Найти в Дзене

Вингфойл. Новый супер спорт. Что это и как начать.

Долгое время мне казалось, что про серфинг (его разные ипостаси), все что мог, я давно написал.
Но тут, внезапно:
1.Появился вингфойл.
2.Мои старые статьи канули в лету на сдохших специализированных сайтах и сломанных компах.
3.Появился Дзен. Прибежище графоманов.

Анна Орлова, Dahab, станция wingfoil.center
Анна Орлова, Dahab, станция wingfoil.center

Поэтому, свой 35 летний опыт катания на виндсерф досках и 4 года на вингфойле, я буду стараться реинкарнировать в местных публикациях в контексте вингфойла. Через призму виндсерфера со стажем и человека, посетившего 250 мест для катания. И основателя кучи проектов в этой сфере (самое старое серф агентство СНГ windclub.ru, первый в Москве SUPcenter.ru и первый Wingfoil.center ). Кстати, вот фотки с первых соревнований по вингфойлу в Дахабе (организатор - я).

-2
-3
-4
-5
-6
-7

В Москве и в Ейске мы уже тоже проводил первые гонки (22, 23 гг).

Стас Орлов, Эль-гуна, 2019
Стас Орлов, Эль-гуна, 2019

Что такое вингфойл
Вингфойлинг или вингсерфинг или вингинг — это водно-ветровой вид спорта. Райдер, стоя на доске, держится за крыло (wing, винг). Оно генерирует тягу вперед, а подводное крыло (hydrofoil, гидрофойл) получает подъемную тягу (как крыло самолета) и вся система взлетает. Таким образом доска, винг и человек летят над поверхностью воды, а воде остается только гидрофойл. Гидрофойл имеет крайне низкое сопротивление движению, поэтому вся конструкция движется легко и не требует чрезмерных физических усилий со стороны райдера. Кроме того, неровности воды не влияют на полет доски, поэтому мелкие вибрации отсутствуют. А это бережет колени и также снижает утомляемость.

Гидрофойлы и вингфойл доски
Гидрофойлы и вингфойл доски

Как появился вингфойл.
Одельные его элементы (всего их 3) существовали и ранее.
Например, доска для серфинга возникла в какие-то совсем доисторические периоды человеческого развития на Гаваях и, полагаю везде, где был океан. Вплоть до Чукотки. Народ прыгал на бревно и ехал, радостно тараща глазенки.
Винг, он же крыло - это бывший воздушный змей, на котором в разные времена пытались полетать крестьяне по всему миру.

-10

Позднее люди придумали надувной каркас, стропы и появился кайт серфинг.

-11

А потом конструкторы выбросили кайтовые веревочки (стропы) и придали кайту форму паруса. Появился классический современный надувной винг.

-12

Гидрофойл (ваш будущий подводных самолет) придумался в конце 19 века, и первые патенты появились в начале 20-го. Например вот нашел один такой https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/032211338/publication/GB190507603A?q=pn%3DGB190507603A Задумка была такая: лодка взлетает над водой на подводных крыльях и уменьшается тяга, потребная для ее движения.

Гидрофойл Lahoma Dark Horse 2100 sm2, карбон
Гидрофойл Lahoma Dark Horse 2100 sm2, карбон


Разные фантазеры и движители прогресса долгое время пытались сочетать данные изобретения между собой, но 3 из 3 не сочетал никто.
2 из трех было неоднократно:
Самый интересный факт был такой:
Авиационный инженер Джим Дрейк придумал виндсерфинг (доску с парусом) в 1969 году (официальная дата появления этого спорта), а спустя 15 лет он же придумал использовать каркасный винг в сочетании с доской (без гидрофойла). Виндсерфинг, как вид спорта, "взлетел".

Он-то все и придумал.
Он-то все и придумал.
Первый в мире выход на воду. 21 мая 1967, Калифорния.
Первый в мире выход на воду. 21 мая 1967, Калифорния.
Современный виндсерфинг.
Современный виндсерфинг.

А винг с доской - не "взлетел". Оказался не интересен людям.

