 2 января 1960 года. Однако Мона, похоже, использовала раннюю часть дневника для записей на 1960 год, просто изменив даты и дни так, чтобы они совпадали с первыми несколькими неделями 1960 года.
Ежедневник содержит рукописные заметки и каракули Моны, а также упоминания о нескольких группах, которых она приглашала. В субботу, 9 января, она записала “Quarrymen”, единственную известную запись о Ленноне, Маккартни, Харрисоне и Брауне под этим названием, хотя неизвестно, состоялось ли это выступление. Интересно, что на воскресенье, 10 января, была запланирована группа “Rory Storm & The Hurricanes”, в состав которой входил Ринго Старр. На обороте первого листа также есть пометка “Найдите номер Вудса, а также адрес Ричи”, которая также может быть ранней отсылкой к Ринго.

-6

Изображение записи из дневника Quarrymen можно увидеть на странице 55 книги The Beatles: The True Beginning, написанной Роугом Бестом. В книге подпись неправильно относит даты к октябрю 1959 года, тогда как дата в ежедневнике - 9 января 1960 года.

==============

И как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.