Прообраз вингфойла от Джим Дрейк
Прообраз вингфойла от Джим Дрейк

Хотя ход мыслей был верным: винг не крепится к доске, а парус - крепится, поэтому у винга больше степеней свободы.
Популярность и звание олимпийского вида спорта достались виндсерфингу.

А вингфойл все это время ждал :)
И в 2011 году Тони Логос, соучредитель и дизайнер Slingshot Kiteboarding, сделал первые прототипы Slingwing и использовал их на виндфойлборде с большим фойлом в Колумбийском ущелье. Колумбийское ущелье, река Gogge - это такой аналог соляных озер (где ставятся авто рекорды). Там ставят рекорды скорости на досках, так как дует сильный ветер и нет больших волн.

Один из первых вингфойлов.
Один из первых вингфойлов.

В общем, к 2018 году все виндсерф и кайт бренды (из тех, кто обычно задает тренды), побежали, роняя гидротапки в этот сегмент.

Как и многие виндсерферы тех лет, я видел отрывочные фото и видео и не верил в то, что это не фейк . Я не мог предположить, что это окажется правдой. Полет над водой на слабых ветрах. Я был уверен, что это маркетинговый ход, когда тебе вешают в телевизоре красивую морковку, а после покупки ты понимаешь, что снова впарили лажу. Ну, типа, эликсир вечной молодости или "брюки превращаются...".

Винг фойл полностью оправдал мои надежды. Более того, он открыл мне новые горизонты. Если в 2019 году я мечтал чтобы хоть только полететь на этом чудесном снаряде, то в 2024 я учусь делать сальто на нем. В 51 год.

Стас Орлов, Дахаб, 23г.
Стас Орлов, Дахаб, 23г.


Вингфойл снаряжение.
Доски

-20

Бывают надувные и композитные (карбон, пластик, дерево и комбинации). Надувные доски хороши для новичков. При ударе о такую доску меньше шанс получить синяки. Надувные доски сделаны по технологии дроп стич. Тысячи волокон соединяют дно и палубу, позволяя надувать доску до 1.5 атмосфер без потери формы.

Drop stich
Drop stich

Это дает высокую жесткость. А оболочка из ПВХ делает такую доску высоконадежной. Надувная доска это точно не надувной матрас. В ряде случаев такая доска выдерживает гораздо более грубые воздействия, чем допускают композитные доски. Надувная доска сдувается в руллон и весь комплект помещается в рюкзак.

-22

Это именно то, что дало начало и буму сап серфига - логистическое удобство. Но композитные доски тверже. И для хорошо катающегося райдера данное качество становится определяющим. Как и на сноуборде и на горных лыжах, новичок охотно берет мягкие комплекты в сетевых магазинах. И уже потом переходит на про оборудование. Твердость композитной винг фойл доски дает отсутствие люфта ноги гидрофойла, и когда ты стоишь на ноге высотой почти метр, это имеет значение.
Доски делаются разных объемов и это - вторая важнейшая их характеристика. Так, для комфортного обучения человека, я рекомендую использовать формулу: Объем доски = Вес * 1,7 (1,8). То есть под вес 80 кг надо выбрать объем примерно 140-145 литров. По ряду причин идеально - вообще начинать на доске 160 - 190 литров с дополнительными центральными плавниками, независимо от веса. На такой доске вы быстро научитесь кататься против ветра. Это называется ходить галсами (лавироваться).
Фото

-23

Если вы хотите купить себе доску и у вас небольшой вес, то проще взять первый урок именно на такой доске, а уже купить доску меньшего объема. Для первого урока также подойдет швертовая виндсерф доска (когда снизу есть центральный большой плавник) Такими досками завалены все водохранилища.
Мой подробный видео обзор
"Как выбрать первую доску"

Обязательным атрибутом доски является лиш. Веревка, которую крепят к ноге или поясу. Чтобы доска от вас не ускакала. А вы не остались один в море. Еще, убежавшая доска может травмировать другого райдера и это особенно актуально на волнах.

На некоторых досках устанавливаются петли для ног, но на первый ваш сезон - забудьте о них. Петли для ног предназначены для прыжков и сложных элементов. Когда вы их начнете делать, то это будет уже совсем другая доска.

Винг

-24

Делается из специального материала. По переднему краю и поперек него, имеются надувные баллоны, придающие жесткость.

Основная характеристика винга - площадь. Она всегда указана на самом винге. Как и допустимое давление. Для районов с умеренным ветром райдеру весом 80 кг я рекомендую выбрать винг площадью 6-7 м2.
Умеренный ветер - это, например, в Москве
https://www.windfinder.com/windstatistics/moskva-ostankinskiy. А вот так дует на Маврикии , месте, где оставлена часть моей души. https://www.windfinder.com/windstatistics/le_morne_mauritius
Райдерам с легким весом можно (но не очень нужно) взять 5m2, а тяжеловесам - только 7м2.
Даже в районах с сильным ветром 6м2 точно пригодится. И еще зимой, при катании на горных лыжах, сноускейте или коньках (сноуборд не очень хороший вариант).

-25
-26

Винги развиваются стремительно и поэтому винги старых годов выпуска всегда сильно дешевле. Причины разные и при покупке надо разобраться в них. Первая причина - винг неудачен по своим характеристикам. Например, он не едет в лавировку. Или слишком мягок. Или производитель приделал не там, где надо, петли для рук. Или прилепил там где надо, но они быстро ломались.
Также, топовые бренды иногда просто сливают старые коллекции нормальных вингов - вот это именно то, что вам может пригодиться. Б/у винги брать стремно - винг является самой расходной составляющей вингфойла и риск взрыва баллона в море нам не нужен.
Винг также имеет веревку, которая соединяет его и вашу руку или пояс. Чтобы винг не улетел. Если лиш рвется, то вам предстоит заплыв в море (самоспасение) или помощь зала. Вопрос потери самого винга вторичен, это деньги , а не жизнь. Причин разрыва лишей много, и они описаны в моих видосах и шортсах на канале ютуб.
Каркас винга состоит из двух надувных баллонов - фронтального и поперечного. На поперечном есть ручки, за которые мы и держимся, чтобы ехать. Чтобы накачать винг (собственно, как и доску), мы должны взять насос и качать до давления , указанного на манжете клапана. Есть несколько типов клапанов. Основных два - сап и кайт. Предпочитаю сап клапан, так как насос при соединении к сап клапану показывает давление в винге или доске. При накачивании через кайт клапан, актуально давление - только в моменте максимального усилия качка. С кайт клапанами большой риск перекачать винг и взорвать его. Что тоже лечится - от 20 до 90 долл за ремонт. Винги для новичков могут быть помягче, винги для крупных или опытных райдеров - жестче.

Сейчас идет битва производителей за самый жесткий и быстрый винг. На сцену взошла технология Алула, которая применяется в премиальном сегменте и стоит в 2 раза дороже , чем винги из стандартного материала (типа отличного Teijin). Чем круче материал, тем большее давление можно закачать в баллон, тем он будет жестче, тем меньше может быть диаметр переднего баллона и тем быстрее будет ехать ввиду низкого сопротивления.

В некоторых вингах есть окна , а в некоторых нет. Мне все равно - я привык крутить головой и приподнимать винг с целью осмотре пейзажей. Но как и в авто - всегда найдется чел, который развернется из правого ряда. А иногда этим человеком будете вы. Это скороее к безопасности, про нее - отдельно и много.

Гидрофойл.
Самая мякотка этого тройственного союза. Гидрофойл - это ваш маленький подводный самолетик. Поэтому его так и называют - самолет. У него есть переднее большое крыло, есть заднее, маленькое, которое и тут, и в самолетостроении, называют стабилизатор. Соединяются эти два крыла кабиной с пассажирами, а в данном случае просто железной или композитной палкой. палка соединяется с доской мачтой (штангой, ногой), у которой сверху нахлобучена площадка (башка) с 4 дырками , которые соответствуют дыркам в доске и оные дырки соединяются 4 болтами (или винтами).

Гидрофойл Lahoma Dark Horse 2100 sm2, карбон + металл.
Гидрофойл Lahoma Dark Horse 2100 sm2, карбон + металл.

Как выбрать. Да пока все просто - 2100 - 2200 см2 размеры для райдеров от 80 кг. Если вы толще - будет чуть сложнее, хотя можно откопать и 2500 см2 (но не нужно). Если вы сильно легче, то можно взять и 1800 см2. Но , например, девушки осторожнее и им будет спокойнее начинать тоже на 2100 см2.
Что означает цифра 2100 см2? Площадь переднего крыла гидрофойла. Чем оно больше, тем легче учиться и тем медленнее едет райдер. Почти все бренды делают серии взаимозаменяемых передних крыльев, например, потом можно докупить переднее крыло площадью 1800 или 1300 см2 и резко нарастить скорость и маневренность. Правда на слабый ветер все равно придется использовать 2100 - он
машина для слабых ветров (см видео).

Развитие гидрофойлов идет в сторону увеличения аспектности, то есть размаха крыла (если совсем грубо). Это дает скорость и низкое потребление энергии. Если захотите поумничать про аспектность , то вот
ссылка на
шортс про аспектность.

Увеличение аспектности привело к появлению новой дисциплины - пампингу. Прыгаем как зайчик на доске и безо всякого ветра летаем над водой. Без мотора. Вначале это было удовольствие для тех, кто уж совсем упоротый кросс фитнес чел. Тяжко. Но зрелищно. С увеличением аспектности такие проезды увеличились до часа, то есть реально объехать вокруг Серебряного бора , 10 км, например. Правда доска с таким правильным гидрофойлом будет стоить от 4т евро, что сильно дороже обычного вингфойл комплекта (по состоянию на январь 24 г) .

Гидрофойл поставляется в разобранном виде и с кучкой винтов. При покупке сразу соберите его, проверьте все ли в наличии и после разборки оставьте винты в из отверстиях, чтобы видеть что все на месте. На моей памяти человек на кубе купил винтик за 50 долл, так как ближайший продавался в 300 км.

Как купить
Ситуация меняется очень быстро и то , что раньше было гуд , сейчас - отстой. Не знаю как сейчас, а раньше новичкам вовсю продавали залежалые кайтовые гидрофойлы площадью 1000 см2 и при этом еще серповидной формы с низкой аспектностью. Шансов ноль.

Ищем вот это: доска 140-190 литров (в зависимости от веса), надувная.
Винг 6м2. Гидрофойл - 2000 см2.

Вот, например, мое актуальное видео на тему
как выбрать первую вингфойл доску
Тут - ход мыслей при тестировании очередного винга
NP Fly
А тут - распаковка одного из гидрофойлов
Fone Eagle 790

На мой взгляд передовиками являются Fone, Gong (но не имеет дилеров, рассылает по почте напрямую из Европы, цена супергуд), Duotone (бывш Fanatic), Axis, Armstrong, Lahoma Dark Horse и иные. Про другие бренды не пишу, так как либо не катался, либо спотыкался. Но хорошо то , что все идут к одним стандартам по форме, характеристикам и качеству. И то, что "пошло" у одного бренда , через год появляется у всех остальных.

Цена. На данный момент можно найти нормальный новый комплект вингфойла, на который будет цена 2000 usd (например Dark Horse комплект, пишите в личку).

Плюсы и минусы вингфойла
+К несомненным плюсам вингфойла относят широкий ветровой диапазон катания как в целом, так и на одном комплекте снаряжения. То есть катание может начаться при ветре 3,5 м/с, что немыслимо для виндсерфинга. А необходимость заменить винг на меньший возникнет при 9 м/с. Виндсерферы меняют паруса в 2 раза чаще.
+Низкая утомляемость, связанная с тем, что при выходе в полет падает нагрузка на руки, держащие винг.
+Компактность комплекта, по сравнению с виндсерфингом
+Безопасные запуски по сравнению с кайтом
+Маневренность
+Быстрая обучаемость этому виду спорта
+Есть возможность периодически не использовать винг при катании. Чистый фойл серфинг или техника пампинга.

-Невозможность кататься на мелководье до 60 см, в отличие от кайта.
-Не такие высокие прыжки как на кайте.

Как научиться.
Не колебаться. Если вес до 110 - успех гарантирован. Покупайте комплект или приезжайте в одну из школ России или за рубежом. Конечно, вникайте в ветровую статистику и наличие снаряжения, спасения и инструктора. Если лень вникать - звоните в Винд Клуб. С 1998 года это серф агентсво собирает информацию о спотах и сервисах, не говоря уже о том, что на сайте www.windclub.ru вы найдете мои отчеты за 20 лет поездок по виндсерф спотам. Все они теперь предоставляют винг услуги и большинство владельцев станций - мои знакомые. Кстати - бронировать винг фойл в аренду или обучение надо заранее. Например, на Маврикии на станции ION Club есть квота - 40 человек, иначе снижается безопасность (усложняет спасение и увеличивает риск столкновения).
Если вы учитесь самостоятельно, то надо посмотреть видосы или послушать
мои подкасты ютуб канале. Долго, но по всем деталям.
Важно выбрать верное место и погоду. Ищем водоем с ровной водой и глубиной 1 метр. Тут нас не унесет и гидрофойл не будет цепляться о дно. Если нет водоемов со стабильным мелководьем - ок берем глубокую воду, но рассчитываем наше катание таким образом, чтобы ветер дул вдоль берега. Тогда вас не унесет сильно далеко от места старта и точено - не унесет на другой берег водоема. Например в Турцию из Сочи. Вообще учиться на глубокой воде моря - идея так себе в плане безопасности, не говоря уже о том, что там всегда волны и учиться неудобно.

Как понять где ветер вдоль берега?
Сайт windy.com там стрелками показано направление ветра, а цветом - его сила. Виртуально шарим по окрестным водоемам и планируем. Ветер может меняться в течение дня как по силе, так и по направлению.
Для обучения надо 3- 8 м/с.

Если коротко:
До выхода в полет на гидрофойле вас отделяет 4-10 часов с инструктором.
По крайней мере, у меня, в школах Дахаба и Москвы (но в Москве гораздо сложнее с ветром). За последний год по моей методике мною обучено более 300 человек. И еще столько же людей обучено по этой методике нашими инструкторами.

Хорошая идея - начать кататься зимой на лыжах.
Хорошая идея - взять инструктора
Хорошая идея - таскать водонепроницаемый бабкафон под гидрокостюмом (тач. скрин в воде не пашет если что). Аквапаки - лажа и в результате приведут к отказу.
Плохая идея - на первом этапе использовать сап доску без центрального плавника.
Плохая идея - учиться в ветер от 7 мс/с (если нет опыта виндсерфинга)
Плохая идея кататься без станции и супервайзинга в открытом море.

Насколько опасен винг фойл.
Не опаснее, чем кайт и виндсерфинг. По моей личной статистике происшествий.
Характер ситуаций чуть отличается - например в вингфойл нет трапеции , которая вас может катапультировать ребрами о снаряжение. В вингфойле нет строп, в которых можно запутаться. Кстати, стропы - основная причина почему я бросил кайт еще в 2001 году- этот снаряд не для человека , которого приводит в бешенство распутывание зарядки телефона длиной 1 метр.
В вингфойле, зато, есть гидрофойл, который может порезать вашу шкурку. Поэтому гидрокостюм тут нужен не как зашита от холода. Он - защита от порезов и УФ излучения.
Как и в любой ванной, можно стукнуться башкой и утонуть. Шлем и вейковый противошоковый жилет - очень нужная часть экипировки для вингфойла.

Тенденции.

Увеличение размаха крыла гидрофойла, увеличение жесткости давления в баллонах (полагаю, вплоть до перехода на жесткий каркас), появление новых фристайловых элементов (каждый день).
По совокупности - увеличение скорости катания, сложности маневров
и как следствие - массовый интерес к вингфойлу в ближайшие 5 лет.

Уже вылеты по 15 метров.
Уже вылеты по 15 метров.

Вингфойл безопасность.
В этой статье нет места для столь обширного материала. Он почти готов, подпишитесь на меня и причитаете первым.